В статье рассматривается возможность использования дидактических игр для развития коммуникативной компетенции у обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Делается вывод о том, что дидактические игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
Ключевые слова: дидактические игры, английский язык, коммуникативные навыки, взаимодействие, общение.
Английский как международный язык преподается обучающимся от начальной школы до университетского уровня, потому что он используется во многих средствах коммуникации, таких как общественная информация, газеты, телевидение и академические книги. Английский язык известен как один из широко используемых языков для людей, чтобы иметь возможность общаться с другими людьми по всему миру. Также считается, что английский язык является важным языком для изучения, потому что это международный язык. Умение общаться на английском языке очень важно в глобальном пространстве, потому что он занимает очень важное место практически в любом секторе использования, таком как бизнес, коммерция, академическая сфера, технологии, международные отношения и дипломатия [1, с. 237]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что английский язык является важным языковым компонентом, которым должны овладеть ученики средней школы. Обладая хорошим английским языком, особенно в разговорной речи, обучающимся будет легче осмысленно передавать идеи, эмоции, чувства, а также составлять приемлемые предложения.
Коммуникативные навыки — это автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций. Их также можно охарактеризовать как процесс конструирования посредством производства и получения информации. Это означает, что способность к коммуникативным навыкам необходима школьникам для обучения, потому что это подготовит их к использованию языка в реальном мире. Таким образом, овладение коммуникативными навыками является приоритетом для школьников, изучающих английский язык. Между тем овладеть разговорным мастерством не так просто, как кажется. Чтобы иметь возможность говорить по-английски, обучающимся необходимо больше практиковаться внутри класса и за его пределами. Это означает, что учителя должны уделять большое внимание при обучении коммуникативным навыкам. Им необходимо приложить усилия, чтобы сделать класс активным, говорящим по-английски.
При обучении коммуникативным навыкам учителя общеобразовательной школы должны применять подходящую технику, которая может повысить интерес, любознательность и мотивацию обучающихся к обучению. Это поможет школьникам быть более уверенными в том, чтобы говорить в классе. Дидактические игры могут быть использованы для улучшения разговорных навыков учеников средней школы, потому что они могут дать школьникам возможность попрактиковаться в разговорной речи. [5, с. 136] Дидактические игры создают безопасную среду для того, чтобы справиться с новым обучением. Овладение коммуникативными навыками в английском языке очень важны для учеников средней школы. К сожалению, у многих учеников возникают проблемы с разговорной речью. Они не могут говорить по-английски в классе, потому что им не хватает практики разговорного английского. Зачастую это обуславливается неэффективным обучением. Просьба к школьникам запомнить диалог и практика их перед классом делают их неспособными общаться на английском языке в реальной жизненной ситуации.
Дидактические игры — это одна из техник, которая предоставляет специальные возможности для улучшения разговорных навыков, а именно:
— коммуникативная компетенция, которая требует от учеников средней школы активного участия в разговоре друг с другом и вовлекает их в реальное общение;
— равные шансы, при которых не только ученики средней школы с более высоким навыком говорения, но и ученики с с более низким навыком говорения могут внести свой вклад;
— снижение тревожности — условие, при котором ученики средней школы более уверенно говорят по-английски, потому что они не чувствуют, что находятся в процессе преподавания и обучения, и совершают ошибки, не испытывая чувства неудачи.
Дидактические игры — это также мероприятия, организуемые в классе для создания возможностей и целей для практики вербального общения [6]. Когда обучающимся интересно обучаться, они, скорее всего, пойдут на риск, совершат ошибки, не испытывая чувства неудачи, и попытаются справиться со своими первоначальными чувствами и использовать это в своей повседневной жизни. Можно сделать вывод, что дидактические игры — это один из приемов, который может сделать обучающихся активными на занятиях.
Дидактические игры для развития коммуникативных навыков — это один из приемов, который может быть использован для того, чтобы сделать учеников средней школы активными в общении в реальной жизненной ситуации. Коммуникативные игры представляют собой специальные функции для улучшения разговорных навыков учеников средней школы, а также коммуникативную компетентность, которая требует от учеников средней школы активного участия в разговоре друг с другом и вовлекает их в реальное общение. Они предназначены для развития коммуникативных навыков, особенно в устной речи и аудировании. Коммуникативный навык означает, что обучающиеся могут улучшить свою способность точно передавать и декодировать устную, письменную и невербальную речь [3, с. 40]. Они поощряют обучающихся взаимодействовать, чтобы общаться в классе. Чем больше учеников средней школы активно выступают на уроке, тем лучше они овладевают коммуникативной компетенцией. Кроме того, игры могут улучшить коммуникацию учеников средней школы и сотрудничество друг с другом [2, с. 50]. Это помогает школьникам стать более социализированными в процессе преподавания и обучения.
