В статье автор исследует уголовно правовую характеристику убийства с согласия потерпевшего.
Ключевые слова: согласие лица в уголовном праве, согласие потерпевшего.
Уголовный кодекс Российской Федерации в главе 8 закрепляет обстоятельства, исключающие преступность деяния. Однако, нередко, данный перечень предлагается дополнить другими, иными обстоятельствами.
В теории уголовного права отмечаются следующие дополнительные обстоятельства, исключающие преступность деяния: согласие потерпевшего, исполнение лицом профессиональных функций, законное применение оружия, причинение вреда на спортивных соревнованиях.
Проблема согласия потерпевшего на причинение вреда как обстоятельства, исключающего преступность деяния, много раз поднималась в специальной литературе, но ее решение на уровне уголовного законодательства до сих пор не определено.
По мнению некоторых ученых и практиков, причинение физического вреда, лишение жизни с согласия лица, либо по его просьбе является недопустимым. Несмотря на это, практика показывает, что имеются случаи освобождения лица от ответственности в данном случае.
А. Н. Красиков является одним из первых ученых, который определил понятие «согласие лица на причинение вреда». По его мнению: «Согласие потерпевшего есть выражение свободного волеизъявления лица на нарушение своих благ или поставления их в опасность (риск) как способ достижения личного интереса, с одной стороны, а с другой — поведение третьего лица в рамках этого согласия». [5, с.58] Еще одно определение дано Сумачевым А. В.: «Согласие лица в уголовном праве — это разрешение на определенные уголовно значимые действия со стороны третьих лиц в отношении собственных благ, добровольно выраженное дееспособным лицом в установленной форме до начала совершения таких действий и влекущее уголовно-правовые последствия». [7, c. 24]
Исходя из предложенных определений, можно выделить признаки согласия потерпевшего, а именно:
1) действительность;
2) добровольность;
3) наличность;
4) конкретность;
5) результат.
Разберем каждый из этих признаком более детально.
- Действительность согласия потерпевшего — это предварительное, осознанное, свободное волеизъявление дееспособного лица на причинение ему вреда.
- Добровольность согласия потерпевшего — лицо выражает свою волю добровольно, без оказания на него внешнего давления, принуждения, насилия, угроз и т. д.
Вместе с тем, в рамках анализа признака «добровольность» согласия отдельные авторы ставят вопрос о том, является ли согласие добровольным, если оно обусловлено вознаграждением (например, согласие на изъятие за деньги органа для трансплантации другому человеку вследствие нищеты?). [2, c. 46] При этом, С. В. Расторопов, например, категорически возражает против наличия добровольности в такой ситуации, аргументируя свою позицию тем, что «согласие на совершение действий в отношении своего здоровья, обусловленное вознаграждением, противоречит общепринятым нормам нравственности и интересам общества и государства». [2, c.46]
- Наличность согласия потерпевшего — лицо выражает согласие на причинение вреда до совершения деяния. Наличность согласия потерпевшего, по мнению ряда ученых, выражается в том, что оно предшествует поведению третьих лиц в отношении согласившегося либо не выражает возражения против уже начатых действий. [3, c.286]
Н. С. Таганцев связывал «наличность согласия» с формой его выражения: «Наличность согласия должна быть доказана, но при этом вовсе не требуется, чтобы согласие было прямо выражено пострадавшим, так как часто вполне достаточно согласия молчаливого, подразумевающего или заявленного конклюдентными действиями». [8, с. 185]
- Конкретность согласия потерпевшего включает в себя:
– способ причинения вреда;
– личность причинителя вреда.
Согласие должно иметь определенный характер, то есть должно относиться к определенному времени и действию, а равно к конкретному благу, которое его носитель разрешает нарушить. [4, c. 448]
- Результат согласия потерпевшего — согласие в уголовном праве влечет уголовно-правовые последствия: может исключать преступность деяния, может не исключать уголовной ответственности причинителя вреда, но иметь значение при квалификации преступлений или при назначении наказания.
Таким образом, «согласие лица в уголовном праве» — это разрешение, которое дается дееспособным лицом в установленной форме третьему лицу, на совершение определенных действий в отношении собственных благ, данное до начала совершения этих действий и влекущее уголовно-правовые последствия.
Выделим условия правомерности такого института, как «согласие лица в уголовном праве».
- Согласие лица должно распространяться на права, которыми лицо вправе свободно распоряжаться.
- Согласие лица не может быть направлено на причинение вреда другим лицам, интересам государства или общества.
