Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Каменских, А. С. Развитие мышления на уроках английского языка посредством работы с дефинициями / А. С. Каменских, Л. В. Алексеева, И. Р. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87497/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы пытаются показать, что работа с понятиями на уроках английского языка дает возможность четко формулировать свои мысли.

Ключевые слова: мышление, дефиниция, лингвистическая компетентность.

Наличие необходимости развивать мышление учащихся в школе ни у кого не вызывает сомнений. Однако порой бывает непросто сформулировать конкретные способы и приемы, которые позволяют это сделать. В данной статье мы продемонстрируем, как можно развивать мышление на уроках английского языка. Прежде чем приступать к обсуждению приемов, нужно дать определение мышлению. В толковом словаре Ожегова мышление понимается как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях и понятиях [1].

Существует три вида мышления:

— наглядно-действенное (вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы);

— наглядно-образное (вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов);

— словесно-логическое (вид мышления, осуществляемы при помощи логических операций с понятиями) [3].

Именно с понятием как с одной из форм мышления стоит организовать работу на уроках английского языка, поскольку понятие связано с основной языковой единицей — словом. Понятия отражают предметы в их существенных признаках.

Введем еще один термин — дефиниция. Это краткое определение понятия, посредством которого устанавливаются его существенные свойства. Умение давать дефиниции — это часть языковой компетенции, оно дает возможность четко формулировать мысли.

Готовые дефиниции можно использовать на этапе семантизации новой лексики, когда обучащиеся по дефиниции пытаются догадаться о значении слова, или контроля сформированности лексических навыков, когда учитель предлагает дефиниции, а обучающиеся называют слова или записывают их. Готовые дефиниции можно найти в сети интернет (пример 1), в англо-английских словарях (пример 2) или создать самостоятельно (пример 3).

Пример 1 [4]

https://mulino58.ru/wp-content/uploads/6/5/5/65512d57201c2c5129a12644ca851754.jpg

Пример 2

autumn [ˈɔːtəm] noun [C, U] (also US fall ) A2 the season of the year between summer and winter, when leaves fall from the trees. [2, с. 51]

Пример 3

a cupboard is a piece of furniture with shelves in it where you can keep dishes or books

Регулярная работа с дефинициями повышает лингвистическую компетентность обучающихся, потому что они начинают осознавать разницу в значениях слов, которые имеют одинаковый перевод на русский язык, например, слова comfortable и convenient переводятся удобный . Однако слово comfortable вКембриджском словаре определяется следующим образом: Comfortable furniture, clothes, rooms, etc make you feel relaxed and do not cause any pain. [2, с. 164]. Слово convenient имеет такую дефиницию: easy to use or suiting your plans well or near or easy to get to [2, с. 186].

Когда работа с дефинициями организована на постоянной основе, можно переходить к следующему этапу, когда обучающимся предлагается самим объяснить значение слова через определение. Прежде чем переходить к этой работе, следует обсудить с обучающимися правила формулирования дефиниции:

— определение должно строго соответствовать термину;

— определение строится по модели что — это что;

— определение формулируется по принципу «от родовых признаков (то есть наиболее общих) к видовым (то есть более узким)» [5].

Например, a car is a vehicle ( родовой признак ) with an engine , four wheels and seats for a small number of passengers ( видовые признаки ).

Опоры могут помочь на начальном этапе, например, при работе над темой «Профессии» можно обеспечить учащихся следующими подсказками:

a photographer is a person who takes pictures of interesting places and people for magazines

a chef is a person who makes delicious things for …

a mechanic is person who repairs …

a journalist is a person who …

a manager is

Далее следует переходить к словам, имеющим более абстрактное значение, например, fiction is literature and stories about imaginary people or events.

Для того чтобы сделать работу над дефинициями более увлекательной для обучающихся, можно предложить им поучаствовать в следующих играх.

Игра 1 — разделить ребят на команды по 5 человек, учитель зачитывает дефиницию, а обучающиеся называют слово, которое объясняется.

Игра 2 — разделить ребят на команды по 5 человек, каждый обучающийся вытягивает карточку со словом, значение которого он должен объяснить участникам своей команды при помощи дефиниции, если они не догадываются, то право на ответ передается участникам другой команды. Игра длится в течение 1-2 минут или пока не закончатся слова.

Такую игровую методику можно использовать в конце изучения темы, используя слова, которые являются основной лексикой по теме.

Систематическая работа с дефинициями развивает понятийное мышление, которое позволяет видеть суть явления, выделять существенные признаки и строить целостную картину мира.

