Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Бушуева, Е. А. Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ / Е. А. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 201-202. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104695/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается один из приемов конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании Единого государственного экзамена.

Ключевые слова: идея решения, задание с параметром, приемы конструирования идеи решения, Единый государственный экзамен.

Сдача Единого государственного экзамена является неотъемлемой частью завершения обучения школьников. Одним из самых трудных заданий в содержании профильной математики является 17-е задание — задание с параметром. Данные задания вызывают затруднения как у учащихся (выбор способа решения), так и у учителей (недостаточность методических материалов в структурировании теории данной темы). Сконструировать идеи, которые могут помочь учащимся по условию задания определять к какому типу и каким методом решать задание, включающее в себя параметр, является значимым и актуальным.

Под идеей решения будем понимать «мысль, направляющую на план по внешнему виду». [3]

Существуют различные приемы для конструирования идей решения задания. Рассмотрим некоторые из них, которые, на наш взгляд, целесообразны в решении заданий с параметрами:

  1. Формулирование поисковых вопросов по условию задания (основывается на базовой методике работы с алгебраическим заданием, одним их этапов которой является этап поиска путей решения, который обязательно должен заканчиваться планом решения [5]).
  2. Прием перефразирования условия задания (основывается на замене условия (заключения, условия и заключения) на новое заключение (условие, условие и заключение), что позволяет рассматривать получившуюся конструкцию с позиции более знакомых для учащихся математических фактов [6]).
  3. Прием аналогии (основывается на сведении к решению некоторой известной вспомогательной задачи и переносе хода рассуждений на исходную [2]).
  4. Прием классификации заданий (основывается на выделении группы заданий, решаемых единым методом, или группы заданий, сходных по единой конструкции [1]).

Учитывая специфику заданий с параметрами, а именно их принадлежность к той или иной математической теме (квадратное неравенство с параметром, тригонометрическое уравнение с параметром и т. д.), что позволяет говорить о приеме классификации для конструирования идей их решения, определим направления успешной подготовки учащихся к их решению на Едином государственном экзамене:

  1. Включать задания с параметром необходимо на всех этапах обучения, начиная с седьмого класса (например, линейные уравнения с параметром целесообразно изучать в теме линейные уравнения).
  2. Конструировать идею решения задания с параметром возможно по условию задания (не обращая внимания на параметр), отнеся уравнение или неравенство к известному виду, а следовательно, и способу решения.

Таким образом, для решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ учащийся должен уметь отнести уравнение (неравенство) к известному классу, не обращая внимания на параметр, и владеть математическими основами решения, соответствующего уравнений данного класса [3].

В нашем исследовании прием конструирования идей решения задания с параметром по его условию, основанного на вышеуказанных умениях и владениях, реализуется через систему установок: ««Я вижу…»; «Я знаю, что …», «Я могу …» .

Рассмотрим задание с параметром [4]:

Найдите все значения а, для каждого из которых уравнение

имеет хотя бы один корень, принадлежащий промежутку

Анализ условия начинают с того, что учащиеся, не обращая внимание на параметр, начинают анализировать условие и отвечают на поставленные вопросы на основе имеющихся знаний из школьного курса. В последствии такой анализ выводит на план решения заданий с параметрами.

1

Я ВИЖУ…

Какое уравнение представлено в условии, если не обращать внимание на параметр?

Логарифмическое уравнение вида ;

2

Я ЗНАЮ, ЧТО уравнение такого вида решается по схеме

3

Я МОГУ реализовать эту схему для данного уравнения

4

Я ВИЖУ , что в каждом уравнении и неравенстве системы параметр а «легко» выражается через х (можно задать элементарные функции вида

5

Я МОГУ сформулировать план решения:

1)Изобразить графики уравнений и неравенств в системе хОа;

2) Нанести числовой промежуток из условия;

3) Смоделировать ситуацию согласно условию задачи;

4) Ответить на вопрос задачи;

5) Записать ответ

Таким образом, использование приема «Я вижу»...является целесообразным в конструировании идеи решения заданий с параметрами.

