Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Определение национального стиля в белорусской современной архитектуре

Архитектура, дизайн и строительство
07.04.2022
185
Поделиться
Библиографическое описание
Кораблев, А. А. Определение национального стиля в белорусской современной архитектуре / А. А. Кораблев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90053/.


Исследование на тему самоидентичности в архитектуре; поиск архитектурных архетипов.

Ключевые слова: символизм в архитектуре, использование натуральных материалов, архитектура современной Беларуси.

Если мы посмотрим на современную архитектуру в разных странах, то увидим отличительные черты и свой стиль. В изображениях ниже без труда можно определить к какой стране относится та или иная постройка.

Mineral House, Япония, архитектурное бюро Tekuto

Рис. 1. Mineral House, Япония, архитектурное бюро Tekuto

Efjord Cabin, Норвегия, архитектурное бюро Stinessen Arkitektur

Рис. 2. Efjord Cabin, Норвегия, архитектурное бюро Stinessen Arkitektur

Здесь мы можем видеть узнаваемые детали и характерные принципы проектирования. Для Японии — это строгий минимализм, бетон как моно-материал, работа с формой и ограниченностью пространства. В скандинавской архитектуре больше натуральных материалов — дерева. Большое значение отдается окружению и интегрировании дома в существующую среду.

Но если в больших странах с богатым архитектурным прошлым нету проблем с само идентичностью, то в странах третьего мира такая проблема есть. К сожалению, Беларусь относиться к их числу. Если вы спросите у любого человека, как определить белорусскость дизайна, то многие начнут искать ответ в дореволюционных временах и вспоминать типичную хату сельского жителя или вышиванку как основной декоративный узор нации.

Беларуский государственный музей народной архитектуры и быта

Рис. 3. Беларуский государственный музей народной архитектуры и быта

Почтовая марка БССР

Рис. 4. Почтовая марка БССР

Что говорить о том, что у людей нету никаких отправных точек, кроме того, как жили его прабабушка и прадедушка. Тем не менее подсознательно у белорусов есть довольно целостная и однозначная картина представления о том, что им нравится, и в каком пространстве они хотели бы находиться. Исходя из нашей 10-летней практики работы студии ZROBIM architects, мы вывели и выписали основные тезисы, из которых сможет сложиться образ и архетип белорусской архитектуры.

Тезис 1. Стремление к натуральным материалам .

Для лучшего понимания, можно отталкиваться от скандинавской школы архитектуры и дизайна. В нашей архитектуре так же, как и скандинавской, можно увидеть много работы с деревом, как с самым доступным и распространённом материалом. Его повсеместное использование в конструкциях дома, мебели и предметах быта, оставляет отпечаток как о родном и близком материале для беларуса 1 .

Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта

Рис. 5. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта

Тезис 2. Любовь к модернизму .

Говоря о белорусском наследии, нельзя вспоминать исключительно средние века. Сегодня нашу страну иностранцы воспринимают, с точки зрения архитектуры, как нетронутое советское наследие. Такой образ создался не просто так. Ведь почти все города были простроены заново после второй мировой войны. Они проектировались практически с нуля, прокладывались новые дорожные улицы и формировалась уникальная линия застройки. Советский модернизм — то, на чем до сих пор основываются и преподают архитектурные школы в Беларуси 2 .

Дом пионеров 1986 г. Архитекторы В. Черноземовым и В. Белянкиным

Рис. 6. Дом пионеров 1986 г. Архитекторы В. Черноземовым и В. Белянкиным

Выставочный комплекс «Белэкспо» 1988г. Архитектор Л. Москалевич

Рис. 7. Выставочный комплекс «Белэкспо» 1988г. Архитектор Л. Москалевич

Кинотеатр «Октябрь» 1975г. Архитектор В. Малышев

Рис. 8. Кинотеатр «Октябрь» 1975г. Архитектор В. Малышев

Тезис 3. Белорусский вклад в мировую культуру. Также нельзя забывать самую ярку эпоху авангарда и супрематизма начала XX века для Беларуси. В этот период времени наша творческая интеллигенция была известна на весь мир, таким лицами как Марк Шагал, Казимир Малевич. Безусловно они также внесли свой огромный вклад и влияние на последующее творчество архитекторов.

М. Шагал «Над городом»

Рис. 9. М. Шагал «Над городом»

К. Малевич Триптих «черный квадрат», «Черный круг» и Черный крест»

Рис. 10. К. Малевич Триптих «черный квадрат», «Черный круг» и Черный крест»

Исходя из этого можно резюмировать, что современная архитектура и дизайн Беларуси имеет богатый опыт прошлого, в том числе и мирового масштаба.

Я бы выделил несколько основополагающих постулатов, на которых можно будет строить понимание, что такое белорусский стиль в архитектуре сегодня:

– Использование натуральных материалов, в особенности дерева

– Работа с формой в целом, больше, чем над деталями

– Преобладание монохромности и монотонности, над яркостью и цветовой насыщенностью

– Уход в рациональность и утилитарность архитектуры, отсутствие богатого убранства и декора.

На основании этого можно привести в пример несколько работ белорусских архитекторов, которые могут помочь представить лицо современного белорусского дизайна и архитектуры. Понять, что он имеет свою самобытность и право на будущее в лучших перспективах.

Черная «Белая ворона» 2020г. Архитектор Дмитрий Тельцов Черная «Белая ворона» 2020г. Архитектор Дмитрий Тельцов

Рис. 11. Черная «Белая ворона» 2020г. Архитектор Дмитрий Тельцов

«BVHOUSE» 2016г. Архитектор Евгений Дайнеко «BVHOUSE» 2016г. Архитектор Евгений Дайнеко

Рис. 12. «BVHOUSE» 2016г. Архитектор Евгений Дайнеко

Литература:

  1. А. И. Лакотка «Народная дойлiдства» — 2014 — С. 65–66.
  2. А. С. Шамрук «Архитектура Беларуси 20 — начала 21 века» — 2007 — С. 310.
  3. В. Мартинович «Родина. Марк Шагал в Витебске» — 2017 — С. 1–2.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
email-маркетинг
рассылка
клиентская база
Open Rate
Click Through Rate
целевая аудитория
эффективность рассылки
спам

Молодой учёный