В этой статье иммунитет свидетеля рассматривается как разновидность юридического иммунитета. Уголовно-процессуальный закон содержит перечень лиц, допрос которых запрещен общими правилами. Однако в ходе практической деятельности возникает все больше случаев, когда необходимо делать исключения из этого правила. В связи с этим необходимо пересмотреть подход законодателей к вопросу предоставления иммунитета определенным свидетелям.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, уголовный процесс, уголовно-процессуальный иммунитет, свидетель, уголовно-процессуальный кодекс.
The article considers witness immunity as one of the types of legal immunity. The Criminal Procedure Law contains a list of persons whose interrogation, as a general rule, is prohibited. However, in the course of practical activities, there are increasingly cases when it is necessary to make exceptions to this rule. In this regard, it became necessary to reconsider the approach of the legislator to the issue of granting certain persons witness immunity.
Keywords: criminal proceedings, criminal procedure, criminal procedural immunity, witness, criminal procedure code.
Одним из основных принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является равенство прав и свобод граждан независимо от их личностных и социальных особенностей. В то же время в этом правиле, сформулированном государством, есть отступления, так называемые юридические исключения, которые включают в себя привилегии, привилегии и иммунитеты.
Прежде чем говорить об иммунитетах в современном праве, их стимулирующем воздействии, видах и характеристиках, необходимо выдвинуть концепцию этого правового явления.
Согласно Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова иммунитет (лат. immunitas) — освобождение, избавление [1] или независимость, неподверженность [2, с. 152].
В Словаре иностранных слов под иммунитетом в юридическом смысле понимается «Исключительные права, которые не соответствуют определенным общим законам, предоставляются лицам, занимающим особый статус в стране [3, с. 188]».
В России времен феодализма иммунитет означал привилегии крупных землевладельцев, включая право самостоятельно управлять своим наследственным населением, собирать государственные налоги и обеспечивать исполнение судебных решений.
С изменениями в общественной жизни система правового иммунитета трансформировалась в совершенно иное правовое средство — она стала инструментом освобождения отдельных подданных (дипломатов, консулов, представителей и т. д.). От определенных обязанностей и юридической ответственности для выполнения своих соответствующих общественно полезных функций [4, с. 84–86].
В правовой системе современной России не существует законодательно закрепленного термина «иммунитет». Как отмечается в юридической литературе, отсутствие в законодательстве термина «иммунитет», а значит, и его легального (нормативного) определения, создает ряд сложностей [5, с. 22–28], поскольку позиция законодателя привносит нормативную логику в понятийный аппарат науки [6, с. 149].
В науке существует множество определений данного понятия.
Так, Н. С. Сопельцева полагает, что «правовой иммунитет — это независимый правовой институт. Это набор норм, которые освобождают лиц, четко оговоренных в международном праве, Конституции и правовых нормах, от выполнения определенных юридических обязательств и ответственности, и предусматривают специальные, сложные и различные процедуры привлечения к ответственности для обеспечения того, чтобы эти лица выполняли свои соответствующие функции [5, с. 22–28]».
По мнению С. В. Мирошник, иммунитет представляет собой «Набор особых юридических преимуществ, предоставляемых людям определенного круга в соответствии с нормами международного права и национальной конституцией, исходя из их статуса [7, c. 15]».
По мнению С. Ю. Суменкова, правовой иммунитет устанавливает особые, усложненные и отличные от общих правовые процедуры привлечения к ответственности в целях обеспечения выполнения этими лицами соответствующих функций [9].
Однако наиболее отличительной чертой, отличающей юридические изъятия от других юридических исключений, является то, что, в отличие от льгот и привилегий, это не означает, что его владелец только получает какие-либо материальные выгоды в области юридической ответственности и принимает на себя [9].
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) определяет содержание свидетельского иммунитета как права свидетелей отказываться от дачи показаний против самих себя, своих супругов и других близких родственников. Сфера его действия определена пунктом 4 статьи 5 УПК РФ, и допрашивать свидетелей запрещается. определенные типы свидетелей при определенных обстоятельствах. В то же время природа иммунитета свидетеля гораздо шире, чем положения, сформулированные в Уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации.
Данное правовое явление можно рассматривать как дополнительную гарантию для участников уголовного судопроизводства, предусмотренную законодательством Российской Федерации об особой процессуальной роли свидетелей, как исключение из принципа равенства граждан, как способ повышения уровня безопасности свидетелей как участников уголовного судопроизводства, как средство средства устранения процессуальных недостатков в инквизиции, как краеугольном камне состязательного уголовного судопроизводства.
