В статье автор исследует проблемы в сфере опекунства и усыновления в Финляндии, а также раскрывает особенности поведения органов власти и социальных служб. Также рассматриваются отношения с Россией в области усыновления и приводится небольшой сравнительный анализ реализации защиты детей в обеих странах, что позволяет глубже раскрыть проблематику.
Ключевые слова: опека, социальная служба, усыновление.
Семейная политика в Финляндии, которая проводится Министерством социального обеспечения и здравоохранения, уделяет особое внимание организации и решению вопросов трудовой и семейной жизни. Цель семейной политики заключается в том, чтобы улучшить качество жизни родителей и детей, в том числе организовать их времяпрепровождение в кругу семьи, а также смягчить трудовую политику в отношении молодых семей и новоиспеченных родителей. Основные социальные меры и предоставляемые услуги направлены на поддержку родителей, опекунов и их детей для своевременного предотвращения ситуаций, при которых ребенок может быть изъят из семьи.
Ювенальная юстиция в Финляндии действует на основе Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 г. [1]. Положения Конвенции используются при защите прав детей, охране их здоровья, соблюдении условий проживания и воспитания, а также в уголовном законодательстве Финляндии. Некоторые правовые нормы реализованы в Законе о защите детей (13.04.2007/417) [2, с. 1]. Определение интересов детей регулируется положениями ст. 5 Закона о социальном обслуживании (1301/2014) [3].
Основную ответственность несут родители и иные лица, обладающие правами опеки над ребенком. Родитель или опекун должен обеспечить гармоничное развитие и благополучие ребенка в соответствии с Законом об опеке/попечительстве над ребенком и порядке общения с ним (361/1983) [4].
Органы власти, муниципалитет, социальные службы и службы охраны обязаны своевременно оказывать семье или опекунам всю необходимую помощь и при необходимости направлять ребенка и семью в службу социального сопровождения или защиты детей.
Органы опеки Финляндии существенно отличаются от подобных служб других европейских стран, в том числе Российской Федерации. Следовательно, отличается и понимание интересов ребенка, особенно со стороны финской опеки, которая является наиболее жесткой и жестокой в отношении семей, в той или иной мере нарушивших права ребенка. Каждый случай, связанный с опекой, воспитанием и усыновлением детей, рассматривается отдельно. На результат и оценку ситуации влияют разные критерии: возраст ребенка, его условия жизни, состояние здоровья, способность родителей в должной мере ухаживать за ребенком. Также рассматриваются характер и специфика решаемого вопроса, возможность устройства ребенка в специальную службу как альтернатива семейному воспитанию.
Как известно, социальные службы Финляндии особенно жестко поступали с семьями из России, в том числе и с теми, где один из родителей имел российское гражданство, а второй ― финское. По словам представителей финской опеки, сложился стереотип, что во всех русских семьях ребенок регулярно подвергается физическому насилию, что не является правдой.
В 2017 г. произошла следующая ситуация: финская социальная служба отобрала двенадцатилетнюю дочь у россиянки Елены Смолянчук [5]. Девочку передали в приемную семью и запретили общаться с матерью на русском языке. Несмотря на то, что ребенок регулярно изъявлял желание вернуться домой к родной матери, власти Финляндии приняли решение прервать любое общение девочки и ее родных родителей. К сожалению, из-за особенностей финской ювенальной юстиции вернуть ребенка в родную семью почти невозможно.
Мы считаем, что органы опеки и попечительства России являются более профессиональными по сравнению с органами опеки Финляндии. Несмотря на то, что финские власти позиционируют свою социальную политику как идеально выстроенную систему защиты прав и интересов детей и несовершеннолетних, многие семьи пострадали от деятельности финской социальной службы и органов опеки. Последние 10–15 лет российских сотрудников органов опеки и попечительства пытаются обучать по рекомендациям из скандинавских стран. Мы считаем, что нельзя применять опыт финских социальных служб, поскольку данная система способствует деградации и распаду института семьи, брака и усыновления, нарушаются законы многих стран, в том числе деятельность финской опеки противоречит основным принципам Конвенции о правах ребенка.
Непосредственно в Финляндии крайне редко отдают детей на усыновление, поскольку чаще всего от ребенка отказываются матери, которые не заметили нежелательную беременность на раннем этапе. Для того чтобы передать ребенка в приемную семью, требуется согласие биологического отца и матери. В течение двух месяцев после рождения младенца родители могут отменить свое решение.
Финские родители, отдающие своих детей на усыновление, имеют право выразить свои пожелания в отношении приемной семьи, в которой их ребенок будет воспитываться, а также о необходимых условиях жизни ребенка, например, из-за неподходящей для ребенка экологической обстановки определить проживание в деревне, а не в городе.
По статистике чаще всего детей предают на воспитание в приемные семьи, реже на усыновление. При этом, согласно финскому законодательству, возможность вернуться в родную семью у ребенка есть, но социальные службы Финляндии редко идут на уступки в отношении биологических родителей, особенно если один из них иностранец.
Сегодня финны все больше предпочитают усыновлять детей из других стран, так как процедура внутреннего усыновления может растянуться на 4‒5 лет, а путем международного усыновления можно создать семью намного быстрее.
Согласно Закону о защите детей [2, с. 1] представителям власти категорически запрещено комментировать случаи изъятия детей из семей и их передачу органам государственной опеки. Также установлен запрет на выставление семейных проблем на всеобщее обозрение. Это необходимо для того, чтобы защитить интересы ребенка и его права. Публичное разглашение конфиденциальной информации может навредить дальнейшей жизни и психологическому состоянию ребенка. Представители финских властей из-за регулярных конфликтов по поводу интересов ребенка с семьями, где один из родителей гражданин Российской Федерации, позволяли себе не отправлять информацию органам опеки и попечительства России, не предоставляли необходимую информацию в Министерство образования и науки Российской Федерации и игнорировали запросы уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Данные принципы нарушают нормы Конвенции о правах ребенка и основных положений договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений [6].
Как заявляют представители опеки в Финляндии, на самом деле проблем с русскими детьми в Финляндии не больше, чем со всеми остальными, но российские СМИ представляют эти факты в другом свете, и предоставленная финской стороной информация их не интересует. Решения не принимаются на основе гражданства ребенка, и даже финский омбудсмен говорила, что у нее очень мало жалоб от русского населения. Подавляющее большинство русских, живущих в Финляндии, заботится о своих детях и соблюдает законы. Лишь немногие из них имеют проблемы, из-за которых социальные работники должны принимать какие-то меры.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 28.06.2023).
- Закон о защите детей 13.4.2007/417. [Электронный ресурс] URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2007/ru20070417_20131292.pdf (дата обращения: 28.06.2023).
- Закон о социальном обслуживании (1301/2014). [Электронный ресурс] URL: https://finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2014/20141301#P46a (дата обращения: 28.06.2023.).
- Закон об опеке/попечительстве над ребенком и порядке общения с ним (361/1983). [Электронный ресурс] URL: https://finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1983/19830361 (дата обращения: 28.06.2023).
- Финны запретили маме и дочке общаться по-русски. [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/11/13/10983848.shtml (дата обращения: 28.06.2023).
- Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1901000 (дата обращения: 28.06.2023).