История языковых дидактических игр восходит к «естественным методам», которые фокусируются на использовании игр системы обучения иностранному языку. Идея о том, что обучение должно быть приятным занятием, поддерживается многими исследователями. Удовольствие оказывается одной из главных целей и последствий образования, особенно в школе, отчасти потому, что то, что нам нравится, мы склонны продолжать, а то, что нам не нравится, мы бросаем, как только можем. Языковые игры имеют педагогическую ценность особенно в преподавании иностранных языков, поскольку они способствуют совместному обучению и создают позитивные тенденции в изучении иностранного языка, игры также снижают языковую тревожность и стресс обучающихся, которые препятствуют изучению языка.
В развитии коммуникативных навыков наиболее эффективны те дидактические игры, которые в основном основаны решении проблем, разгадывании головоломки, рисовании картинки и заданий, связанных с порядком слов, который имеет дело с грамматикой, словарным запасом, временами прилагательных, языковыми функциями и т. д. Дидактические коммуникативные игры могут развивать устные навыки учеников средней школы, игры интересным образом обеспечивают косвенную обратную связь. В коммуникативных играх с информационным разрывом обучающиеся используют язык для общения, чтобы преодолеть разрыв, что означает запрос информации для завершения действия.
Можно сделать вывод, что дидактические игры предназначены для построения совместной деятельности, включающей коммуникативное взаимодействие, которое предоставляет множество возможностей для отношений сотрудничества. Отношения сотрудничества могут быть как между обучающимися, так и между преподавателем и обучающимися. В коммуникативных играх происходит взаимодействие между обучающимися, например, когда обучающиеся спрашивают и предоставляют информацию друг другу, и это вовлекает их в вербальное общение. Коммуникативные игры с равными шансами дают равные шансы школьникам. Коммуникативные игры поощряют и повышают активную вовлеченность обучающихся [4, с. 26].
Коммуникативные игры эффективны, потому что у каждого ученика есть возможность говорить по-английски, не испытывая страха или застенчивости. Они помогают школьникам практиковать свою речь, потому что они обычно проводятся в парах или группах. Таким образом, у каждого ученика есть возможность выступить, чтобы дать и получить необходимую ему информацию. Некоторые основные причины говорить по-английски в классе заключаются в предоставлении возможностей и практике. Когда ученики средней школы играют в коммуникативные игры, они могут больше говорить по-английски, потому что они могут активно практиковаться в разговорной речи, и у каждого студента есть равные возможности говорить. Это означает, что, когда ученики средней школы отвечают друг другу во время коммуникативных игр, это помогает им улучшить качество своих разговорных навыков.
Дидактические игры также являются важным методом, снижающим тревожность обучающихся. Когда ученики средней школы чувствуют беспокойство, это приводит к тому, что у них снижается мотивация, особенно в разговорной деятельности. Школьникам будет трудно сказать что-то по-английски, потому что они боятся ошибиться. Кроме того, дидактические коммуникативные игры представляют им коммуникативные ситуации, которые являются приятными и относительно свободными от стресса. Между тем, используя дидактические коммуникативные игры, обучающиеся заинтересованы в том, чтобы следить за уроком.
Можно сделать вывод, что дидактические игры могут помочь школьникам более уверенно говорить по-английски, потому что они не чувствуют, что находятся в процессе преподавания и обучения, и совершают ошибки, не испытывая при этом чувства неудачи. Использование коммуникативных игр в процессе преподавания языка могло бы помочь всем обучающимся чувствовать себя комфортно и увереннее в овладении английским языком. Между тем, когда ученики средней школы играют в коммуникативные игры, они чувствуют энтузиазм и достаточную мотивацию, чтобы присоединиться к любым предложенным им занятиям [5, с. 136]. Это означает, что игры могут помочь обучающимся уменьшить их стресс и тревогу при изучении языка.
В завершении необходимо отметить, что коммуникативные игры могут улучшить разговорные навыки учеников средней школы. Они развивают у учеников средней школы лучшую коммуникативную компетентность, которая помогает им общаться в реальной жизненной ситуации. Коммуникативные игры также помогают пассивным ученикам, которые обычно остаются в классе, быть более активными, потому что это дает равные шансы каждому ученику высказаться. Наконец, дидактические коммуникативные игры могут снизить тревожность, что делает обучающихся более мотивированными и уверенными в том, что они могут выступать в классе и совершать ошибки, не испытывая чувства неудачи.
Литература:
- Ивченко, Ю. М. Роль дидактических игр при обучении школьников на уроках английского языка / Ю. М. Ивченко // Гуманитарные научные исследования. — 2018. — С. 235–237
- Базарова Л. Б. Современные информационные технологии в процессе формирования лексических навыков на уроках английского языка // Наука, образование и культура. — 2017. — № 4 (19). — С. 50–52
- Жучкова И. В. Дидактические игры на уроках английского языка // English. — 2019. — № 7. — С. 40–43.
- Кувшинов В. И. Игры на занятиях английским языком // Иностранные языки в школе. — 2020. — № 2. — С. 26–28.
- Биндас О. Б. Некоторые приемы работы с лексикой на уроках английского языка в свете новых педагогических технологий // Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории к практике. Материалы IV Региональной научно-практической конференции. — 2017. — С. 136–142