Литература:

  1. Малинникова Н. А., Александрович А. Л. Комплексы заданий с параметрами: подготовка к ЕГЭ. Ученые записки Брянского государственного университета. — Брянск, 2019, № 2, С. 16–24
  2. Малинникова Н. А., Бушуева Е. А. Еще раз об алгоритмах в заданиях с параметром. Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития / Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции (25.06.2021 г., г.Уфа) / — Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2021. С. 9–13
  3. Малинникова Н. А. О конструировании идей решения заданий с и параметрами. Материалы 41-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. — Киров, 2022. С. 234–235
  4. Малова И. Е. Теория и методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов/ И. Е. Малова [и др.]- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009. — 445 с.
  5. Сайт Решу ЕГЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://math-ege.sdamgia.ru/
  6. Яцковская Г. А. Математические затруднения учащихся, связанные с нахождением области значений функции, и методические пути их преодоления. Подготовка учащихся к ЕГЭ-2010 по математике: математические затруднения учащихся и методические пути их преодоления: Пособие для учителей математики учреждений среднего и профессионального образования Брянской области. — Выпуск 3. — Брянск: РИО БГУ, 2010. — С.6–71.
Основные термины (генерируются автоматически): параметр, Единый государственный экзамен, уравнение, условие задания, задание, идея решения, план решения, решение заданий, учащийся.


Ключевые слова

единый государственный экзамен, идея решения, задание с параметром, приемы конструирования идеи решения

Похожие статьи

Применение специальных задач для успешного выполнения заданий повышенного уровня единого государственного экзамена

В данной статье рассматривается наиболее эффективный метод решения задач повышенной трудности при подготовке к единому государственному экзамену по математике. Этот метод заключается в составлении специальных задач, которые являются базовыми при выпо...

Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике

Статья посвящена новому заданию тестовой части ЕГЭ по профильной математике. В статье указаны несколько способов решения этого задания. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам.

Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы

В статье автор даёт общую характеристику проблемы шаблонных решений на ЕГЭ по информатике. Рассматриваются социологический, предметный и методический аспекты вопроса. Автор определяется шаблон как образец решения, алгоритмическую идею, критикует эксп...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Методические особенности формирования первоначальных статистических представлений младших школьников

В статье рассмотрены методические аспекты формирования первоначальных статистических представлений младших школьников. Выявлены основные направления и особенности методики работы над заданиями с элементами математической статистики.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач с параметром графическим методом

В работе авторы приводят краткую информацию об особенностях задачи с параметром в ЕГЭ по математике профильного уровня. Говорится об особенностях решения задач с параметрами разновидностями графического метода.

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу студентов специальности «Эксплуатация железных дорог»

Данная статья посвящена проблеме рейтинговой системе оценок контроля выполнения самостоятельной работы студентов. Ее влиянию на экзаменационные оценки.

Похожие статьи

Применение специальных задач для успешного выполнения заданий повышенного уровня единого государственного экзамена

В данной статье рассматривается наиболее эффективный метод решения задач повышенной трудности при подготовке к единому государственному экзамену по математике. Этот метод заключается в составлении специальных задач, которые являются базовыми при выпо...

Девятое задание тестовой части ЕГЭ по профильной математике

Статья посвящена новому заданию тестовой части ЕГЭ по профильной математике. В статье указаны несколько способов решения этого задания. Содержание статьи будет полезным преподавателям и студентам.

Шаблоны на ОГЭ и ЕГЭ по информатике: методологический анализ проблемы

В статье автор даёт общую характеристику проблемы шаблонных решений на ЕГЭ по информатике. Рассматриваются социологический, предметный и методический аспекты вопроса. Автор определяется шаблон как образец решения, алгоритмическую идею, критикует эксп...

Проектирование учебных заданий по математике, направленных на формирование метапредметных результатов обучения младших школьников

Сегодня в условиях модернизации содержания начального общего образования и внедрения новых стандартов начального общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к проектированию учебных заданий, для правильной оценки ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Методические особенности формирования первоначальных статистических представлений младших школьников

В статье рассмотрены методические аспекты формирования первоначальных статистических представлений младших школьников. Выявлены основные направления и особенности методики работы над заданиями с элементами математической статистики.

Применение средств ИГС GeoGebra в ходе решения задач с параметром графическим методом

В работе авторы приводят краткую информацию об особенностях задачи с параметром в ЕГЭ по математике профильного уровня. Говорится об особенностях решения задач с параметрами разновидностями графического метода.

Влияние рейтинговой системы оценок на самостоятельную работу студентов специальности «Эксплуатация железных дорог»

Данная статья посвящена проблеме рейтинговой системе оценок контроля выполнения самостоятельной работы студентов. Ее влиянию на экзаменационные оценки.

Задать вопрос