В статье автор исследует современное состояние наследственного права в Российской Федерации и возможные пути его совершенствования.
Ключевые слова: наследственное право, наследство, очереди наследования.
Институт наследования по закону затрагивает интересы каждого гражданина, так как право наследования является неотъемлемым правом личности. Наследованию посвящена отдельная норма Конституции Российский Федерации, что также указывает на его значимое положение в системе права [1]. Обширный круг наследников по закону, предусмотренных нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на то, что сохранение имущества внутри семьи и сокращение случаев перехода выморочного имущества государству установлены законодателем в качестве одних из основных задач данного правового института.
Рассматривая возможность изменения норм о наследовании по закону мы можем заметить, что действующее наследственное законодательство не лишено противоречий, которые, с одной стороны, объективно объясняются необходимостью урегулирования сложной сферы общественных отношений, с другой — могут быть устранены одновременно с приведением нормативной базы в соответствие с реалиями современной жизни общества.
В статьях 1142–1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации выделяется восемь очередей наследников по закону. В случае, если таковые отсутствуют или не имеют права наследовать, имущество становится выморочным, и наследство принимает государство [2].
К наследникам первой очереди относятся: дети, родители и супруг наследодателя, внуки наследодателя наследуют по праву представления. Круг наследников второй очереди составляют полнородные и неполнородные (единокровные и единоутробные) братья и сестры наследодателя, его бабушки и дедушки, племянники и племянницы наследодателя наследуют по праву представления. Наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные дяди и тети наследодателя, его двоюродные братья и сестры наследуют по праву представления.
Однако соответствие очередей наследования степеням родства, то есть количеству рождений от наследодателя, не является правилом, характерным для всего права наследования по закону. Ранее указанные очереди не подходят под данный критерий не только ввиду наличия в первой очереди супруга или супруги, не являющихся родственниками наследодателя, но и в силу того факта, что прадедушек и прабабушек, отнесенных законом к четвертой очереди наследования, отделяет от наследодателя такое же количество рождений, что и его братьев и сестер, входящих в третью очередь, что свидетельствует о приоритете боковой ветви родства над восходящей и объясняется большей близостью братьев и сестер к наследодателю по времени рождения.
Ни родственные отношения, ни принадлежность к привычной общности «членов семьи» не являются в российском праве обязательным условием наследования. Так, к наследникам седьмой очереди относятся пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя, а наследниками восьмой очереди названы нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, но с оговоркой на то, что данные лица находились у наследодателя на иждивении не менее года до смерти последнего, и независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет.
Особенности современной жизни влияют на институт семьи и имущественные отношения, в связи с чем они закономерно должны влиять и на наследственные правоотношения. С одной стороны, мы наблюдаем переход большой части социальных связей из плоскости реального общения в виртуальную среду, социальные сети и мессенджеры, что может нивелировать расстояние как преграду для укрепления родственных связей. Такие обстоятельства могут сделать неактуальным мнение Е. Ю. Петрова о том, что жители сельской местности в большей мере поддерживают контакты по боковой линии, а жители городов «мало общаются или вообще незнакомы с родственниками, находящимися за пределами второй боковой линии» [3].
С другой стороны, рост экономики, урбанизация производства, а также активные меры, принимаемые государством к повышению уровня образования населения, в том числе унификация экзаменов и иных критериев для поступления в учебные заведения сохраняют тенденции к миграции молодежи в города, что безусловно негативно сказывается на семейных отношениях и рассредоточивает имущество. В указанных условиях, полагаем, ключевое значение будет иметь реализация внутренней политики государства, в качестве одного из ориентиров для которой сегодня обозначены укрепление семьи и традиционных ценностей.
По нашему мнению, указанным целям будет способствовать цифровизация механизмов, используемых при реализации норм о наследовании. Объединение баз данных органов записи актов гражданского состояния и возможностей Единого портала государственных услуг и функций (Госуслуги) или иных федеральных автоматизированных систем может позволить избавиться от архаичных и не соответствующих духу закона положений статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии с которыми нотариус обязан известить об открытии наследства тех наследников, место жительства или работы которых ему известно, а также нотариус может произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации [4]. Еще более радикальным, но не менее полезным для сохранения имущества и защиты прав и законных интересов участников наследственных правоотношений, может стать такое проявление цифровизации и автоматизации как прохождение процедур от написания и регистрации завещания до принятия наследства с использованием Госуслуг или иного интернет-портала.
В современных условиях, как еще отмечал И. А. Покровский «род как некоторый союз, несший когда-то на себе существенные и совершенно реальные обязанности по отношению к своим членам» уже утратил свое значение. Лица более отдаленных степеней родства могут не составлять некой семейной общности как основы для материального благополучия лиц, заинтересованных друг в друге, оказывающих внимание, заботу и поддержку [5].
Потому, например, возникает вопрос о целесообразности сохранения в числе наследников лиц боковой линии родства, отнесенных в настоящее время к наследникам 5 и 6 очередей. Более того, определение числа и круга наследников по закону не может быть обособленным от норм семейного законодательства. В этом отношении абсолютно права Л. Ю. Михеева, указывая на то, что «исторически сложившееся «раздельное» существование семейного и гражданского законодательства требует осмысленной доктринальной оценки» [6].
Одним из спорных вопросов является включение родителей в число наследников первой очереди. Гражданское Уложение Германии в статье 1925 [7] и Французский гражданский кодекс в статье 736 [8] относят родителей в число наследников 2 очереди после супруга (супруги) и детей наследодателя. Полагаем, что препятствуя переходу части наследственной массы родственникам по боковой линии после смерти родителей наследодателя, такие нормы отвечает целям оставления имущества в семье наследодателя. В такой ситуации семья предстает в более узком, но вместе с тем и в более современном понимании.
Рассматривая возможность наделения наследственными правами сожителей наравне с наследниками по закону 1 очереди, а также предложения сократить число наследников боковой линии родства (двоюродные бабушки и дедушки, двоюродные племянники и племянницы и другие), необходимо отметить, что такие решения не способствуют сохранению активов в семье, ее укреплению, в связи с чем противоречат текущей позиции государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время круг лиц, признаваемых наследниками по закону, в целом отвечает потребностям общества и семейно-родственному характеру наследования, но определенные изменения положений закона, регулирующих очередность наследования, действия нотариуса и процедуры в рассматриваемой сфере следует признать необходимыми в силу изменяющихся общественных отношений.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в редакции закона Российской Федерации № 11-ФКЗ от 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья (в редакции Федерального закона № 121-ФЗ от 14.04.2023).
3. Петров Е. Ю. Наследственное право России: состояние и перспективы развития (сравнительно-правовое исследование). — М.: М-Логос, 2017. — С.9.
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462–1 (ред. от 28.04.2023).
5. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права — URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/pokrovsky_ia_osnovnye_problemy_gr azhdanskogo_prava/ (дата обращения: 20.06.2023).
6. Михеева Л. Ю. Развитие российского семейного законодательства //Кодификация российского частного права 2019 / В. В. Витрянский, С. Ю. Головина, Б. М. Гонгало и др.; под ред. Д. А. Медведева. — М.: Статут, 2019. С.69
7. Гражданское уложение Германской империи — URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bgb/__1925.html (дата обращения: 20.06.2023).
8. Гражданский кодекс Франции от 21.03.1804 — URL: http://oceanlaw.ru/wp-content/uploads/2018/02/Фр.Кодекс-123.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
9. Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110–1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации / Р. С. Бевзенко, С. Л. Будылин, Е. В. Кожевина [и др.]; отв. ред. Е. Ю. Петров. М.: М-Логос, 2018. С.126.