Что касается структуры свидетельского иммунитета, то необходимо поддерживать двухуровневую структуру, которая отличает иммунитет свидетеля, но необходимость трехуровневой структуры, включающей: право не давать показаний не способствует самому себе (другими словами, привилегия выступать против самооговора); право отказ от дачи показаний не благоприятствует супругам, супружеским парам и их близким родственникам; право не давать показаний в иных случаях, предусмотренных УПК РФ.
В теории уголовно-процессуального права в соответствии с волей лица, предоставляющего иммунитет свидетеля, различают два вида иммунитета свидетеля: принудительный (абсолютный, безусловный) и диспозиционный (относительный, условный) [13, с. 116]. Данная классификация является наиболее распространенной, однако некоторые авторы предлагают другой подход к систематизации видов свидетельского иммунитета.
Так, В. Н. Лопатин и А. В. Федоров выделяют общий свидетельский иммунитет и специальный. Общий свидетельский иммунитет — это право каждого (свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, подсудимого или любого другого лица) не свидетельствовать в свою пользу, за своих супругов и близких родственников. Автор определяет особый вид освобождения от дачи показаний как освобождение от дачи показаний для определенных категорий граждан, освобожденных федеральным законом от обязанности давать показания. Это освобождение распространяется только на лиц, имеющих процессуальный статус свидетеля [5, с. 52].
В то же время автор не считает, что запрет на допрос определенных лиц в качестве свидетелей (часть 3 статьи 56 УПК РФ) является своего рода свидетельским иммунитетом, что, несомненно, сужает содержание системы свидетельского иммунитета. Поэтому я думаю, что первая классификация исключений для свидетелей является наиболее полной и точной, поскольку она охватывает все виды исключений для свидетелей.
Обязательные (абсолютные и безоговорочные) исключения сформулированы в нормативных актах, запрещающих допрос определенных лиц в качестве свидетелей. Он принадлежит людям, которые должны сохранять конфиденциальность информации, которую они получают при выполнении своих профессиональных или служебных обязанностей. Абсолютный свидетельский иммунитет предоставляется: судьям, присяжным заседателям; адвокатам, защитникам подозреваемых, подсудимых; священникам (пп. 1–4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).
Право распоряжаться (относительным и условным) иммунитетом воплощено в праве свидетелей отказываться от дачи показаний. Освобождение от распоряжения имуществом относится к праву не свидетельствовать в пользу себя, супруга/супруг и других близких родственников (п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК РФ). Кроме того, члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставлен диспозитивный свидетельский иммунитет. Без их согласия они не могут быть допрошены в качестве свидетелей в ситуациях, связанных с осуществлением власти. (п. 5 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).
По вопросу расширения категории лиц свидетельского иммунитета следует занять сбалансированную позицию, с тем чтобы способность правоохранительных органов проводить уголовные разбирательства, осуществлять правосудие и привлекать правонарушителей к ответственности не снижалась; жертвы имели возможность защищать свои права и реализовывать свой доступ к правосудию. Ограничения в отношении иммунитета свидетеля возможны и могут быть определены уголовно-процессуальным законодательством. Ограничение на расширение круга лиц, имеющих право пользоваться свидетельским иммунитетом, не должно носить характера усмотрения лиц, ведущих уголовное судопроизводство.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 1993. — № 237.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. — 24.12.2001. — № 52. Ст. 4921.
- Агаев Ф. А., Галузо В. Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М.: Теис, 2018. — 135 с.
- Алиев Н. А. Свидетельский иммунитет в уголовном процессе // Известия вузов: Правоведение. 2020. — № 6. — С. 110–112.
- Лопатин В. Н., Федоров А. В. Свидетельский иммунитет // Государство и право. 2019. — № 6. — С. 49–57.
- Малахова Л. И. Свидетельский иммунитет в уголовном судопроизводстве РФ: проблемы правовой регламентации / Л. И. Малахова // Вестник ВГУ. Серия: Право. — 2017. — № 1. — С. 246–252.
- Нафиев С. Х., Васин А. Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при расследовании преступлений. Казань: Магариф, 2018. — 224 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1990. — 797 с.
- Петуховский А. Свидетельский иммунитет: проблемы развития процессуального института // Российская юстиция 2023. — № 9. — С. 49–50.
- Саушкин С. А., Гришина Е. П. Правовое обеспечение свидетельского иммунитета: современное состояние и вопросы развития // Адвокатская практика. 2022. — № 5. — С. 28–30.
- Тальберг Д. Г. Русское уголовное судопроизводство. Т. 1. Киев: Институтская типография, 1889. — 328 с.
- Шейфер М. М. Право свидетеля на иммунитет: история возникновения и проблемы реализации в уголовном процессе РФ // Актуальные проблемы современного уголовного процесса России: меж-вуз. сб. науч. ст. / под ред. В. А. Лазаревой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2017. В 2 вып. Вып. 2. — С. 114–126.