Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Бушуева, Е. А. Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ / Е. А. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 201-202. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104695/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается один из приемов конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании Единого государственного экзамена.

Ключевые слова: идея решения, задание с параметром, приемы конструирования идеи решения, Единый государственный экзамен.

Сдача Единого государственного экзамена является неотъемлемой частью завершения обучения школьников. Одним из самых трудных заданий в содержании профильной математики является 17-е задание — задание с параметром. Данные задания вызывают затруднения как у учащихся (выбор способа решения), так и у учителей (недостаточность методических материалов в структурировании теории данной темы). Сконструировать идеи, которые могут помочь учащимся по условию задания определять к какому типу и каким методом решать задание, включающее в себя параметр, является значимым и актуальным.

Под идеей решения будем понимать «мысль, направляющую на план по внешнему виду». [3]

Существуют различные приемы для конструирования идей решения задания. Рассмотрим некоторые из них, которые, на наш взгляд, целесообразны в решении заданий с параметрами:

  1. Формулирование поисковых вопросов по условию задания (основывается на базовой методике работы с алгебраическим заданием, одним их этапов которой является этап поиска путей решения, который обязательно должен заканчиваться планом решения [5]).
  2. Прием перефразирования условия задания (основывается на замене условия (заключения, условия и заключения) на новое заключение (условие, условие и заключение), что позволяет рассматривать получившуюся конструкцию с позиции более знакомых для учащихся математических фактов [6]).
  3. Прием аналогии (основывается на сведении к решению некоторой известной вспомогательной задачи и переносе хода рассуждений на исходную [2]).
  4. Прием классификации заданий (основывается на выделении группы заданий, решаемых единым методом, или группы заданий, сходных по единой конструкции [1]).

Учитывая специфику заданий с параметрами, а именно их принадлежность к той или иной математической теме (квадратное неравенство с параметром, тригонометрическое уравнение с параметром и т. д.), что позволяет говорить о приеме классификации для конструирования идей их решения, определим направления успешной подготовки учащихся к их решению на Едином государственном экзамене:

  1. Включать задания с параметром необходимо на всех этапах обучения, начиная с седьмого класса (например, линейные уравнения с параметром целесообразно изучать в теме линейные уравнения).
  2. Конструировать идею решения задания с параметром возможно по условию задания (не обращая внимания на параметр), отнеся уравнение или неравенство к известному виду, а следовательно, и способу решения.

Таким образом, для решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ учащийся должен уметь отнести уравнение (неравенство) к известному классу, не обращая внимания на параметр, и владеть математическими основами решения, соответствующего уравнений данного класса [3].

В нашем исследовании прием конструирования идей решения задания с параметром по его условию, основанного на вышеуказанных умениях и владениях, реализуется через систему установок: ««Я вижу…»; «Я знаю, что …», «Я могу …» .

Рассмотрим задание с параметром [4]:

Найдите все значения а, для каждого из которых уравнение

имеет хотя бы один корень, принадлежащий промежутку

Анализ условия начинают с того, что учащиеся, не обращая внимание на параметр, начинают анализировать условие и отвечают на поставленные вопросы на основе имеющихся знаний из школьного курса. В последствии такой анализ выводит на план решения заданий с параметрами.

1

Я ВИЖУ…

Какое уравнение представлено в условии, если не обращать внимание на параметр?

Логарифмическое уравнение вида ;

2

Я ЗНАЮ, ЧТО уравнение такого вида решается по схеме

3

Я МОГУ реализовать эту схему для данного уравнения

4

Я ВИЖУ , что в каждом уравнении и неравенстве системы параметр а «легко» выражается через х (можно задать элементарные функции вида

5

Я МОГУ сформулировать план решения:

1)Изобразить графики уравнений и неравенств в системе хОа;

2) Нанести числовой промежуток из условия;

3) Смоделировать ситуацию согласно условию задачи;

4) Ответить на вопрос задачи;

5) Записать ответ

Таким образом, использование приема «Я вижу»...является целесообразным в конструировании идеи решения заданий с параметрами.

Литература:

  1. Малинникова Н. А., Александрович А. Л. Комплексы заданий с параметрами: подготовка к ЕГЭ. Ученые записки Брянского государственного университета. — Брянск, 2019, № 2, С. 16–24
  2. Малинникова Н. А., Бушуева Е. А. Еще раз об алгоритмах в заданиях с параметром. Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития / Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции (25.06.2021 г., г.Уфа) / — Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. С. 9–13
  3. Малинникова Н. А. О конструировании идей решения заданий с и параметрами. Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. — Киров, 2022. С. 234–235
  4. Малова И. Е. Теория и методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов/ И. Е. Малова [и др.]- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009. — 445 с.
  5. Сайт Решу ЕГЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://math-ege.sdamgia.ru/
  6. Яцковская Г. А. Математические затруднения учащихся, связанные с нахождением области значений функции, и методические пути их преодоления. Подготовка учащихся к ЕГЭ-2010 по математике: математические затруднения учащихся и методические пути их преодоления: Пособие для учителей математики учреждений среднего и профессионального образования Брянской области. — Выпуск 3. — Брянск: РИО БГУ, 2010. — С.6–71.
Основные термины (генерируются автоматически): параметр, Единый государственный экзамен, уравнение, условие задания, задание, идея решения, план решения, решение заданий, учащийся.