Литература:

  1. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
  2. Cambridge Learner’s Dictionary English — Russian Cambridge University Press, 2011. — 1065 с.
  3. https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie/
  4. https://yandex.ru/images/search?text= %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8 %20 %D0 %BF %D0 %BE %20 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B5 %20 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B8 %20 %D0 %BD %D0 %B0 %20 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B3 %D0 %BB %20 %D1 %8F %D0 %B7&lr=50&pos=1&img_url=https %3A %2F %2Fprezentacii.info %2Fwp-content %2Fuploads %2F2018 %2F09 %2FiDNSyDfaN0xug9fZ %2F9.jpg&rpt=simage
  5. https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https %3A %2F %2Fcf.ppt-online.org %2Ffiles %2Fslide %2Fe %2FevZKpxUPAhCHS1EagzwJWiq34R8dQ7N0XMbtjT %2Fslide-11.jpg&text= %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %20- %20 %D1 %8D %D1 %82 %D0 %BE&lr=50&rpt=simage&source=wiz
Основные термины (генерируются автоматически): вид мышления, дефиниция, слово, английский язык, значение слова, обучающийся, признак, работа.


Похожие статьи

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

Ключевые слова: психолингвистика, взаимосвязь языка и мышления, словесные обозначения, концепции связи иностранного языка. Рассматривая отношение языка и мышления, следует четко разграничивать план методологических, философских определений и план...

Применение технологии критического мышления на уроках...

Ход работы: Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске. Затем учащимся предлагается в течение

Применение метода критического мышления на уроках английского языка-Круглова Юлия Юрьевна, учитель английского языка МБО...

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления", которым пользуются и преподаватель, и студент. Язык позволяет сделать акцент на процессе осмысленного обучения и проследить различия между поверхностным и глубоким мышлением.

Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ

Ключевые слова: критическое мышление, принятие решения, мыслительный процесс, интеллект.

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к. В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким...

Технология развития критического мышления...

Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию

В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом

Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка...

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в

Библиографическое описание: Комарова, И. С. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС / И. С. Комарова.

Изучение новой лексики на уроках английского языка...

– знать значение слова, а также знать, что оно означает в определенном контексте.

При переводе отрывка из текста студентам необходимо знать значение каждого слова, в то

Сама презентация новой лексики делиться на два типа: Visualaids -слова, которые можно показать...

Идиомы в современном английском языке | Статья в журнале...

Строевые слова в английском языке выполняют в предложении ряд важных функций и поэтому могут быть использованы как признаки различных отношений между словами, группами слов и отдельными предложениями. Во-первых, они соединяют несколько предложений...

Игровые технологии формирования грамматических навыков...

Ключевые слова : игровые технологии, грамматические навыки, грамматические игры, английский язык.

Рассмотрим подробнее грамматические игры на уроках английского языка. Игровые приемы используют на различных этапах формирования грамматических...

Похожие статьи

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

Ключевые слова: психолингвистика, взаимосвязь языка и мышления, словесные обозначения, концепции связи иностранного языка. Рассматривая отношение языка и мышления, следует четко разграничивать план методологических, философских определений и план...

Применение технологии критического мышления на уроках...

Ход работы: Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске. Затем учащимся предлагается в течение

Применение метода критического мышления на уроках английского языка-Круглова Юлия Юрьевна, учитель английского языка МБО...

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления", которым пользуются и преподаватель, и студент. Язык позволяет сделать акцент на процессе осмысленного обучения и проследить различия между поверхностным и глубоким мышлением.

Формирование и развитие soft skills средствами ТРИЗ

Ключевые слова: критическое мышление, принятие решения, мыслительный процесс, интеллект.

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к. В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким...

Технология развития критического мышления...

Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию

В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом

Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка...

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в

Библиографическое описание: Комарова, И. С. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС / И. С. Комарова.

Изучение новой лексики на уроках английского языка...

– знать значение слова, а также знать, что оно означает в определенном контексте.

При переводе отрывка из текста студентам необходимо знать значение каждого слова, в то

Сама презентация новой лексики делиться на два типа: Visualaids -слова, которые можно показать...

Идиомы в современном английском языке | Статья в журнале...

Строевые слова в английском языке выполняют в предложении ряд важных функций и поэтому могут быть использованы как признаки различных отношений между словами, группами слов и отдельными предложениями. Во-первых, они соединяют несколько предложений...

Игровые технологии формирования грамматических навыков...

Ключевые слова : игровые технологии, грамматические навыки, грамматические игры, английский язык.

Рассмотрим подробнее грамматические игры на уроках английского языка. Игровые приемы используют на различных этапах формирования грамматических...

Задать вопрос