Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 июня, печатный экземпляр отправим 25 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Бушуева, Е. А. Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ / Е. А. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 201-202. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104695/ (дата обращения: 13.06.2025).



В статье рассматривается один из приемов конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании Единого государственного экзамена.

Ключевые слова: идея решения, задание с параметром, приемы конструирования идеи решения, Единый государственный экзамен.

Сдача Единого государственного экзамена является неотъемлемой частью завершения обучения школьников. Одним из самых трудных заданий в содержании профильной математики является 17-е задание — задание с параметром. Данные задания вызывают затруднения как у учащихся (выбор способа решения), так и у учителей (недостаточность методических материалов в структурировании теории данной темы). Сконструировать идеи, которые могут помочь учащимся по условию задания определять к какому типу и каким методом решать задание, включающее в себя параметр, является значимым и актуальным.

Под идеей решения будем понимать «мысль, направляющую на план по внешнему виду». [3]

Существуют различные приемы для конструирования идей решения задания. Рассмотрим некоторые из них, которые, на наш взгляд, целесообразны в решении заданий с параметрами:

  1. Формулирование поисковых вопросов по условию задания (основывается на базовой методике работы с алгебраическим заданием, одним их этапов которой является этап поиска путей решения, который обязательно должен заканчиваться планом решения [5]).
  2. Прием перефразирования условия задания (основывается на замене условия (заключения, условия и заключения) на новое заключение (условие, условие и заключение), что позволяет рассматривать получившуюся конструкцию с позиции более знакомых для учащихся математических фактов [6]).
  3. Прием аналогии (основывается на сведении к решению некоторой известной вспомогательной задачи и переносе хода рассуждений на исходную [2]).
  4. Прием классификации заданий (основывается на выделении группы заданий, решаемых единым методом, или группы заданий, сходных по единой конструкции [1]).

Учитывая специфику заданий с параметрами, а именно их принадлежность к той или иной математической теме (квадратное неравенство с параметром, тригонометрическое уравнение с параметром и т. д.), что позволяет говорить о приеме классификации для конструирования идей их решения, определим направления успешной подготовки учащихся к их решению на Едином государственном экзамене:

  1. Включать задания с параметром необходимо на всех этапах обучения, начиная с седьмого класса (например, линейные уравнения с параметром целесообразно изучать в теме линейные уравнения).
  2. Конструировать идею решения задания с параметром возможно по условию задания (не обращая внимания на параметр), отнеся уравнение или неравенство к известному виду, а следовательно, и способу решения.

Таким образом, для решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ учащийся должен уметь отнести уравнение (неравенство) к известному классу, не обращая внимания на параметр, и владеть математическими основами решения, соответствующего уравнений данного класса [3].

В нашем исследовании прием конструирования идей решения задания с параметром по его условию, основанного на вышеуказанных умениях и владениях, реализуется через систему установок: ««Я вижу…»; «Я знаю, что …», «Я могу …» .

Рассмотрим задание с параметром [4]:

Найдите все значения а, для каждого из которых уравнение

имеет хотя бы один корень, принадлежащий промежутку

Анализ условия начинают с того, что учащиеся, не обращая внимание на параметр, начинают анализировать условие и отвечают на поставленные вопросы на основе имеющихся знаний из школьного курса. В последствии такой анализ выводит на план решения заданий с параметрами.

1

Я ВИЖУ…

Какое уравнение представлено в условии, если не обращать внимание на параметр?

Логарифмическое уравнение вида ;

2

Я ЗНАЮ, ЧТО уравнение такого вида решается по схеме

3

Я МОГУ реализовать эту схему для данного уравнения

4

Я ВИЖУ , что в каждом уравнении и неравенстве системы параметр а «легко» выражается через х (можно задать элементарные функции вида

5

Я МОГУ сформулировать план решения:

1)Изобразить графики уравнений и неравенств в системе хОа;

2) Нанести числовой промежуток из условия;

3) Смоделировать ситуацию согласно условию задачи;

4) Ответить на вопрос задачи;

5) Записать ответ

Таким образом, использование приема «Я вижу»...является целесообразным в конструировании идеи решения заданий с параметрами.