Ключевые слова

единый государственный экзамен, идея решения, задание с параметром, приемы конструирования идеи решения

Похожие статьи

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

– владение формулами и теоремами для быстрого выполнения заданий

Довольно часто в условии задачи не встречается дополнительных оговорок.

Такая задача относится к типу I — задач на движение. Покажем первый способ ее решения.

Ответ: 335 метров. Большее затруднение у учащихся вызывает следующая задача.

Изучение тригонометрических уравнений в рамках подготовки...

Если грамотно проанализировать структуру вариантов единого государственного экзамена по математике профильного уровня, то нетрудно заметить, что в задании № 5 (простейшие уравнения) учащиеся могут столкнуться с простейшими тригонометрическими уравнениями.

Практические основы решения задач с экономическим...

Рассматриваются сущность, типы и основные особенности экономических задач в структуре единого государственного экзамена по математике (профильный уровень), а также предлагаются варианты решения данных задач и методическая база.

Типология текстовых задач в Едином государственном...

 Решение текстовых задач — одно из базовых умений, необходимое для успешной сдачи единого государственного экзамена.

Весь процесс решения задачи можно разделить на несколько этапов: для начала нужно проанализировать условие задачи и схематично его...

Методы и приемы решения практических задач | Юный ученый

х=340 000 (руб) — сумма фонда. Следующий вид задачзадачи на время. Основа решения заданий данного типа является в том, что время одного объекта необходимо выразить относительно времени другого объекта. Пример задачи: Из пункта А в пункт В вышел пешеход.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач...

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой

Задание № 18 (№ 17 в 2022 году) — задание с параметром, относится к заданиям высокого уровня сложности.

Приведем примеры решения задач, содержащих параметр, двумя разными видами

Задание 2. Найдите значение параметра , при котором уравнение имеет 1 корень.

Обобщение и систематизация знаний и умений при изучении...

Задания с параметрами входят в часть 2 с развернутым ответом Основного государственного экзамена (22 задача ОГЭ 2021 года), а также во 2 часть Единого государственного экзамена по математике профильного уровня (18 задача ЕГЭ 2021 года).

Разбор и анализ сложности одной из новых задач ЕГЭ-2022

В статье автор разбирает решение одной из новых задач по теории вероятностей, введённой в ЕГЭ-2022. Рассматриваются как классический вариант решения, не приводящий к решению, так и альтернативные, которые оказываются наиболее оптимальными. Приводятся аргументы...

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

О том, как ученики будут сдавать экзамен, я задумывалась уже в начале 5-го класса.

Уже с шестого класса я вводила в задания самостоятельных и контрольных работ по 1–2 задания из банка данных ОГЭ по математике.

С ними я отрабатываю решение заданий первой половины части В.

Все решения написаны достаточно подробно, в стиле беседы с читателем.

Похожие статьи

Особенности решения текстовых задач в вариантах ЕГЭ по...

– владение формулами и теоремами для быстрого выполнения заданий

Довольно часто в условии задачи не встречается дополнительных оговорок.

Такая задача относится к типу I — задач на движение. Покажем первый способ ее решения.

Ответ: 335 метров. Большее затруднение у учащихся вызывает следующая задача.

Изучение тригонометрических уравнений в рамках подготовки...

Если грамотно проанализировать структуру вариантов единого государственного экзамена по математике профильного уровня, то нетрудно заметить, что в задании № 5 (простейшие уравнения) учащиеся могут столкнуться с простейшими тригонометрическими уравнениями.

Практические основы решения задач с экономическим...

Рассматриваются сущность, типы и основные особенности экономических задач в структуре единого государственного экзамена по математике (профильный уровень), а также предлагаются варианты решения данных задач и методическая база.

Типология текстовых задач в Едином государственном...

 Решение текстовых задач — одно из базовых умений, необходимое для успешной сдачи единого государственного экзамена.

Весь процесс решения задачи можно разделить на несколько этапов: для начала нужно проанализировать условие задачи и схематично его...

Методы и приемы решения практических задач | Юный ученый

х=340 000 (руб) — сумма фонда. Следующий вид задачзадачи на время. Основа решения заданий данного типа является в том, что время одного объекта необходимо выразить относительно времени другого объекта. Пример задачи: Из пункта А в пункт В вышел пешеход.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач...

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой

Задание № 18 (№ 17 в 2022 году) — задание с параметром, относится к заданиям высокого уровня сложности.

Приведем примеры решения задач, содержащих параметр, двумя разными видами

Задание 2. Найдите значение параметра , при котором уравнение имеет 1 корень.

Обобщение и систематизация знаний и умений при изучении...

Задания с параметрами входят в часть 2 с развернутым ответом Основного государственного экзамена (22 задача ОГЭ 2021 года), а также во 2 часть Единого государственного экзамена по математике профильного уровня (18 задача ЕГЭ 2021 года).

Разбор и анализ сложности одной из новых задач ЕГЭ-2022

В статье автор разбирает решение одной из новых задач по теории вероятностей, введённой в ЕГЭ-2022. Рассматриваются как классический вариант решения, не приводящий к решению, так и альтернативные, которые оказываются наиболее оптимальными. Приводятся аргументы...

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

О том, как ученики будут сдавать экзамен, я задумывалась уже в начале 5-го класса.

Уже с шестого класса я вводила в задания самостоятельных и контрольных работ по 1–2 задания из банка данных ОГЭ по математике.

С ними я отрабатываю решение заданий первой половины части В.

Все решения написаны достаточно подробно, в стиле беседы с читателем.

Задать вопрос