Современные англоязычные фэнтези-сериалы как аутентичный материал и средство обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.07.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Великов, И. А. Современные англоязычные фэнтези-сериалы как аутентичный материал и средство обучения иностранному языку / И. А. Великов, И. И. Гилязетдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104662/ (дата обращения: 04.05.2024).



В условиях глобализации и всеобщего доступа к информации и аутентичным материалам изучение английского языка как иностранного уже не ограничивается работой с классическими учебными материалами и рамками аудитории с педагогом в центре обучающего процесса. Самостоятельная работа над развитием компетенций, умений и навыков может совмещаться с досугом и любимым хобби. С развитием технологий появляется все больше возможностей сделать уроки разнообразнее и доступнее и таким образом привить ученикам интерес к языку [13, с. 887].

Более того, современная система преподавания иностранного языка нацелена, как считает Хорошилова С. П., на всестороннее развитие обучающегося, уважительно относящегося к представителям других стран и их культуре [12, с. 136-141]. Из этого следует, что на занятиях английского языка обучающимся необходимо преподносить не только знания, но и ориентировать их на ценности межкультурного общения. Главный ответ на вопрос о решении актуальной задачи обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках [10, с. 16].

Богатым ресурсом для решения данной задачи выступают аутентичные материалы, так как именно они позволяют обучающимся максимально приблизиться к естественной лингвокультурной среде страны изучаемого языка [7, с. 33]. Одним из наиболее эффективных средств обучения, по мнению Николаевой Н. А., являются аутентичные художественные и мультипликационные фильмы и сериалы: «Каждый человек индивидуален и по-разному воспринимает информацию: визуально, кинетически и аудиально. Тем, кто лучше запоминает события, людей, местоположения визуально [...] подойдет изучение языка с помощью фильмов и сериалов» [9, с. 69]. Кроме того, сериал является одним из приемов формирования социолингвистической компетенции и иллюстрацией реалий современной жизни страны изучаемого языка. Посредством яркости представления материала увеличивается мотивированность изучать язык и постигать его тонкости [2, с. 88-92].

С одной стороны, с момента появления кинематографа, в англоязычной культуре было создано большое количество сериалов, снятых по мотивам классических художественных произведений или историческим хроникам. Данный материал, несомненно, представляет собой большую ценность и обладает неисчерпаемым дидактическим потенциалом. С другой стороны, в последнее время наблюдается тенденция к росту популярности фильмов и сериалов в жанре фэнтези, где автор выступает в роли творца и создаёт особый мир со своей историей и культурой, в основу описания которых легли сложные переплетения элементов реально существовавших культур и исторических событий.

Фэнтези — это относительно молодое явление в современной культуре. Оно сформировалось в начале ХХ в. как жанр фантастической литературы, использующей мифологические и сказочные мотивы, но очень скоро перешагнуло границы беллетристики, оказав влияние на другие сферы культуры, в том числе, на кинематограф, в том числе, на сериалы [11, с. 179].

Одним из основоположников и популяризаторов литературного жанра фэнтези является Толкиен Дж.Р. Р. Так, его роман «Властелин Колец» стал одним из мировых бестселлеров. Фантастический мир Средиземья, созданный автором на материале германо-скандинавских мифов и древнеанглийской поэмы «Беовульф», стал образцом для подражания для последующих поколений авторов данного жанра. Важно отметить, что по разработанности и «литературной достоверности» мифотворчество Толкина Дж. Р. Р. остается непревзойденной вершиной жанра [1, с. 310]. Впоследствии многие из романов автора были экранизированы: с 2001 по 2003 год вышла кинотрилогия «Властелин колец», а с 2012 по 2014 год вышла кинотрилогия «Хоббит». Также в 2022 году компанией Amazon был выпущен сериал «Властелин колец: кольца власти», на момент написания работы выпущено два сезона.

