Содержание приемов организации учебного исследования в процессе изучения математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.07.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Сапоцкая, А. П. Содержание приемов организации учебного исследования в процессе изучения математики / А. П. Сапоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104678/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматривается один из приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике.

Ключевые слова : учебное исследование, приемы учебного исследования, ориентировочные основы приема

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образование должно формировать универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные и познавательные учебные действия представляют собой умения исследовательского плана. Следовательно, для их формирования необходимо грамотно организованно организованная исследовательская деятельность.

Исследовательскую деятельность учащихся, организованную в процессе обучения, отождествляют с учебным исследованием.

Таким образом, учебное исследование является неотъемлемой частью образовательного процесса, формирующей систему универсальных учебных действий у учащихся.

Под учебным исследованием будем понимать поисковую творческую деятельность учащихся, осуществляемую путем постановки преподавателем новых проблем и проблемных задач, требующих самостоятельного решения, и приводящих к получению новых знаний.

Для того, чтобы учебное исследование было эффективным, целесообразно в процессе его организации применять приемы: приемы, направленные на формирование исследовательских умений; приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательской деятельности.

Приемы, направленные на формирование исследовательских умений.

  1. Прием сравнения (выявляет черты сходства исследуемых объектов);
  2. Прием смыслового чтения текста (позволяет выявить главную информацию для исследования);
  3. Прием аналогии или переноса знаний в новую ситуацию (исследование объекта по аналогии с ранее изученным);
  4. Прием классификации (выделение сходных признаков и объединение в группы);
  5. Прием обобщения (выделение общего в совокупности объектов, в системе знаний);
  6. Прием установления причин и взаимосвязей (помогает установить взаимосвязи между предметами (вопросы и задания: «почему», «с чем связано», «объясните причины»));
  7. Прием систематизации (расположение объектов в определенном порядке, в системе).

Приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности.

  1. Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательскую деятельность учащихся при изучении нового материала:

— прием новизны (неизвестные для учащихся сведения);

— прием семантизации (раскрытие смыслового значения слова);

— прием значимости (установка учащихся на необходимое изучение материала).

  1. Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательской деятельности учащихся на этапе совершенствования знаний и умений;

— эвристический прием (система поисковых вопросов);

— исследовательский прием (формулирование выводов на основе решения познавательных задач путем наблюдения, опытов, анализа литературы).

  1. Приемы, направленные на активизацию учебно-исследовательскую деятельность учащихся при обобщении и систематизации знаний и умений:

— прием схематизации (установление взаимосвязи между объектами в виде схемы);

— прием символизации (использование символов для сокращения записи и более точного выражения утверждений).

Для реализации приемов организации учебного исследования в процессе обучения математике необходимо в дальнейшем ответить на следующие вопросы:

  1. Всякий ли теоретический материал темы позволяет организовать учебное исследование.
  2. Всякий ли задачный материал темы подходит для организации учебного исследования.

Для ответа на данные вопросы мы обратились к школьным учебникам по математике, результат анализа которых позволил сделать следующие выводы:

  1. Для организации учебного исследования на теоретическом материале темы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— наличие теорем и свойств без доказательств;

— наличие решенных примеров без указания алгоритмов их решения;

— наличие объяснительного материала на примерах;

— наличие нового, ранее неизвестного текста (исторические справки, дополнительная информация, описание прикладного значения изучаемой темы и т. д.).

  1. Для организации учебного исследования на задачном материале необходимо задачи темы разделить на группы: задачи обязательного уровня обучения и задачи повышенной сложности, среди которых выделить задания, условие которых направляет учащихся на исследование. Например, в условии таких задач может звучать требование: исследовать …; верно ли, что если …, то…; существуют ли такие значения …; установите…; сколько существует различных вариантов…; согласны ли вы с утверждением…; как изменится… и т. д.

Рассмотрим организацию учебного исследования, основанного на смысловом чтении. Опираясь на суть приема, нами в рамках исследования сконструированы его ориентировочные основы действий (ООД):

Учебное исследование, основанное на смысловом чтении (ООД)

1)изучите решение …. (стр. …) (начиная с абзаца «…». и заканчивая абзацем «…»);

2)определите название способа решения;

3)выделите шаги решения …

4)запишите решение…, опираясь на трафарет оформления

Для реализации этих ориентировочных основ нами были проанализированы темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными» и «Однородные тригонометрические уравнения» в учебниках «Алгебра 7» под редакцией Ю. Н. Макарычева и «Алгебра и начала анализа 10–11» под редакцией А. Г. Мордковича и выделены фрагменты теоретического материала, в которых рассмотрены решенные примеры без указания алгоритмов их решения.

Таблица 1

Учебное исследование по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными», основанное на смысловом чтении

Текст учебника

Задание учащимся

1) изучите решение системы (стр. 208) (начиная с абзаца «Пусть требуется решить систему уравнений …» и заканчивая абзацем «Примененный нами способ решения системы уравнений называется …») ;

2) определите название способа решения;

3) выделите шаги решения систем линейных уравнений этим способом;

4) запишите в тетрадь систему уравнений и ее решение, опираясь на трафарет оформления.

Таблица 2

Учебное исследование по теме «Однородные тригонометрические уравнения», основанное на смысловом чтении

Текст учебника

Задание учащимся

1) изучите решение уравнения (стр. 108) (начиная с абзаца «Итак, дано уравнение…» и заканчивая абзацем «Уравнение вида …») ;

2) определите вид уравнения 2 sin x -3 cos x = 0;

3) выделите шаги решения данного уравнения (составьте алгоритм);

4) запишите в тетрадь решение, опираясь на трафарет оформления.

