Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 28.06.2023

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Бородина, М. В. Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях / М. В. Бородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104554/ (дата обращения: 07.05.2024).



В данной статье рассмотрены обобщенные теоретические и практические аспекты участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, а также некоторые вопросы, которые возникают при рассмотрении указанной категории дел судами. Выполненное исследование предоставило, кроме прочего, обнаружить проблемы законодательного закрепления участия прокурора в судопроизводстве, а также проблемы отсутствия единства в действующем законодательстве страны в области участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях.

Государство активно применяет меры принуждения по отношению к виновному лицу, которое совершило деяние, запрещенное законом. Данный факт в юридической науке называется «юридическая ответственность», которая представляет собой систему формальных негативных санкций, которые регламентируется законодательством за определенные виды правонарушений. Существует огромное множество классификаций юридической ответственности. Наиболее часто встречающийся вид — это административная ответственность, которая активно защищает права граждан и обеспечивает законностью общественную жизнь. И ввиду этого наделяется возможностью воздействия на общественные отношения правовым путем. Одну из ключевых ролей в привлечении виновных лиц к административной ответственности играет прокуратура РФ.

«Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» [4] — именное такое определение дается прокуратуре РФ в статье 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Обратившись к статистическим данным, можно заметить, что органы прокуратуры РФ весьма активно реализовывают свои полномочия. К примеру, согласно статистике Управления Генеральной прокуратуры РФ, в 2021 году прокурорами в суды общей юрисдикции было предъявлено более 2 тысяч исковых заявлений на общую сумму почти 200 млн рублей. Кроме того, прокурорами была проведена активная работа по защите трудовых, жилищных прав граждан, а также проведена проверка экономической сферы жизнедеятельности общества.

Первостепенной целью участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях выступает защита прав, свобод и законных интересов граждан. Именно эта цель и формирует его задачи. Винокуров Ю. Е., к примеру, подразделяет все задачи на общие, частные и специальные. И решение этих задач осуществляется через применение правовых норм.

Что касается общих задач, то среди них можно назвать:

— обнаружение, реагирование и устранение нарушений закона,

— выявление и предотвращение причин совершения правонарушений,

— восстановление нарушенных законных интересов и прав граждан.

Примерами частных задач можно назвать проверку законности выносимых судебных актов и в случае выявления нарушений закона, вынесение протеста на такие судебные акты. Реализуется такая задача путем вынесения прокурором одного из актов прокурорского реагирования — протеста. Или, к примеру, затрагивая задачи прокурора, относимые к его участию в рассмотрении дела, можно назвать дачу поручения работнику прокуратуры на изучение нормативных актов, которые регулируют исследуемую сферу.

Привезти примеры специальных задач очень сложно, так как они непосредственно связаны с конкретным рассматриваемым делом и могут меняться в связи с особенностями дела. Целью таких задач является обеспечение участия прокурора в рассмотрении дел об административном правонарушении. Можно обозначить такие обобщенные задачи: прокурор имеет право на заявление ходатайств и отводов, участие в исследовании доказательств, а также на дачу заключения по делу.

Согласно ч.1 ст. 28.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [2] (далее — КоАП РФ) прокурор имеет право на возбуждение дела об административном правонарушении по отдельным составам. Помимо этого, у него есть право на возбуждение дела о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Статься 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» гласит, что прокурор «вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства». В данной норме существует весомое упущение, которое касается процессуального законодательства. В частности, ни КоАП РФ, ни Арбитражный процессуальный кодекс РФ не регулируют возможность для прокурора вступить в дело на любой стадии процесса. Детально предусмотренный порядок участия прокурора закреплен в специальных процессуальных законодательствах, таких как гражданском, арбитражном и административном.

На законодательном уровне закреплены также и формы участия прокурора в административном судопроизводстве. Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства [3] закрепляет, что «Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд».

Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор может инициировать рассмотрение дела о признании нормативно-правового акта не действующим. Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ — о признании незаконными решений или действий органов, организаций или лиц, которые наделены государственными или иными публичными полномочиями. Также КАС РФ закрепляет и ряд других статей с указанной формой участия прокурора в судопроизводстве. Кроме того, с данном нормативно-правовом акте закреплен ряд статей, по которым прокурор извещается судом о времени и месте рассмотрения дела.

Помимо уже названных законодательных актов рассмотрение дел об административных правонарушениях регулируется и Гражданским процессуальным кодексом (ГПК РФ) [1], в нём тоже не оговариваются полномочия прокурора. Обязательная необходимость прокурора по участию в производстве по делам, которые возбуждены по его инициативе закреплена в Приказе Генерального прокурора РФ от 10.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» [5], от 23.11.2015 № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом» [6]. В данном приказе обозначен круг лиц, которые обладают особым правовым статусом. Важно отметить, что нельзя считать равносильными рассмотрение судами гражданских дел и дел данной категории. В указанных случаях при обращении прокурора в суд выносится постановление о возбуждении производства, а не исковое заявление.

Нужно также заметить, что теоретические основы, которые касаются участия прокурора в судопроизводстве, отражены недостаточно четко. Практическое участие прокурора, то есть его непосредственное осуществление полномочий намного выше, а деятельность органов прокуратуры куда более обширна. Именно поэтому проводить анализ, как и делать выводы об участии прокурора в административном судопроизводстве нужно через различные процессуальные положения в совокупности. Полное и всеобъемлющее представление можно получить через уточнение процессуального положения прокурора в том или ином виде судопроизводства.