Одним последователей Толкина Дж. Р. Р. в жанре фэнтези современности является Мартин Дж.Р. Р. Наиболее популярным произведением автора считается «Песнь льда и пламени», которое представляет собой серию книг в жанре фэнтези. На момент написания данного исследования было издано 5 романов: «Игра Престолов», «Битва королей», «Буря мечей», «Пир Стервятников», «Танец с Драконами», первый из которых увидел свет в 1996 году. Планируется издание еще двух романов.

«Песнь льда и пламени» — серия романов Мартина Дж. Р. Р., действие которых происходит в вымышленном мире, основанном на событиях средневековой Западной Европы. Главным континентом этого мира является Вестерос, который разделен на семь независимых государств, объединенных в прошлом королем Дорна. Границы Вестероса определяются четырьмя морями, а на востоке расположен Эссос, география которого не так хорошо проработана [4, с. 49].

Живущие на разных землях народы Вестероса различаются не только своей культурой и языком, но и расовой принадлежностью. Самый первый из известных народов Вестероса — Дети Леса, отдаленным историческим прообразом которых являются, по мнению Зубовой Н. Ю., кельты [Там же, с. 49].

Спустя четыре тысячи лет в Вестеросе появился новый народ, андалы, принесшие с собою новый культ Семерых богов. Сам автор сравнивал их с англосаксами и их вторжением в Британию. Считается, что, до своего вторжения в Вестерос, андалы жили к востоку от современного Пентоса, который по своему описанию имеет много схожего с современной Италией. Новые завоеватели начали войну с Детьми Леса и Первыми Людьми, насаждая свою веру, после чего Дети Леса бежали на север.

Еще один народ, появившийся на континенте, — валирийцы, напоминающие нам реальных викингов. Их город-государство Валирия начал свое возвышение на континенте Эссос за 5000 лет до начала действия романов.

В центре сюжета стоит борьба за власть и влияние в Семи королевствах, а также загадочная угроза, которая поднимается с севера. Основными героями являются члены нескольких влиятельных домов: Старков, Ланнистеров, Баратеонов, Таргариенов, Талли, Грейджоев и других.

Из-за беспрецедентной популярности серии романов Мартина Дж. Р. Р. в 2011 году был запущен сериал «Игра престолов». За период с 2011 по 2019 год вышло восемь сезонов сериала. При этом первый сезон — это полная адаптация первого романа серии «Игра престолов». Во втором сезоне в сюжете уже имеются отличия от романа. Начиная с пятого сезона, сюжетные линии в книге и романе совершенно отличаются друг от друга. Однако необходимо отметить, что в написании сценариев в качестве консультанта участвовал сам автор произведений.

Сериал «Игра престолов» известен своей насыщенной сюжетной линией и неожиданными поворотами событий. Благодаря этому он имеет огромную фанатскую базу по всему миру, в том числе и в России. Подтверждением этому может стать количество просмотров. В 2019 году социологическая служба ВЦИОМ провела исследование, в результате которого выяснилось, что каждый десятый россиянин (12 %) смотрит «Игру престолов». Социологи также выяснили, что для молодежи (31 % среди 18–24-летних) сериал намного интереснее, чем для старшего поколения (2 % среди людей в возрасте 60 лет+) [5].

Используя фактор популярности сериала среди молодежи, можно мотивировать обучающихся к параллельному изучению английского языка и культуры англоязычных стран. Преподаватель иностранного языка может превратить то, что начиналось как хобби, в обучающий курс [8, с. 4].

Также фэнтези-сериалы могут служить как средство для пополнения предметных исторических знаний. Фэнтези-сериалы в развлекательной форме могут познакомить обучающихся с древними мифами и легендами, рассказать им о контактах между народами, об обычаях древних людей, о процессах становления государства, о религиях мира, о взглядах на мир представителей разных культур.

Кроме того, фэнтези-сериалы могут использоваться для развития умений критического мышления обучающихся. По Брюшинкину В. М. критическое мышление — это «последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» [3, с. 58]. Критическое мышление является интеллектуальной ценностью, способностью человека мыслить ясно и истинно [6, с. 23].

