В статье рассматривается японское искусство реставрации керамических изделий — кинцуги через призму предметного мира Японии, который раскрывает менталитет и философию жизни жителей страны восходящего солнца.
Ключевые слова: Япония, кинцуги, японское искусство, процесс реставрации, предметный мир, жизнь человека.
Япония предстает перед нами как поистине уникальное островное государство, история которого начинает свой отсчет с началом расцвета японского палеолита, длившегося вплоть до 12 тысячелетия до н. э.
Пути становления государства были очень непросты и тернисты, но несмотря на все преграды, японский народ сумел внести неумолимый вклад в мировую художественную культуру, создав величайшие и уникальные памятники культурного наследия, удостоенных внимания всего мира.
Искусство Японии подкупает своей многогранностью, где филигранно переплетаются исторические аспекты, философия и быт, пытаясь более глубже погрузить исследователей в японское аутентичное наследие и явить миру свои самобытность и исключительность.
В нашем небольшом исследовании более подробно рассмотрим японское искусство через призму реставрационного процесса керамических изделий — кинцуги, так как эта техника позволяет достаточно глубоко и точно прочувствовать менталитет японцев и показать их отношение к предметному миру и, в целом, к самой жизни.
Исследовательская работа будет основана на трудах авторов, прикоснувшихся к изучению японского культурного наследия.
В своей работе мы обратились к книге Селин Сантини «Кинцуги-терапия. Преврати недостатки в золото», где писатель повествует, что из себя представляет рассматриваемая нами техника, поэтапно рассказывает, как проходит процесс реставрации, погружая специалистов и простых обывателей в искусство страны восходящего солнца. Демонстрирует какую ценность для японцев представляет предметный мир, а также стремительно призывает опробовать технику кинцуги в домашних условиях, тем самым позволяя нам прикоснуться к японскому искусству на практике [4].
Для понимания японского искусства в целом, был рассмотрен фундаментальный труд японских ученых — Ито Нобуо, Миягава Торао, Маэда Тайдзи и Ёсидзава Тю, именуемый как «История японского искусства» в переводе В. С. Гривниной и книга Н. А. Виноградовой «Искусство Японии». Обе книги являют собой глубокое изучение истории страны с древнейших времен до наших дней. Рассматриваются архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство. Авторы анализируют огромное количество значимых произведений искусства, подкрепляя свои мысли яркими и фактурными иллюстрациями [4; 5].
Кэндис Кумай в своей книге «Кинцуги. Японское искусство превращать неудачи в победы» раскрывает философский и психологический аспект искусства «золотого шва», помогая более детально разобраться в сущности предметной составляющей жизни японских граждан [3].
И в завершении был рассмотрен труд на английском языке сборника статей «Golden Seams: The Japanese Art of Mending Ceramics», написанный под эгидой немецкого музея лакового искусства в Мюнстере, где одним из авторов описывался процесс реставрации кинцуги.
Как нам всем известно, история Японии многолика и необычайна. Однако в рамках исследования мы непосредственно соприкоснемся с весьма значимым периодом в жизни Японского государства, а именно обратим внимание на искусство, которое образовалось в Средние века.
Эпоха феодализма проложила незримый путь к становлению различных областей художественного искусства. Если мы приоткроем завесу японского средневекового творчества, то сразу же поймем, что мастерам того времени были свойственны большая целостность мировосприятия и тесная связь с религией и нравственным составляющим, как, в принципе, и всей Средневековой культуре. Но стоит четко понимать, что Восток все же имеет свою некую специфику, выражающуюся в некоторой ассоциативности, где образовался определенный культ природы и мироздания. Именно такое стечение обстоятельств, позволило выработать в японцах поистине особенное отношение к предметному миру, где к любой вещи, которой пользуется человек, относятся с неподдельным трепетом, как к символу эстетического «оазиса», который олицетворяет собой отождествление природы, красоты и ее значимости в жизни человека [1, с. 5].
Рассмотрим же сущность предметного мира в сердцах японцев через искусство реставрации керамических изделий — кинцуги. Несложно, наверное, догадаться, что этимология этого «заморского» названия («кинцуги») имеет японское происхождение, где «кин» означает золото, а «цуги» — соединение. Иными словами «золотые швы» [3, с.6].