Зачастую в ходе реализации прокурором своих полномочий возникают проблемы. В пример можно привести освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения (статься 2.9 КоАП РФ). Но в указанном кодексе само понятие «малозначительность» отсутствует, в связи с чем на практике зачастую оценка правонарушения усложняется. Пояснение данному термину даёт Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.05.2005 № 5 [7]. В нём закреплено, что малозначительным считается преступление с учетом наступивших последствий, не нарушающее существенным образом общественные отношения.

Другой же проблемой можно назвать отсутствие единого законодательного закрепления норм, касающихся вопросов урегулирования участия прокурора в рассмотрении дел об административном правонарушении. К примеру, статья 24.6 гласит, что прокурором осуществляется надзор за исполнением законов, но совсем не указаны точные надзорные полномочия за органами административной юрисдикции. В следствие чего зачастую на практике смешиваются надзорные и ненадзорные полномочия органов прокуратуры РФ. Согласно статье 25.11 КоАП РФ, прокурор принимает участие в деле по вынесенным им же постановлениям, то есть он выступает неким обвинителем. Но в тех делах, когда прокурор не принимает участия, ситуация складывается неравномерная: суд по-своему исследует и доказывает вину правонарушителя. А это значит, что права участников процесса вовсе не равноправны, что перечит одному из основных принципов судопроизводства.

В заключение нужно сказать о том, что необходимость совершенствования законодательства была, есть и будет. И одной из важнейших задач законодателя является приведение нормативно-правовых норм в единую и слаженную систему, обеспечивающую полное и всестороннее участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Российская газета от 20 ноября 2002 года № 220.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Российская газета. — 2001. — № 256.
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Российская газета от 11 марта 2015 г. № 49.
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 2202–1 с изм. и доп. на 21 июля 2014 г. № 233 — ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47.
  5. Приказ Генерального прокурора РФ от 10.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях» // Законность. — 2015. — № 5.
  6. Приказ Генерального прокурора РФ от 23.11.2015 № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом»
  7. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.05.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, прокурор, административное правонарушение, дело, рассмотрение дел, административная ответственность, административное судопроизводство, задача, суд.


Похожие статьи

Практические аспекты, связанные с применением...

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных

Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами

РФ, административное правонарушение, административная ответственность...

Отдельные проблемы рассмотрения дел об административных...

Выражение «судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях» подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Процессуальный статус прокурора в производстве по делам об...

— участия в рассмотрении дела об административном правонарушении

 В соответствии с Конституцией РФ [1], административное судопроизводство наряду с. Участие прокурора при рассмотрении дел в административном процессе носит наиболее.

Вместе с тем частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных.

Административное судопроизводство в судах общей...

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выделяются следующие задачи административного судопроизводства: 1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений

Производство по административным делам в судах общей...

Библиографическое описание: Попова, А. Д. Производство по административным делам в судах

Согласно статье 132 Кодекса административного судопроизводства Российской

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена

РФ, административное судопроизводство, административное исковое заявление, дело...

Перспективы развития института административного...

 По прошествии 18 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных

Нормы главы 5 АПК РФ не относят потерпевшего к лицам, участвующим в деле.

В части 3 статьи 204 АПК РФ параграфа 1 главы 25 АПК РФ получает закрепление новое для

административное правонарушение, РФ, административная ответственность...

Административное судопроизводство в судах общей...

Анализ части 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), можно сделать вывод о том, что российское административное судопроизводство является деятельностью Верховного суда Российской Федерации...

Актуальные проблемы административной юрисдикции...

Вопросам административной юрисдикции посвящено немало работ, однако детально актуальные проблемы административной юрисдикции в широком аспекте не изучены, также не изучены основные способы решения данных актуальных проблем в системе современного права.

Производство по делам об административных...

В части 4 статьи 28.1 КоАП РФ законодатель определил моменты, с наступлением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. 1) Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения (статья 28.1.1 КоАП РФ).

Похожие статьи

Практические аспекты, связанные с применением...

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных

Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами

РФ, административное правонарушение, административная ответственность...

Отдельные проблемы рассмотрения дел об административных...

Выражение «судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях» подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Процессуальный статус прокурора в производстве по делам об...

— участия в рассмотрении дела об административном правонарушении

 В соответствии с Конституцией РФ [1], административное судопроизводство наряду с. Участие прокурора при рассмотрении дел в административном процессе носит наиболее.

Вместе с тем частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных.

Административное судопроизводство в судах общей...

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выделяются следующие задачи административного судопроизводства: 1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений

Производство по административным делам в судах общей...

Библиографическое описание: Попова, А. Д. Производство по административным делам в судах

Согласно статье 132 Кодекса административного судопроизводства Российской

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена

РФ, административное судопроизводство, административное исковое заявление, дело...

Перспективы развития института административного...

 По прошествии 18 лет со дня вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных

Нормы главы 5 АПК РФ не относят потерпевшего к лицам, участвующим в деле.

В части 3 статьи 204 АПК РФ параграфа 1 главы 25 АПК РФ получает закрепление новое для

административное правонарушение, РФ, административная ответственность...

Административное судопроизводство в судах общей...

Анализ части 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), можно сделать вывод о том, что российское административное судопроизводство является деятельностью Верховного суда Российской Федерации...

Актуальные проблемы административной юрисдикции...

Вопросам административной юрисдикции посвящено немало работ, однако детально актуальные проблемы административной юрисдикции в широком аспекте не изучены, также не изучены основные способы решения данных актуальных проблем в системе современного права.

Производство по делам об административных...

В части 4 статьи 28.1 КоАП РФ законодатель определил моменты, с наступлением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. 1) Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения (статья 28.1.1 КоАП РФ).

Задать вопрос