Особенности реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 20.06.2023

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Ходакова, А. Е. Особенности реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации / А. Е. Ходакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104296/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор пытается проанализировать государственную политику и национальный проект в сфере здравоохранения РФ.

Ключевые слова: Российская Федерация, учреждение, здравоохранение, государственная политика, национальный проект, медицинская помощь, сфера здравоохранения.

Государственная политика в сфере здравоохранения нацелена на создание таких условий для организации здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение граждан, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, осуществлять научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально — техническую базу системы здравоохранения [4].

О. А. Бут писала: «Здравоохранение представляет собой часть социальной сферы, от состояния и формирования которой зависят здоровье граждан и его работоспособность, решение демографических и прочих общественных недостатков, сохранение и улучшение экономического потенциала и экономической безопасности Российской Федерации» [2].

Важными направлениями реформирования здравоохранения являются:

— децентрализация управления;

— муниципализация главной производственной базы сферы;

— открытость информации о состоянии здоровья граждан;

— отказ от жесткой регламентации деятельности лечебных учреждений;

— формирование рынка медицинских услуг;

— внедрение многоканальности финансирования;

— финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством медицинских услуг;

— использование социальных и экономических стимулов для производителей и потребителей медицинских услуг;

— государственное финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе;

— соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию комфортных санитарно-эпидемиологических условий жизни населения. [2]

А. З. Арсланбекова писала: «Система отечественного здравоохранения имеет непростую структуру и в соответствии с действующим законодательством охрана здоровья граждан в РФ обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения» [1].

По мнению А. Арсланбековой, «Государственную систему здравоохранения образуют федеральные органы исполнительной власти (Министерство здравоохранения РФ), органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения (министерства здравоохранения субъектов РФ), Российская академия медицинских наук, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В государственную систему также включаются созданные на основе государственной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, промышленные предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные организации».

Муниципальная система здравоохранения характеризуется муниципальными органами управления здравоохранением и созданными на основании муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские образования, фармацевтические организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. Муниципальные органы управления здравоохранением реализуют доступность для населения медицинских и социальных услуг, осуществляют контроль за качеством медицинских услуг и обеспечивают санитарно-гигиеническое образование населения [1].

Частная структура здравоохранения характеризуется лечебно-профилактическими и аптечными учреждениями, созданными на основе частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью. Частные предприятия, общественные объединения и физические лица имеют право финансировать лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские и образовательные учреждения [1].

Национальный проект «Здравоохранение» Российской Федерации (далее — РФ) введен в 2019 году и годом завершения является 2024 год.

Основными целями стали ликвидация кадрового дефицита в организациях, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профосмотрами не реже одного раза в год и повышение доступности и качества первичной медпомощи, в том числе в отдалённых местностях.

В паспорте национального проекта РФ «Здравоохранение» указаны девять основных целевых показателей:

1) снижение смертности граждан трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 350 в 2024 году;

2) снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 450 в 2024 году;

3) снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных с 199,9 случая на 100 тысяч населения до 185 в 2024 году;

4) снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тысячу родившихся детей до 4,5 в 2024 году;

5) охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами с 39,7 % в 2018 году до 70 % в 2024 году.

По указанным целевым показателям данного национального проекта видно, что к 2024 году по каждому показателю ожидается уменьшение случаев смерти и тяжелых заболеваний граждан РФ. Для того, чтобы предотвратить эти заболевания повышен процент дополнительных осмотров в медицинских учреждениях.

В таблице 1 приведены цели и задачи национального проекта РФ «Здравоохранение».