Литература:

  1. Малинникова Н. А., Александрович А. Л. Комплексы заданий с параметрами: подготовка к ЕГЭ. Ученые записки Брянского государственного университета. — Брянск, 2019, № 2, С. 16–24
  2. Малинникова Н. А., Бушуева Е. А. Еще раз об алгоритмах в заданиях с параметром. Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития / Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции (25.06.2021 г., г.Уфа) / — Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. С. 9–13
  3. Малинникова Н. А. О конструировании идей решения заданий с и параметрами. Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. — Киров, 2022. С. 234–235
  4. Малова И. Е. Теория и методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов/ И. Е. Малова [и др.]- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009. — 445 с.
  5. Сайт Решу ЕГЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://math-ege.sdamgia.ru/
  6. Яцковская Г. А. Математические затруднения учащихся, связанные с нахождением области значений функции, и методические пути их преодоления. Подготовка учащихся к ЕГЭ-2010 по математике: математические затруднения учащихся и методические пути их преодоления: Пособие для учителей математики учреждений среднего и профессионального образования Брянской области. — Выпуск 3. — Брянск: РИО БГУ, 2010. — С.6–71.
Основные термины (генерируются автоматически): параметр, Единый государственный экзамен, уравнение, условие задания, задание, идея решения, план решения, решение заданий, учащийся.


Ключевые слова

единый государственный экзамен, идея решения, задание с параметром, приемы конструирования идеи решения

Похожие статьи

Применение специальных задач для успешного выполнения заданий повышенного уровня единого государственного экзамена

В данной статье рассматривается наиболее эффективный метод решения задач повышенной трудности при подготовке к единому государственному экзамену по математике. Этот метод заключается в составлении специальных задач, которые являются базовыми при выпо...

Решение задания 1 с правильными многоугольниками из ЕГЭ по математике (профиль)

В статье автор исследует основные формулы для правильных многоугольников и приводит примеры решения задания 1 из ЕГЭ по математике (профиль).

Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике

Статья посвящена новому заданию тестовой части ЕГЭ по профильной математике. В статье указаны несколько способов решения этого задания. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам.

Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы

В статье автор даёт общую характеристику проблемы шаблонных решений на ЕГЭ по информатике. Рассматриваются социологический, предметный и методический аспекты вопроса. Автор определяется шаблон как образец решения, алгоритмическую идею, критикует эксп...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Методические особенности формирования первоначальных статистических представлений младших школьников

В статье рассмотрены методические аспекты формирования первоначальных статистических представлений младших школьников. Выявлены основные направления и особенности методики работы над заданиями с элементами математической статистики.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач с параметром графическим методом

В работе авторы приводят краткую информацию об особенностях задачи с параметром в ЕГЭ по математике профильного уровня. Говорится об особенностях решения задач с параметрами разновидностями графического метода.

Похожие статьи

Применение специальных задач для успешного выполнения заданий повышенного уровня единого государственного экзамена

В данной статье рассматривается наиболее эффективный метод решения задач повышенной трудности при подготовке к единому государственному экзамену по математике. Этот метод заключается в составлении специальных задач, которые являются базовыми при выпо...

Решение задания 1 с правильными многоугольниками из ЕГЭ по математике (профиль)

В статье автор исследует основные формулы для правильных многоугольников и приводит примеры решения задания 1 из ЕГЭ по математике (профиль).

Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике

Статья посвящена новому заданию тестовой части ЕГЭ по профильной математике. В статье указаны несколько способов решения этого задания. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам.

Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы

В статье автор даёт общую характеристику проблемы шаблонных решений на ЕГЭ по информатике. Рассматриваются социологический, предметный и методический аспекты вопроса. Автор определяется шаблон как образец решения, алгоритмическую идею, критикует эксп...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Методические особенности формирования первоначальных статистических представлений младших школьников

В статье рассмотрены методические аспекты формирования первоначальных статистических представлений младших школьников. Выявлены основные направления и особенности методики работы над заданиями с элементами математической статистики.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач с параметром графическим методом

В работе авторы приводят краткую информацию об особенностях задачи с параметром в ЕГЭ по математике профильного уровня. Говорится об особенностях решения задач с параметрами разновидностями графического метода.

Задать вопрос