Поскольку в основу романов и сценариев сериала легли так называемые искусственные языки, на которых говорят представители различных народов, обучающиеся могут познакомиться с основами лингвистики и увидеть связи между системами естественных языков. Более того, данный аспект фэнтезийного мира Мартина Дж. Р. Р. привел к появлению отдельных специальностей в университетах. Так, Калифорнийский университет в Беркли (США) запустил лингвистический курс по вымышленным языкам сериала «Игра престолов». Курс называется «Лингвистика «Игры престолов» и искусство изобретения языка». В качестве преподавателя выступает лингвист Питерсон Д. Д., разработавший дотракийский и высокий валирийский языки для сценария сериала. Питерсон Д. Д. также является автором искусственных языков в известных сериалах «Вызов», «Хроники Шаннары», «Изумрудный город» и «Сотня».

Таким образом, современные англоязычные фэнтези-сериалы предоставляют зрителям возможность изучать новое в интересной и захватывающей форме. Они могут использоваться для развития умений критического мышления, различных аспектов коммуникативной иноязычной компетенции, а также для расширения знаний по истории, культурам мира и лингвистике.

Литература:

  1. Алексеев С. В. Фэнтези //Знание. Понимание. Умение, 2013. No2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fentezi/viewer (дата обращения: 16.04.2023).
  2. Барышников Н. В., Жоглина Г. Г. Использование аутентичных видеодокументов в обучении // Иностранные языки в школе. 1998. No 4. С. 88–92.
  3. Брюшинкин, В. Н. Критическое мышление и аргументация — М.: КГУ, 2003. — С. 29–34.
  4. Зубова Н. Ю. Граница как элемент картины мира: на примере анализа художественной модели мира в романах цикла Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» // Вестник ЧГУ., 2013. No23 (277). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/granitsa-kak-element-kartiny-mira-na-primere-analiza-hudozhestvennoy-modeli-mira-v-romanah-tsikla-dzh-r-r-martina-pesn-lda-i-plameni/viewer (дата обращения: 30.06.2023).
  5. Игра престолов: последняя битва за зрителей // ВЦИОМ. 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/igra-prestolov-poslednyaya-bitva-za-zritelej (дата обращения: 30.06.2023).
  6. Касаткина Н. С., Формирование критического мышления студентов вузов.– М: ЧГИУ, 2020. — 153 с.
  7. Лисица И. В., Чернобров А. А. Прагматические и стилистические особенности британской рок-поэзии в культурологическом освещении. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2014. — 160 с.
  8. Луговых А. А. Телесериалы как инструмент обучения иностранному языку // Magister Dixit., 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teleserial-kak-instrument-obucheniya-inostrannomu-yazyku-iz-opyta-raboty/viewer (дата обращения: 30.06.2023).
  9. Николаева, Н. А. Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов / Н. А. Николаева, С. А. Волкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — No 1 (11). — С. 69–71. –URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1887/ (дата обращения: 30.06.2023).
  10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.:Издательство «Слово», 2000. — 165 с.
  11. Фетисова Т. А. Фэнтези — феномен современной культуры. Обзор. // Вестник культурологии. 2017 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fentezi-fenomen-sovremennoy-kultury-obzor (дата обращения: 30.06.2023).
  12. Хорошилова С. П. Специфика использования аутентичных материалов на уроке иностранного языка. Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2019. No 13. С. 136–141.
  13. Швец Л. С. Зарубежные телесериалы на уроках английского языка // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки No16 2017 URL: https://alley-science.ru/domains_data/files (дата обращения: 30.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): язык, английский язык, критическое мышление, Ребенок Леса, сериал, жанр фэнтези, иностранный язык, песнь льда, развитие умений, сценарий сериала.


Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на...

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т. е

Использование стратегии «Ассоциации» для развития критического мышления на уроке английского языка в 5-м классе.

Развитие критического мышления на уроке иностранного языка.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

К вопросу повышения развития навыков чтения на...

Еще один прием, который используется в технологии критического мышления “Brainstorming” Мозговой штурмможно прекрасно использовать приобучении профессионально-ориентированному иностранному языку.