Таблица 1

Цели и задачи национального проекта РФ «Здравоохранение»

Цели

Задачи

уменьшение смертности граждан работоспособного возраста

прекращение создания сети медицинских организаций первичного звена с использованием геоинформационной системы с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий и ФАП в малых населённых пунктах

уменьшение смертности от болезней системы кровообращения

повышение эффективности работы медицинских организаций, которые предоставляют первичную медико-санитарную помощь

уменьшение смертности от новообразований

развитие способов защиты прав пациента

уменьшение младенческой смертности

внедрение и проведение проекта борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями

устранение нехватки персонала в медицинских организациях

внедрение и проведение проекта борьбы с онкологическими заболеваниями

обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год и прочие

внедрение и проведение проекта развития детского здравоохранения, и прочие

Целевые показатели национального проекта:

— будет разработано более 350 новых фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий;

— в 62 субъектах Российской Федерации будет произведена замена более 1200 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачебных амбулаторий;

— к 2025 году охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год составит 90 процентов. Число граждан, которые прошли профилактические осмотры, составит 132 миллиона человек в год;

— к 2025 году доля медицинских организаций, которые участвуют в создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», составит 54,5 процента;

— в субъектах Российской Федерации будут созданы стратегии развития санитарной авиации;

— будут созданы региональные системы диспетчеризации скорой медицинской помощи (в рамках реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ»);

— будет построено или восстановлено не менее 78 вертолётных и посадочных площадок при медицинских организациях или на определённом расстоянии.

Общие расходы на проект РФ «Здравоохранение» до 31.12.2024 года составят 1725,8 миллиардов (далее — млрд) рублей, а именно:

— 1366,7 млрд. рублей — из федерального бюджета;

— 265 млрд. рублей — из бюджетов субъектов РФ;

— 94 млрд. рублей — из государственных внебюджетных фондов;

— 0,1 млрд. рублей — из внебюджетных источников.

Система финансирования национального проекта выглядит так:

— на защиту от онкологических заболеваний — 969 млрд рублей;

— улучшение детского здравоохранения — 211,2 млрд рублей;

— на формирование единого цифрового контура в здравоохранении — 177,6 млрд рублей;

— на обеспечение медицинских учреждений системы здравоохранения квалифицированными кадрами — 166,1 млрд рублей;

— на защиту от сердечно-сосудистых заболеваний — 75,2 млрд рублей;

— на формирование сети национальных медицинских исследовательских центров — 63,9 млрд рублей;

— на формирование системы оказания первичной медико-санитарной помощи — 62,5 млрд рублей;

— на рост экспорта медицинского обслуживания — 0,2 млрд рублей. [3]

Подводя итог данной статьи хочется отметить, что Здравоохранение нашей страны является важной системой социальной сферы в обеспечении государственного управления здравоохранением органом исполнительной власти в сфере здравоохранения — Министерство здравоохранения Российской Федерации, принятия мер для улучшения качества здоровья, продолжительности жизни, предоставление государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, а также усовершенствование и разработка целевых программ охраны и здоровья граждан, национальных проектов.

Литература:

  1. Арсланбекова, А. З. Особенности реализации современной государственной политики России в сфере здравоохранения / А. З. Арсланбекова. — Текст: электронный // Юридический вестник Дагестанского государственного университета: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-sovremennoy-gosudarstvennoy-politiki-rossii-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 17.06.2023).
  2. Бут, О. А. Социальный менеджмент: / О. А. Бут. — Текст: электронный // Gigabaza.ru: [сайт]. — URL: https://gigabaza.ru/doc/45448.html (дата обращения: 17.06.2023).
  3. Паспорт национального проекта «Здравоохранение». — Текст: электронный // Стратегия 24: [сайт]. — URL: https://strategy24.ru/rf/health/projects/natsionalnyy-proekt-zdravookhranenie (дата обращения: 17.06.2023).
  4. Хасанов, Ф. З. Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества / Ф. З. Хасанов. — Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-gosudarstva-v-oblasti-zdravoohraneniya-v-usloviyah-modernizatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 18.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): млрд рублей, национальный проект, Российская Федерация, первичная медико-санитарная помощь, учреждение, государственная политика, Здравоохранение, медицинская помощь, национальный проект РФ, сфера здравоохранения.


Похожие статьи

Основные приоритеты развития национального проекта...

 Цель статьи: раскрыть процессы развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации.

Они охватывают практически все сферы нашего здравоохранения [1].

– Руководителем национального проекта — министра здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

– 94 млрд. рублей — из государственных внебюджетных фондов.

Роль и формы государственной поддержки в системе...

Национальный проект «Здравоохранение» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы.

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года.

Российская Федерация, единая система здравоохранения, медицинская помощь.

Анализ реализации национального проекта «Здравоохранение»...

