Исследование на тему самоидентичности в архитектуре; поиск архитектурных архетипов.
Ключевые слова: символизм в архитектуре, использование натуральных материалов, архитектура современной Беларуси.
Если мы посмотрим на современную архитектуру в разных странах, то увидим отличительные черты и свой стиль. В изображениях ниже без труда можно определить к какой стране относится та или иная постройка.
Рис. 1. Mineral House, Япония, архитектурное бюро Tekuto
Рис. 2. Efjord Cabin, Норвегия, архитектурное бюро Stinessen Arkitektur
Здесь мы можем видеть узнаваемые детали и характерные принципы проектирования. Для Японии — это строгий минимализм, бетон как моно-материал, работа с формой и ограниченностью пространства. В скандинавской архитектуре больше натуральных материалов — дерева. Большое значение отдается окружению и интегрировании дома в существующую среду.
Но если в больших странах с богатым архитектурным прошлым нету проблем с само идентичностью, то в странах третьего мира такая проблема есть. К сожалению, Беларусь относиться к их числу. Если вы спросите у любого человека, как определить белорусскость дизайна, то многие начнут искать ответ в дореволюционных временах и вспоминать типичную хату сельского жителя или вышиванку как основной декоративный узор нации.
Рис. 3. Беларуский государственный музей народной архитектуры и быта
Рис. 4. Почтовая марка БССР
Что говорить о том, что у людей нету никаких отправных точек, кроме того, как жили его прабабушка и прадедушка. Тем не менее подсознательно у белорусов есть довольно целостная и однозначная картина представления о том, что им нравится, и в каком пространстве они хотели бы находиться. Исходя из нашей 10-летней практики работы студии ZROBIM architects, мы вывели и выписали основные тезисы, из которых сможет сложиться образ и архетип белорусской архитектуры.
Тезис 1. Стремление к натуральным материалам .
Для лучшего понимания, можно отталкиваться от скандинавской школы архитектуры и дизайна. В нашей архитектуре так же, как и скандинавской, можно увидеть много работы с деревом, как с самым доступным и распространённом материалом. Его повсеместное использование в конструкциях дома, мебели и предметах быта, оставляет отпечаток как о родном и близком материале для беларуса 1 .
Рис. 5. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта
Тезис 2. Любовь к модернизму .
Говоря о белорусском наследии, нельзя вспоминать исключительно средние века. Сегодня нашу страну иностранцы воспринимают, с точки зрения архитектуры, как нетронутое советское наследие. Такой образ создался не просто так. Ведь почти все города были простроены заново после второй мировой войны. Они проектировались практически с нуля, прокладывались новые дорожные улицы и формировалась уникальная линия застройки. Советский модернизм — то, на чем до сих пор основываются и преподают архитектурные школы в Беларуси 2 .
Рис. 6. Дом пионеров 1986 г. Архитекторы В. Черноземовым и В. Белянкиным
Рис. 7. Выставочный комплекс «Белэкспо» 1988г. Архитектор Л. Москалевич
Рис. 8. Кинотеатр «Октябрь» 1975г. Архитектор В. Малышев
Тезис 3. Белорусский вклад в мировую культуру. Также нельзя забывать самую ярку эпоху авангарда и супрематизма начала XX века для Беларуси. В этот период времени наша творческая интеллигенция была известна на весь мир, таким лицами как Марк Шагал, Казимир Малевич. Безусловно они также внесли свой огромный вклад и влияние на последующее творчество архитекторов.
Рис. 9. М. Шагал «Над городом»
Рис. 10. К. Малевич Триптих «черный квадрат», «Черный круг» и Черный крест»
Исходя из этого можно резюмировать, что современная архитектура и дизайн Беларуси имеет богатый опыт прошлого, в том числе и мирового масштаба.
Я бы выделил несколько основополагающих постулатов, на которых можно будет строить понимание, что такое белорусский стиль в архитектуре сегодня:
– Использование натуральных материалов, в особенности дерева
– Работа с формой в целом, больше, чем над деталями
– Преобладание монохромности и монотонности, над яркостью и цветовой насыщенностью
– Уход в рациональность и утилитарность архитектуры, отсутствие богатого убранства и декора.
На основании этого можно привести в пример несколько работ белорусских архитекторов, которые могут помочь представить лицо современного белорусского дизайна и архитектуры. Понять, что он имеет свою самобытность и право на будущее в лучших перспективах.
Рис. 11. Черная «Белая ворона» 2020г. Архитектор Дмитрий Тельцов
Рис. 12. «BVHOUSE» 2016г. Архитектор Евгений Дайнеко
Литература:
- А. И. Лакотка «Народная дойлiдства» — 2014 — С. 65–66.
- А. С. Шамрук «Архитектура Беларуси 20 — начала 21 века» — 2007 — С. 310.
- В. Мартинович «Родина. Марк Шагал в Витебске» — 2017 — С. 1–2.