Реализация приема учебного исследования, основанного на смысловом чтении, на разных математических темах обосновывает обобщенность сконструированных нами в рамках исследования его ориентировочных основ. Подобные результаты получены и по остальным приемам организации учебного исследования.

Результаты исследования, проводимого на физико-математическом факультете Брянского государственного университета им. акад. И. Г. Петровского, апробированы в реальном учебном процессе в МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района, а также в Школе учителя математики, организованной кафедрой математического анализа, алгебры и геометрии.

Литература:

  1. Алибаева В. Ш., Бурлина Н. П., Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении математики // Актуальные проблемы современного образования. — 2015. — № 2(19). — с.80–86
  2. Воробьев А. Е., Мурзаева А. К., Технология обучения студентов на основе учебного исследования // Территория науки — 2018. — № 4. — с. 45–53
  3. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б., Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А45. — 12-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 256 с.
  4. Малова И. Е., Горохова С. К., Малинникова Н. А., Яцковская Г. А., Методика преподавания математики в средней школе// «ВЛАДОС». М. 2009 г. С. 299
  5. Мордкович А. Г., Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ — 14-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2013. — 400 с.: ил.
  6. Омельчук С. А., Учебное исследование как компонент технологии исследовательского обучения языку в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт» — 2012. — № 12. — с. 119–125
Основные термины (генерируются автоматически): смысловое чтение, прием, процесс обучения, теоретический материал, трафарет оформления, учебно-исследовательская деятельность учащихся, задачный материал, система уравнений, способ решения, текст учебника.


Ключевые слова

учебное исследование, приемы учебного исследования, ориентировочные основы приема

Похожие статьи

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Полезно после чтения задачи предложить учащимся представить себе то, о чём говорится в задаче и предложить нарисовать словесную картинку. Далее разбиение текста на смысловые части и выделение на этой основе необходимой для поиска решения информации.

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка...

Работа в после текстовом этапе формирует у обучающихся познавательные УУД. Смысловое чтение ориентирует на понимание текста, умение доказывать. Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегический подход к обучению, смысловому чтению.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

На втором этапе изучения текстовых задач важнейшим моментом является обучение пониманию учащимися способов словесного выражения изменения величин и фиксация их в виде математических выражений или уравнений.

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на...

На когнитивном этапе формирования предметных компетенций предполагается последовательное выполнение учащимися системы знаний, основанием для проектирования которой стала содержательная характеристика данного компонента предметных компетенций.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном...

Учащимся предлагается рассмотреть изображенные на странице геометрические фигуры, сообщается название фигур. Затем читается текст на странице учебника. Примером контекстуального определения является введение понятия «ломаная линия» (М.1, Ч.1 с. 42.).

Что такое рефлексивное исследование задач и нужно ли этому...

Сегодня упражнения по самому составлению задач, уравнений, систем и т.п. исчезают из стабильных учебников, но, коль скоро подобные задания полностью отсутствуют в практике обучения, у рядового ученика умение составлять задачи само по себе и не возникнет.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

Библиографическое описание: Чефранова, М. А. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики / М. А. Чефранова.

Методика работы с сюжетной задачей: смысловое чтение...

В статье уточнён смысл этапов работы с текстом, выделенных в программе «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; указано соответствие этапов смыслового чтения с этапами решения математических задач согласно Д. Пойа; перечислены некоторые приёмы...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках...

Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Похожие статьи

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Полезно после чтения задачи предложить учащимся представить себе то, о чём говорится в задаче и предложить нарисовать словесную картинку. Далее разбиение текста на смысловые части и выделение на этой основе необходимой для поиска решения информации.

Приемы смыслового чтения на уроках русского языка...

Работа в после текстовом этапе формирует у обучающихся познавательные УУД. Смысловое чтение ориентирует на понимание текста, умение доказывать. Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегический подход к обучению, смысловому чтению.

Развитие познавательной активности учащихся на уроках...

На втором этапе изучения текстовых задач важнейшим моментом является обучение пониманию учащимися способов словесного выражения изменения величин и фиксация их в виде математических выражений или уравнений.

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на...

На когнитивном этапе формирования предметных компетенций предполагается последовательное выполнение учащимися системы знаний, основанием для проектирования которой стала содержательная характеристика данного компонента предметных компетенций.

Методы и приемы введения математических понятий в начальном...

Учащимся предлагается рассмотреть изображенные на странице геометрические фигуры, сообщается название фигур. Затем читается текст на странице учебника. Примером контекстуального определения является введение понятия «ломаная линия» (М.1, Ч.1 с. 42.).

Что такое рефлексивное исследование задач и нужно ли этому...

Сегодня упражнения по самому составлению задач, уравнений, систем и т.п. исчезают из стабильных учебников, но, коль скоро подобные задания полностью отсутствуют в практике обучения, у рядового ученика умение составлять задачи само по себе и не возникнет.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

Библиографическое описание: Чефранова, М. А. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики / М. А. Чефранова.

Методика работы с сюжетной задачей: смысловое чтение...

В статье уточнён смысл этапов работы с текстом, выделенных в программе «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; указано соответствие этапов смыслового чтения с этапами решения математических задач согласно Д. Пойа; перечислены некоторые приёмы...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках...

Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задать вопрос