- Согласие лица должно быть дано предварительно, до совершения деяния. Согласие, которое дано после совершения деяния, может быть рассмотрено как примирение.
В специальной литературе в качестве способов непреступного воздействия на интересы лица с его согласия считаются:
1) медицинское вмешательство в отношении больного;
2) трансплантация органов или тканей человека;
3) производство эксперимента;
4) занятия спортом.
Проведя анализ действующего законодательства других стран, можно сделать вывод, что в УК Японии, Италии, Сан-Марино и т. д. нормам, регулирующим причинение вреда другому лицу с его согласия, уделяется большее внимание. [9]
Вопрос о пределах согласия лица в уголовном праве был поставлен еще в веке. Так, А. Ф. Бернер отмечал: «Отчуждаемость права имеет свои границы, и они заключаются в правах других и в общественных интересах» [1, с.403]
Проанализировав уголовное законодательство можно определить тот объем прав частных лиц, которые подлежат уголовно-правовой охране и нарушение которых против воли его обладателя могут признаваться преступными.
Относительно согласия на лишение жизни со стороны третьих лиц, законодательство различных государств решает эту проблему по-разному.
Например, Нидерланды не считают эвтаназию за преступление; Германия расценивает эвтаназию и любые другие свободы лишения человека жизни с его согласия — привилегированным видом убийства; Швеция, Франция расценивают любые свободы причинения смерти с согласия лица, как обычное убийство.
В части прав на половую свободу и половую неприкосновенность согласие лица может исключать преступность деяния, а может лишь влиять на квалификацию. В данном случае все зависит от объекта сексуальным отношений, т. е. половой свободы либо полосой неприкосновенности.
В этой связи возможно выделение общих критериев оценки преступности (неприступности) сексуальных отношений:
1) наличие согласия партнеров на сексуальные действия;
2) достижение 16-летнего возраста обоими партнерами;
3) сексуальные действия не сопряжены с причинением тяжкого вреда здоровью человека либо смерти по неосторожности. [7, ст. 24]
Что касается личных конституционных прав и свобод человека и гражданина преступность деяния будет исключена в следующих случаях:
– имеется согласие на посягательство от носителя этих прав и свобод;
– согласие распространяется только на личные конституционные права и свободы человека и гражданина.
Исходя из всего выше сказанного, мы пришли к выводу, о том, что наш УК нуждается, в регламентации данного обстоятельства, исключающего преступность деяния с включением соответствующих условий правомерности. Значимость для правоприменения самого института обстоятельств, исключающих преступность деяния и «большая цена» ошибок в данном вопросе, уже свидетельствуют об этой необходимости. Законодателю следуют дополнить перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния статьей «Согласие потерпевшего», ч.1. ст. 61 УК отдельным пунктом, предусматривающим причинение вреда с согласия потерпевшего в качестве смягчающего обстоятельства.
«Согласие потерпевшего на причинение вреда» может исключать преступность деяния, может не исключать уголовной ответственности причинителя вреда, но иметь значение при квалификации преступлений или при назначении наказания. Это напрямую зависит от пределов возможного отчуждения собственных прав частным лицом, определяемых в зависимости: от личной принадлежности и объективной социальной ценности права, а также от общественной значимости способов нарушения права (воздействия на него).
Согласие лица на причинение смерти (лишение жизни) независимо от способов не исключает преступность деяния, которое расценивается как убийство. Вместе с тем оно должно иметь значение при смягчении последствий для виновного в стадии назначения наказания.
Литература:
- Бернер А. Ф. Учебник уголовного права. Части Общая и Особенная. С примечаниями и дополнениями по истории русского права и законодательству положительному магистра уголовного права Т. I. Ч. Общая. СПб., 1865. С.403.
- Расторопов С. В. Уголовно-правовое значение согласия лица на причинение вреда своему здоровью. С.46.
- Казаченко И. Я., Незманова З. А. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова. 1997. С.286;
- Кузнецова И. М., Тяжкова И. М. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении: Учебник для вузов / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. 1999. С.448;
- Красиков А. Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве./ под ред. И. С. Ноя. — Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 1976, С.58.
- Ной И. С. Охрана чести и достоинства личности в советском уголовном праве. Саратов: Саратов. гос. ун-т, 1959. 124 с.
- Сумачев А. В. Согласие лица на причинение вреда в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния: Монография. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2005. С.24.
- Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая: В 2 т. Т.1. С.185.
- Текст: электронный // Российская государственная библиотека: [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001841203 (дата обращения: 15.04.2023).