Игровые методы в обучении фонетике английского языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 1346 раз

Библиографическое описание:

Болдырева, В. Г. Игровые методы в обучении фонетике английского языка в средней школе / В. Г. Болдырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104312/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье автор рассматривает фонетический аспект речи в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе, раскрывает теоретические обоснования использования игровых методов при обучении фонетике на уроках английского языка, анализирует учебник УМК по английскому языку «Английский в фокусе» для 7-го класса в контексте использования игровых методов при обучении фонетике, описывает разработку на основе игровых методов комплекса упражнений для обучения фонетике английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы и его апробацию в ходе педагогической практики, озвучивает результаты определения степени успешности использования игровых методов при обучении фонетике английского языка в отдельном учебном коллективе.

Ключевые слова : фонетика английского языка, основная школа, игровые методы обучения фонетике.

Данная работа посвящена вопросу применения игровых методов при обучении фонетике английского языка в средней общеобразовательной школе. Актуальность работы обусловлена тем фактом, что фонетическая составляющая речи выступает одним из аспектов обучения иностранному языку, который классически считается сложным для освоения обучающимися. Важно добавить, что требование к фонетической стороне иноязычной речи как части коммуникативной иноязычной компетенции (говорение и аудирование) отражено в федеральном государственном стандарте основного общего образования (п. 11.3 ФГОС ООО) [1]. Однако нередко, хорошо усваивая лексику и грамматические правила, обучающиеся показывают низкий уровень фонетических навыков.

Методисты ищут пути интенсификации формирования и развития фонетических навыков, говоря в том числе и о игре. Игровые методы занимают особое положение в обучении фонетике. Фактически до 8-го класса включительно игра является одним из приоритетных видов деятельности для обучающихся, а многообразие игровых методов позволяется подобрать для каждого из этапов обучения такие приемы, которые наиболее сообразны данной возрастной группе. Стоит добавить, что игра — это всегда деятельность. Системно-деятельностный подход был положен в основу новых ФГОС, и игра, выступающая видом деятельности, позволяет учащимся осваивать фонетический материал в рамках ключевой концепции стандарта, т. е. максимально активно.

Данная работа ставила своей ключевой целью создание, апробацию и выявление эффективности комплекса упражнений с применением игровых методов при обучении школьников фонетике английского языка.

Объектом работы выступило обучение фонетике английского языка, тогда как предметом исследования являлась специфика использования игровых методов при изучении фонетики на средней ступени обучения.

Гипотезой исследования было предположение о том, что применение игровых методов при обучении фонетике на средней ступени способно значительно повысить качество формирования фонетических навыков обучающихся.

Цель, объект и предмет определили тот набор задач, которые решались в ходе данного исследования:

— рассмотреть фонетический аспект речи в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе;

— раскрыть теоретические обоснования использования игровых методов при обучении фонетике на уроках английского языка;

— проанализировать учебник УМК по английскому языку «Английский в фокусе» для 7-го класса в контексте использования игровых методов при обучении фонетике;

— разработать на основе игровых методов комплекс упражнений для обучения фонетике английского языка в 7-м классе средней общеобразовательной школы;

— провести в ходе педагогической практики на базе МБОУ СОШ № 39 практическую апробацию разработанных упражнений;

— экспериментально определить степень успешности использования игровых методов при обучении фонетике английского языка в отдельном учебном коллективе.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов при обучении английскому языку в 7-х классах общеобразовательной школы и других образовательных учреждения соответственно этапу обучения английскому языку. Работа может представлять интерес для методистов, учителей английского языка, студентов языковых факультетов педагогических вузов.

База исследования. Исследование проводилось с обучающимися 7-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 (х. Трудобеликовский Красноармейского района).

Фонетические аспекты английской речи являются сложными для изучения в общеобразовательной школе. Это связано с фонетическими особенностями английского языка, а также с многоаспектным и сложным характером понятия «фонетический навык». Последнее является одним из ключевых понятий методики обучения фонетике английского языка и может быть определено как фонетическое умение, доведенное до автоматизма. В данной работе вслед за Э. Г. Азимовым и А. Н. Щукиным под фонетическим навыком мы понимали способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить [2, с. 339]. Показателем сформированности фонетического навыка является доведение указанной способности до совершенства. При этом фонетический навык является суммой продуктивного навыка (навыка порождения фонетически грамотно оформленной речи) и рецептивного навыка (навыка восприятия речи на слух) и, соответственно, соотносится с говорением и чтением, с одной стороны, и с аудированием, с другой, затрагивая при этом другие аспекты языкового обучения.

Можно отметить, что формирование фонетических навыков — главная цель обучения фонетике в школе [3]. Для достижения этой цели используется алгоритм, проводящий учащихся от фонетического правила до продуктивных упражнений, т. е. упражнений, предполагающих самостоятельное порождение высказывания с учетом изученного правила. Низкие результаты обучения фонетике в школе заставляют методистов искать пути интенсификации обучения фонетике, и одним из них может быть использование игровых методов.

Дидактическая (развивающая) игра − общее название игр, целью которых является не развлечение, а обучение или отработка различных умений игрока в ходе самой игровой деятельности [4]. Дидактические игры на уроках английского языка является средством активизации учебного процесса, дают возможность компенсировать отсутствие реального общения с носителями языка, помогают в развитии практических навыков, выступают как в качестве учебного средства, так и как средство релаксации. Специальной технологией, предполагающей использование игр на всех этапах урока обучения фонетике, является технология АМО. В рамках указанной технологии разработаны этапы урока, для каждого из которых предполагается свой набор фонетических игр.