Разумеется, мы непросто так говорили ранее о Средневековом искусстве Японии, так как свои истоки кинцуги берет приблизительно в XV веке. Существует легенда, что у сёгуна Асикаги Ёсимасы (1435–1490) была любимая чашка для чайных церемоний. Но в какой-то момент, она нежданно-негаданно разбивается. Правитель был очень расстроен и поэтому поручил отправить чашку в Китай, где она была ранее изготовлена, для восстановления. Но мастера прибегли к несколько другой технике, где использовались металлические скобы для присоединения частей изделия. К сожалению, это было неудобно из-за неплотного прилегания осколков чашки. Все протекало. И тогда, сёгун поручил японским мастерам взяться за дело. Чашку восстановили изящными «золотыми швами», которые смогли придать любимому изделию Правителя особое очарование и красоту. Так и зародилось японское искусство реставрации — кинцуги [3, с. 7].
Каким же образом осуществляется реставрационный процесс?
Технические аспекты лаковой реставрации даже более разнообразны, чем ее эстетические соображения. Были установлены многочисленные составы лаков и разрозненные методологии, которые обычно варьировались от одного реставратора к другому и от одной мастерской к другой, поэтому точный алгоритм действий выверить крайне сложно [5, с. 20].
Однако все же хотелось бы рассмотреть один из вариантов кинцуги.
Процесс реставрации начинается с того, что необходимо найти поврежденное изделие, затем произвести подготовку поверхности: изделие должно быть тщательно очищено и быть в идеально сухом состоянии. Далее нужно принести необходимые инструменты и материалы (шпатель, лак, кисти, золотой порошок, коробку для сушки, палочки, скипидар, наждачную бумагу, шелковую вату). Затем на поверхность предмета наносится клеящее вещество (муги-у-руси, смесь муки и лака уруси), а затем применяется золото, серебро или платина. Мастер полагается на свои навыки, опыт и чувство эстетики, чтобы создать изящный дизайн и обеспечить правильное сцепление. В самом конце мастер наносит четыре слоя лака на поверхность предмета, чтобы придать ему прочность и блеск, создав поистине неповторимый и зрелищный артефакт [4, с. 13-16].
Следует понимать, что кинцуги — это не просто способ собрать изделие в единое целое. Такой реставрационный подход пронизывает вещь и самого созидателя философской мыслью.
Древнее японское искусство реставрации разбитых вещей учит нас видеть прекрасное в, казалось бы, несовершенстве. Ведь трещины, сколы представляют собой нечто неделимое от самой вещи.
Если мы перенесем кинцуги на жизнь человека, то увидим, что искусство позволяет показать нам, что даже если жизнь преподнесла вам немыслимое количество невзгод, разочарований и неудач, то всегда можно все исправить, внесся в свою жизнь «золотую линию», пропитанную счастьем, теплом и добротой.
При работе в этой технике человек способен прочувствовать истинную любовь к себе. Ведь принятие своих трещин (изъянов) говорит напрямую о принятии и прощении себя за все промахи и несовершенства [3, с. 21-22].
Кинцуги помогает понять людям, что мир и мы в нем неидеальны, но несмотря на все, думаем, стоит вспомнить слова известного русского классика Л. Н. Толстого о том, что «жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никого».
Кинцуги — это неповторимое и удивительное искусство реставрации керамических изделий, получившие огромное уважение в Японии и во всем мире. Как мы сумели убедиться, этот реставрационный способ имеет огромную культурную значимость и философскую подоплеку. Именно через искусство «золотого шва» можно достаточно тонко и точно проследить, как японское общество относится трепетно к предметному миру, сохраняя свое национальное культурное наследие из поколения в поколение.
Литература:
- Виноградова, Н. А. Искусство Японии / Н. А. Виноградова. — Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 244 c.
- Ито, Нобуо История японского искусства / Нобуо Ито, Миягава Торао, Маэда Тайдзи, Ёсидзава Тю: [пер. с яп. В. С. Гривнина]— Москва: Прогресс, 1965. — 292 c.
- Кумай К. Кинцуги. Японское искусство превращать неудачи в победы / К. Кумай — «Эксмо», 2018.
- Сантини, Селин. Кинцуги-терапия. Преврати недостатки в золото / Селин Сантини; [пер. с фр. Е. Богдан]. — Москва: Эксмо, 2019. — 256 с.
- Charly, Iten Ceramics Mended with Lacquer — Fundamental Aesthetic Principles, Techniques and Artistic Concepts / Iten Charly. — Текст: непосредственный // The Aesthetics of Mended Japanese Ceramics. — Мюнстер, Германия: Hans Kock GmbH, 2008. — С. 51.