Японский минимализм в интерьерах: история развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 439 раз

Библиографическое описание:

Захарова, М. Е. Японский минимализм в интерьерах: история развития / М. Е. Захарова, Ю. В. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 91-95. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103687/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье дается полное описание понятия минимализм, а также представлена история развития японского минимализма в интерьерах помещения.

Ключевые слова: японский минимализм, стиль минимализма, сёин-дзукури, сукия-дзукури, современный японский минимализм

Минимализм — это стиль в дизайне, который содержит в себе ограниченное количество деталей, цветов и отдельных элементов. Несмотря на свою сдержанность, стиль является универсальным, и потому люди активно используют его в интерьерах и архитектуре в целом.

История возникновения японского минимализма берет свое начало в XV веке. Распространённая в Японии Дзен философия влияла на создание минималистских интерьеров. Философия данного направления учила находить красоту в скромных вещах: гладких поверхностях, стенах из тонкой рисовой бумаги, редких произведениях искусства и простой мебели.

Интерьер для комнаты медитации в стиле японского минимализма

Рис. 1. Интерьер для комнаты медитации в стиле японского минимализма

В Европе традиционно комнаты заполнялись предметами быта, картинами, статуэтками, безделушками из разных уголков земного шара, в Японии же дзэнские монахи, военачальники и феодалы в своих кельях и кабинетах не имели почти ничего, кроме небольшого набора необходимой мебели и повседневных вещей. Никаких вычурных украшений, только декоративные решетки ранма в технике кумико над раздвижными перегородками, каллиграфический свиток или цветочная композиция в нише токонома.

Решетка «ранма» в технике кумико

Рис. 2. Решетка «ранма» в технике кумико

Токонома

Рис. 3. Токонома

В зависимости от времени суток пространство меняло свою функцию и, как следствие, наполнение: на ночь тюфяки-футоны расстилали поверх татами, утром их убирали в глубокие стенные шкафы осиирэ, а в комнате принимали пищу, занимались делами или медитацией.

Татами

Рис. 4. Татами

Шкаф осиирэ

Рис. 5. Шкаф осиирэ

Сам термин минимализм появился в 60-х годах 20 века, который использовался некоторыми художниками и скульпторами против условностей изобразительного искусства того времени. Минималисты сделали уклон на природные материалы и светлое пространство. Стиль минимализм распространился по всей Японии через архитектуру, моду и дизайн.

Японцы были всегда близки к гармонии с природой, поэтому к внутреннему убранству домов они подходили рационально, где использовали открытые планировки, простую мебель и в целом ставили только самые необходимые элементы мебели.

Интерьер в стиле японского минимализма

Рис. 6. Интерьер в стиле японского минимализма

Дополнительными стилями, основанными на японском минимализме, стали сёин-дзукури и сукия-дзукури.

Сёин-дзукури сочетал в себе простоту и практичность. Его характерными чертами являлось помещение сёин — «ученая келья», или «кабинет» (буквально «сёин» означает «помещение для письма»). В остальном стиль включал в себя основные аспекты японского минимализма.

Интерьер в стиле сёин-дзукури

Рис. 7. Интерьер в стиле сёин-дзукури

Стиль сукия-дзукури — это один из типов японского жилого архитектурного стиля. «Сукия» означает утонченный, хорошо развитый вкус и удовольствие от элегантных занятий и относится к удовольствию от изысканно выполненной чайной церемонии. Отличается тем, что в нем используются натуральные материалы, особенно дерево.

Интерьер в стиле сукия-дзукури

Рис. 8. Интерьер в стиле сукия-дзукури

Современный японский минимализм

Первым европейским архитектором-минималистом стал Людвиг Мис ван дер Роэ, известный своим высказыванием “Меньше значит больше”, которое стало девизом этого движения.

Также получили популярность бюро Тадао Андо, SANAA, Синъити Огава и другими. Их работы отличаются чистыми геометрическими линиями, строгими формами и ограниченным набором материалов.

В настоящее время японский стиль сохраняет свою лаконичность с использованием натуральных материалов (рисовая бумага, солома, дерево, бамбук), большим количеством стекла (прозрачные полки, дверцы шкафов, столешницы, раздвижные перегородки) и низкой мебелью. Цвета интерьера светлые, которые не утяжеляют помещение и делают его шире. Также оттенки должны быть спокойны, ведь задача помещения помочь забыть передряги рабочих будней и погрузить сознание в полное умиротворение.

Интерьер в стиле современного японского минимализма

Рис. 9. Интерьер в стиле современного японского минимализма

Характерной чертой современного японского дома стало большое количество умной техники, которая аккуратно встроена в мебель.

Японский стиль благодаря своей простоте, но в то же время универсальности смог стать достаточно востребованным стилем в современном мире. Сейчас всё чаще люди стремятся к гармонии с природой, чтобы ощутить спокойствие и уют в момент пребывания в доме.

Литература:

  1. Японский минимализм [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/YUGRga0cUX9Gj5TS
  2. Японский минимализм: восточная философия или способ организовать пространство [Электронный ресурс] https://www.livemaster.ru/topic/3618424-article-yaponskij-minimalizm-vostochnaya-filosofiya-ili-sposob-organizovat-prostranstvo
  3. Сёин-дзукури [Электронный ресурс] https://zenso.ru/okean-dzen/dzensopediya/sjoin-dzukuri
  4. Сукия-дзукури [Электронный ресурс] https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Sukiya-zukuri
  5. Минимализм интерьера в японском стиле [Электронный ресурс] https://yellowhome.ru/2017/11/30/minimalizm-interera-v-yaponskom-stile/#chto-takoe-yaponskij-interer
Основные термины (генерируются автоматически): японский минимализм, стиль, современный японский минимализм, Япония, SANAA, интерьер, простая мебель, японский стиль.


Ключевые слова

японский минимализм, стиль минимализма, сёин-дзукури, сукия-дзукури, современный японский минимализм

Похожие статьи

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты. Прослеживается тенденция становлени...

Субкультура отаку и ее место в прошлом и настоящем Японии

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века

В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...

Кинцуги: искусство «золотого шва»

В статье рассматривается японское искусство реставрации керамических изделий — кинцуги через призму предметного мира Японии, который раскрывает менталитет и философию жизни жителей страны восходящего солнца.

Авангард в изобразительном искусстве

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...

Основные стили современной хореографии

Данная статья посвящена понятию «современный танец» и анализу основных стилей современной хореографии.

Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции

В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Похожие статьи

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты. Прослеживается тенденция становлени...

Субкультура отаку и ее место в прошлом и настоящем Японии

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века

В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...

Кинцуги: искусство «золотого шва»

В статье рассматривается японское искусство реставрации керамических изделий — кинцуги через призму предметного мира Японии, который раскрывает менталитет и философию жизни жителей страны восходящего солнца.

Авангард в изобразительном искусстве

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, ...

Основные стили современной хореографии

Данная статья посвящена понятию «современный танец» и анализу основных стилей современной хореографии.

Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции

В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Задать вопрос