Учебник по английскому языку для 7-го класса «Английский в фокусе» [5] не предполагает специальных упражнений на формирование фонетических навыков, также в нем очень мало заданий в игровой форме. Устранить указанное противоречие можно разработкой специальных упражнений в игровой форме для уроков английского языка в 7-м классе.

Нами был разработан с опорой на материалы Всероссийской проверочной работы и Всероссийской олимпиады школьников диагностический инструмент для оценки уровня сформированности фонетических навыков учащихся 7-х классов. Были подготовлены критерии оценки уровня сформированности фонетических навыков учащихся 7-х классов. Мы констатировали относительно низкий уровень владения фонетическими навыками у обучающихся 7 «Д» и 7 «Б» классов, участвовавших в эксперименте.

На основе результатов диагностических процедур констатирующего этапа педагогического эксперимента с использованием игровых технологий был разработан комплекс упражнений-игр для формирования фонетических навыков учащихся 7-х классов по теме «Стили жизни» (УМК «Английский в фокусе»). Нами были разработаны игры-упражнения, применить которые можно на уроках разного типа. Поскольку обучение фонетике велось в рамках общеустановленного хода учебного процесса на основе программного материала, мы не выделяли специальных уроков обучения фонетике, а готовили игры-упражнения для уроков разного типа, характерных для реализации модулей используемого УМК. Указанный комплекс прошел свою апробацию в 7 «Б» классе МБОУ СОШ № 39 х. Трудобеликовский муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края.

Проведя итоговую контрольную работу, мы констатировали успешность применения разработанных нами на основе игровых методов упражнений для формирования фонетических навыков учащихся 7-х классов по теме «Стили жизни» (УМК «Английский в фокусе»). В сравнении с первой работой качество знаний в экспериментальном классе повысилось с 31 % до 44 %, а успеваемость − с 88 % до 100 %. Показатели качества знаний в сравнении с первой работой в контрольном классе не изменились (31 %), успеваемость повысилась незначительно — с 81 % до 88 %. Таким образом, экспериментальный 7 «Б» класс показал значимый рост качества знаний и успеваемости, тогда как в контрольном 7 «Д» классе значимых изменений качества и успеваемости не отмечается.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что применение игровых методов при обучении фонетике на средней ступени способно значительно повысить качество формирования фонетических навыков обучающихся, подтвердилась.

Литература:

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». − URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата доступа: 11.11.2022).
  2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — Москва: ИКАР, 2009.
  3. Пупина, Ю. Г. Подходы к формированию фонетических навыков / Ю. Г. Пупина // Вестник Московской международной академии. — № 1. — 2017. — C. 220–223.
  4. Желвакова, Е. С. Методы использования дидактической игры в начальной школе / Е. С. Желвакова // Science Time. — № 7 (91). — 2021. — C. 36–40.
  5. Spotlight 7: Student's Book / Английский язык. 7 класс. Учебник / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. − 7-е изд. − Москва: Express Publishing: Просвещение, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, общеобразовательная школа, фонетика, обучение, фонетический навык учащихся, игра, класс, навык, игровая форма, Красноармейский район.


Ключевые слова

основная школа, фонетика английского языка, игровые методы обучения фонетике

Похожие статьи

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Игровые технологии формирования грамматических навыков в начальной школе на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье рассмотрено использование игровых технологий как эффективной формы обучения всем аспектам иностранного языка ввиду своей увлекательности. Также представлены методические разработки нескольких грамматических игр и их использование на уроках а...

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы

В статье рассматриваются различные методы обучения грамматике при изучении иностранного языка, акцентируя внимание на их теоретических и практических аспектах. Метод обучения определяется как система, включающая цели, содержание, принципы и способы о...

Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке)

В статье рассматривается опыт применения коммуникативной методики Е. И. Пассова с внедрением в неё современных педагогических технологий (индуктивного подачи материала, технологии кейс-стади, деловой игры) для обучения студентов 1 курса грамматическо...

Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе

В статье автор рассматривает приемы использования текстов статей британской прессы на уроке английского языка в старшей школе с целью развития умений в различных видах деятельности (чтение, письмо, устная речь) старшеклассников, а также предлагает не...

Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе

В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...

Некоторые особенности реализации сказки как приема обучения китайскому языку на младшей ступени обучения

Статья посвящена особенностям реализации сказки как приема обучения китайскому языку на младшей ступени обучения, описываются наиболее эффективные приемы обучения детей китайскому языку через игровую ситуацию — сказку.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Похожие статьи

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Игровые технологии формирования грамматических навыков в начальной школе на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье рассмотрено использование игровых технологий как эффективной формы обучения всем аспектам иностранного языка ввиду своей увлекательности. Также представлены методические разработки нескольких грамматических игр и их использование на уроках а...

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Методические основы обучения грамматике в 7-м классе средней школы

В статье рассматриваются различные методы обучения грамматике при изучении иностранного языка, акцентируя внимание на их теоретических и практических аспектах. Метод обучения определяется как система, включающая цели, содержание, принципы и способы о...

Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке)

В статье рассматривается опыт применения коммуникативной методики Е. И. Пассова с внедрением в неё современных педагогических технологий (индуктивного подачи материала, технологии кейс-стади, деловой игры) для обучения студентов 1 курса грамматическо...

Способы использования публицистических текстов на уроке английского языка в старшей школе

В статье автор рассматривает приемы использования текстов статей британской прессы на уроке английского языка в старшей школе с целью развития умений в различных видах деятельности (чтение, письмо, устная речь) старшеклассников, а также предлагает не...

Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе

В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игр...

Некоторые особенности реализации сказки как приема обучения китайскому языку на младшей ступени обучения

Статья посвящена особенностям реализации сказки как приема обучения китайскому языку на младшей ступени обучения, описываются наиболее эффективные приемы обучения детей китайскому языку через игровую ситуацию — сказку.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Задать вопрос