Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 17.01.2021

Статья просмотрена: 347 раз

Библиографическое описание:

Матыцина, М. С. Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами / М. С. Матыцина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77663/ (дата обращения: 18.11.2024).



За последние годы институт международного усыновления вызывает огромный интерес в различных сферах жизни граждан, в том числе и в науке. Обращает на себя внимания факт появления множества работ, связанных как с обычным усыновлением, так и с усыновлением, осложненным иностранным элементом, то есть с международным усыновлением [1]. Такой повышенный интерес в данной сфере вызван значительным количеством проблем правового регулирования вопросов усыновления. Кроме того, имеется множество случаев неудовлетворительных последствий международного усыновления. Все эти последствия требуют определенного предупреждения их повторности в дальнейшем.

По состоянию на 2019 г., как и в предыдущие два года (2017– 2018 гг.) чаще всего усыновителями российским детей среди зарубежных государств стали граждане Италии (54,8 % дел, рассмотренных с удовлетворением заявления), граждане Испании (15,0 %) и граждане Франции (5,1 %) [2].

Усыновление детей иностранными гражданами представляет собой сложную процедуру, которая делится на несколько этапов. Такими этапами являются: подготовительный, включающий в себя подготовку усыновителя, сбор им необходимых документов, подбор ребенка; судебный этап, предполагающий непосредственно рассмотрение заявление предполагаемого кандидата, установление условий, в которых планируется проживание ребенка и вынесение итогового судебного постановления и постсудебный этап, заключающийся в регистрации усыновления, постановке на учет усыновленного ребенка. В последний этап также включается деятельность по дальнейшему наблюдению за условиями проживания усыновленных детей [1].

Досудебную стадию можно разделить на две подстадии. Одна из них осуществляется на территории места жительства усыновителя, а другая в государстве проживания ребенка. Кандидаты в усыновители сначала подают в своей стране заявление о своем намерении в компетентный орган. Например, в Испании таким органом является Министерство социального развития, во Франции — Служба социальной помощи детству. Указанные органы после получения заявления в пределах своей компетенции обследуют условия будущего проживания ребенка и дают разрешение на усыновление или отказ от такого разрешения.

Обращение усыновителей с заявлением об усыновлении (удочерителя) в органы опеки и попечительства или федеральный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, той страны, в которой он хочет усыновить (удочерить) ребенка является ключевой стадией процесса удочерения. Заявителю необходимо предоставить свое заявление и иные документы, которые перечислены в Постановлении Правительства РФ № 275.

Передача детей иностранным гражданам возможна спустя 12 месяцев с момента помещения ребенка в данный Банк о детях [3].

В отношении иностранных граждан, которые хотят стать усыновителями для российского ребенка подлежат централизованному учету. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации.

После того, как будут рассмотрены предоставленные потенциальным усыновителем документы, органы опеки и попечительства организуют созыв Комиссии, с целью всестороннего обследование условий возможной дальнейшей жизни ребенка в семье заявителя. По итогам такой проверки в течение 15 дней с момента ее окончания составляется заключение о целесообразности (нецелесообразности) усыновления (удочерения) конкретно этим заявителем.

На следующем этапе усыновления орган опеки и попечительства предоставляет потенциальному кандидату в усыновители список детей, которые им могут быть усыновлены. Законодатель наделяет заявителя обязанностью ознакомиться со списком детей, а также со всеми данными о нем, в том числе с медицинскими документами, а также пообщаться с лечащим врачом, если имеется на то повод. После ознакомления с такими документами заявитель дает расписку, которой подтверждает факт своего ознакомления со всеми необходимыми документами, позволяющими всесторонне и полно узнать о ребенке, который подлежит усыновлению. Важным шагом в процедуре усыновления является знакомство будущих родителей с ребенком. Это делается в целях общения, налаживания контакта, выяснения возможности дальнейшего проживания вместе, единой семьей. Применительно к международному усыновлению, важную роль играет согласие самого ребенка на такое усыновление, поскольку оно, как правило, порождает переезд ребенка в другую страну. Такая смена обстановки зачастую вызывает определенный стресс для любого человека. А он, в свою очередь, с точки зрения действующего законодательства и правоприменительной практики может рассматриваться как психологическая травма, что противоречит не только интересам детей, но и основным принципам семейного права [4].

Итоговое решение принимается судом в закрытом судебном заседании в порядке, который установлен для рассмотрения дел особого производства. В таких делах обязательно участие прокурора, представителя органа опеки и попечительства, а также в случае, если усыновляемому на момент усыновления исполнилось 10 лет, то решение выносится с учетом его мнения ребенка. После всестороннего и полного рассмотрения дела суд выносит решение об удовлетворении заявления об усыновлении либо об отказе в его удовлетворении.

Конечным этапом усыновления является исполнение решения. В течении трех дней с момента вынесения решения суд направляет указанное решение в органы записи актов гражданского состояния для проведения необходимых действий по регистрации. В дальнейшем контроль за соблюдением прав усыновленных детей после их переезда на территорию государства усыновителя осуществляется в рамках полномочий, которые предоставлены нормами международного права консульским учреждениями Российской Федерации, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Можно сделать вывод, что процедура международного усыновления — это не быстрый процесс, а деятельность, состоящая из нескольких этапов. Так, процедура международного усыновления включает в себя подготовительный, судебный, постсудебный.