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся...

Развитие речевой активности на уроках иностранного языка; Просвещение — Москва, 2012.

Архипова И. Г. Иностранный язык для детей. Пособие для учителей; ИНТЕЛЛЕКТиК — Москва, 2012.

Повышение мотивации на уроках английского языка... иностранный язык. критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся...

Технология развития критического мышления на уроках...

Очень интересные синквейны на уроках русского языка сочиняют пятиклассники.

Халперн Д. Психология критического мышления (Текст)/Халперн Д.; пер. с англ.

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС.

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин.

Использование приема драматизации при обучении английскому...

Предлагается сценарий сказки «Белоснежка и семь гномов».

Ниже предлагается сценарий сказки «Белоснежка и семь гномов» на английском языке.

Таким образом, драматизация способствует развитию творческих навыков и умений учащихся, развивает их память, внимание, воображение.

Белянко Е. А. Драматизация в обучении английскому языку.

Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов

Знание английского языка в современном мире трудно переоценить.

3) послепросмотровой этап подразумевает задания на развитие навыков устной речи.

При этом происходит развитие компенсаторных умений — языковой догадки и прогнозирования содержания» [4; с.64].

английский язык, фильм, иностранный язык, языковой материал, выбор фильма...

Развитие мышления на уроках английского языка посредством...

В данной статье мы продемонстрируем, как можно развивать мышление на уроках английского языка.

Именно с понятием как с одной из форм мышления стоит организовать работу на уроках английского языка, поскольку понятие связано с основной языковой единицей — словом.

К вопросу о развитии умений чтения с критической...

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке...

Английский детский фольклор как средство развития творческих...

Рассмотрим детский фольклор, как эффективное средство развития творческих способностей.

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая моторика.

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на...

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т. е

Использование стратегии «Ассоциации» для развития критического мышления на уроке английского языка в 5-м классе.

Развитие критического мышления на уроке иностранного языка.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

К вопросу повышения развития навыков чтения на...

Еще один прием, который используется в технологии критического мышления “Brainstorming” Мозговой штурмможно прекрасно использовать приобучении профессионально-ориентированному иностранному языку.

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся...

Развитие речевой активности на уроках иностранного языка; Просвещение — Москва, 2012.

Архипова И. Г. Иностранный язык для детей. Пособие для учителей; ИНТЕЛЛЕКТиК — Москва, 2012.

Повышение мотивации на уроках английского языка... иностранный язык. критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся...

Технология развития критического мышления на уроках...

Очень интересные синквейны на уроках русского языка сочиняют пятиклассники.

Халперн Д. Психология критического мышления (Текст)/Халперн Д.; пер. с англ.

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС.

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин.

Использование приема драматизации при обучении английскому...

Предлагается сценарий сказки «Белоснежка и семь гномов».

Ниже предлагается сценарий сказки «Белоснежка и семь гномов» на английском языке.

Таким образом, драматизация способствует развитию творческих навыков и умений учащихся, развивает их память, внимание, воображение.

Белянко Е. А. Драматизация в обучении английскому языку.

Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов

Знание английского языка в современном мире трудно переоценить.

3) послепросмотровой этап подразумевает задания на развитие навыков устной речи.

При этом происходит развитие компенсаторных умений — языковой догадки и прогнозирования содержания» [4; с.64].

английский язык, фильм, иностранный язык, языковой материал, выбор фильма...

Развитие мышления на уроках английского языка посредством...

В данной статье мы продемонстрируем, как можно развивать мышление на уроках английского языка.

Именно с понятием как с одной из форм мышления стоит организовать работу на уроках английского языка, поскольку понятие связано с основной языковой единицей — словом.

К вопросу о развитии умений чтения с критической...

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке...

Английский детский фольклор как средство развития творческих...

Рассмотрим детский фольклор, как эффективное средство развития творческих способностей.

английский язык, иностранный язык, ребенок, игра, язык, раннее обучение, ранний возраст, звук, дошкольный возраст, мелкая моторика.

Задать вопрос