Ключевые слова: здравоохранение, национальный проект.

Руководителем проекта назначен министр здравоохранения РФ Мурашко Михаил Альбертович.

Национальный проект Российской Федерации «Здравоохранение», реализуемый на современном этапе, начиная с 2019

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

Современные тенденции развития административно-правового...

Сфера здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни

В целях реализации качественной государственной политики в сфере здравоохранения была

 Цель статьи: раскрыть процессы развития национального проекта здравоохранения в Российской

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь...

Региональные программы развития здравоохранения и его...

Региональные программы модернизации здравоохранения должны заработать уже с 2011 года, и

Пять лет назад был запущен приоритетный национальный проект «Здоровье», в

На их реализацию в 2011–2012 годах выделено 460 млрд. руб., которые будут получены за счёт

-во-вторых, учреждения здравоохранения должны работать по новым утвержденным стандартам...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере осуществления

Услуги первичной медико-санитарной помощи остаются функционально перегруженными и

Эффективность системы здравоохранения определяется состоянием кадрового потенциала.

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука...

Реализация програмно-целевого подхода в здравоохранении...

В последние годы, совершенствование медицинской помощи населению, обеспечивалось на

г., была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г [4].

В этих целях проводится модернизация сферы здравоохранения, направленной на

Отдельной проблемой, согласно Концепции развития системы здравоохранения в РФ до...

Основные тенденции в реализации национального проекта...

 В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Особенности финансирования здравоохранения в Российской...

Рис. 1. Основные источники финансирования здравоохранения в Российской Федерации [2].

Расходы бюджетной системы РФ на здравоохранение за 2017–2019 гг. [4].

Бюджет фонда за 2019 год исполнен с дефицитом в размере 62,7 млрд рублей, который обеспечен

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь...

Похожие статьи

Основные приоритеты развития национального проекта...

 Цель статьи: раскрыть процессы развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации.

Они охватывают практически все сферы нашего здравоохранения [1].

– Руководителем национального проекта — министра здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

– 94 млрд. рублей — из государственных внебюджетных фондов.

Роль и формы государственной поддержки в системе...

Национальный проект «Здравоохранение» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы.

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года.

Российская Федерация, единая система здравоохранения, медицинская помощь.

Анализ реализации национального проекта «Здравоохранение»...

Ключевые слова: здравоохранение, национальный проект.

Руководителем проекта назначен министр здравоохранения РФ Мурашко Михаил Альбертович.

Национальный проект Российской Федерации «Здравоохранение», реализуемый на современном этапе, начиная с 2019

Сфера здравоохранения в Российской Федерации это одна из главных.

Современные тенденции развития административно-правового...

Сфера здравоохранения является неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни

В целях реализации качественной государственной политики в сфере здравоохранения была

 Цель статьи: раскрыть процессы развития национального проекта здравоохранения в Российской

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь...

Региональные программы развития здравоохранения и его...

Региональные программы модернизации здравоохранения должны заработать уже с 2011 года, и

Пять лет назад был запущен приоритетный национальный проект «Здоровье», в

На их реализацию в 2011–2012 годах выделено 460 млрд. руб., которые будут получены за счёт

-во-вторых, учреждения здравоохранения должны работать по новым утвержденным стандартам...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

Основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере осуществления

Услуги первичной медико-санитарной помощи остаются функционально перегруженными и

Эффективность системы здравоохранения определяется состоянием кадрового потенциала.

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука...

Реализация програмно-целевого подхода в здравоохранении...

В последние годы, совершенствование медицинской помощи населению, обеспечивалось на

г., была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г [4].

В этих целях проводится модернизация сферы здравоохранения, направленной на

Отдельной проблемой, согласно Концепции развития системы здравоохранения в РФ до...

Основные тенденции в реализации национального проекта...

 В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Особенности финансирования здравоохранения в Российской...

Рис. 1. Основные источники финансирования здравоохранения в Российской Федерации [2].

Расходы бюджетной системы РФ на здравоохранение за 2017–2019 гг. [4].

Бюджет фонда за 2019 год исполнен с дефицитом в размере 62,7 млрд рублей, который обеспечен

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь...

Задать вопрос