Проблемы, связанные с международным усыновлением детей, в последнее время активно обсуждаются в научном обществе. Причем взгляды ученых не являются однозначными. С одной стороны, нельзя оспорить тот факт, что в семье ребенок получит лучшее воспитание, чем в детском доме, с другой стороны, после усыновления могут возникнуть различного рода трудности как у усыновителей, так и у усыновленных. Особенно такие трудности могут возникнуть, если усыновителями являются граждане другой страны в сравнении с ребенком. Это объясняется разным мировосприятием, менталитетом, образом жизни, языком. И чем старше ребенок, тем ему сложнее привыкнуть к новой обстановке, к новым родственникам.

У иностранных государственных органов отсутствует какая-либо обязанность осуществлять контроль за детьми, которые усыновлены на территории Российской Федерации, поскольку отсутствует всяческое указание на это в законах. Единственным вариантом обеспечения наблюдения за усыновителями является заключение между странами двухсторонних соглашений, которые не всегда имеются. РФ в настоящее время лишена возможности производить какой-либо надзор за соблюдением интересов детей, которые усыновлены иностранными гражданами. Следует заметить, что в случае, если иностранный гражданин по каким-либо причинам решает отказаться от ребенка, то ребенка не возвращают в РФ. Обязательный возврат для таких ситуаций не предусмотрен. В случае отмены усыновления ребенок остается в стране усыновителя. А это влечет в дальнейшем передачу на воспитание в новую семью, что в очередной раз неблагоприятно сказывается на самом ребенке.

Однако, даже учитывая такие обстоятельства, международное усыновление остается одним из самых распространенных способов устройства детей в семью во многих странах мира. Это вызывает необходимость более детального регламентирования порядка усыновления детей гражданами, страна происхождения которых отличается от страны гражданства ребенка.

На наш взгляд, необходимо законодательно предусмотреть случаи отказа родителей от усыновленного ребенка. Так, мы считаем, что стоит внести положение о том, что отказ от ребенка должен производится на территории страны, где происходит усыновление. Это позволит детям возвращаться в страну происхождения, если их усыновители откажутся осуществлять в отношении ребенка принятые на себя обязанности.

Вопросы правовой защиты детей с участием иностранного элемента регулируются также двухсторонними договорами о правовой помощи, которые заключены между Российской Федерацией и рядом зарубежных стран (с Францией, Италией, Литвой, Грузией и др.) и Минской Конвенцией СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, в которых коллизионные вопросы усыновления, как и СК РФ, решают с применением законодательства государства, гражданином которого является усыновитель.

В 2000 году Россия подписала Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года, в которой детализированы положения Конвенции о правах ребенка, в частности требования для иностранного усыновления, признание и последствия усыновления, процедурные требования, обязанности при этом центральных органов стран-участниц и уполномоченных организаций. Гаагская конвенция применима в случаях, когда ребенок постоянно проживает в одном из договаривающихся государств, а будучи усыновленным, переезжает в другое договаривающееся государство.

Международно-правовую основу усыновления также составляют Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 года и Европейская конвенция об усыновлении детей от 24 апреля 1967 года.

Законодатель при осуществлении усыновления иностранными гражданами закрепил ряд положений, направленных на защиту прав и законных интересов усыновляемых. Однако до сих пор отсутствует государственный орган, который был бы уполномочен на контроль за уровнем жизни детей в новых семьях.

В соответствии с п. 2 ст. 165 Семейного Кодекса РФ в случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

На наш взгляд, необходимо создание государственного органа РФ, который был бы уполномочен на контроль за жизнью детей после их усыновления иностранными гражданами.

Кроме того, целесообразно заключение двухсторонних договоров РФ с государствами, куда производится усыновление, где был бы решен вопрос об уполномочивании государственного органа иной страны на контроль за соблюдением прав детей в семьях усыновителей.

Также необходимо законодательно предусмотреть случаи отказа родителей от усыновленного ребенка. Так, мы считаем, что стоит внести положение о том, что отказ от ребенка должен производится на территории страны, где происходит усыновление. Это позволит детям возвращаться в страну происхождения, если их усыновители откажутся осуществлять в отношении ребенка принятые на себя обязанности.

Литература:

  1. Азизова А. Ю. Усыновление по семейному праву: дис. … канд. юрид. наук. Ташкент, 1990. С, 94.
  2. Обзор практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации» (дата обращения: 08.12.2020г.)
  3. Залунина Н. Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения // Защита прав ребенка в современной России / Отв. ред. А. М. Нечаева. М., 2004. С. 133.
  4. Постановление Правительства РФ № 275 от 29.03.2000г. (ред. от 02.06.2016) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства // СЗ РФ. 10.04.2000. № 15. ст. 1590.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, международное усыновление, усыновление, Российская Федерация, гражданин, орган опеки, страна происхождения, усыновитель, усыновленный ребенок, гаагская конвенция.


Задать вопрос