Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Брезгина, С. Ю. Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка / С. Ю. Брезгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104215/ (дата обращения: 03.05.2024).



В последнее время общественное внимание повернулось в сторону развития эмоционального интеллекта как одного из важнейших качеств развитой личности. Этот фактор должен учитываться при построении воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении. т. к. в результате его развития у детей формируется ряд важнейших компетенций:

— осознание и понимание собственных эмоций, что обеспечивает свободу и нестандартность мышления;

— обладание положительными установками в восприятии окружающего мира;

— наличие высокой самооценки и уверенности в себе;

— развитие способности быстро налаживать контакт с ровесниками и находить выход из сложных ситуаций.

Развитие этих компетенций соответствует достижению предусмотренных ФГОС НОО целевых ориентиров: «ребенок обладает чувством собственного достоинства, установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, к разным видам труда; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты».

В то же время, важнейшим положением отечественной психологии и педагогики является следующее утверждение: эффективность воспитательного процесса зависит от опоры на ведущий тип деятельности (А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и другие). В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игра, которая близка к природе и специфике музыкальной деятельности. Их связывает общность психологического выражения: интерес не к цели, а к самому процессу действия, то есть эмоциональная непосредственность мотивов; условность языка, действий и ситуаций; формирование образного начала — «вхождение в образ». При этом музыку, тесно связанную с интонационно-речевыми и моторно-мышечными ощущениями, сближает с игрой особое родство. Современной наукой доказано, что эмоциональный интеллект развивается наиболее эффективно за счет музыкальных игр и активного восприятия музыки, потому что именно музыка больше всего соответствует эмоциональной природе детского восприятия, а игра — это действие, которое подводит ребенка к принятию решений, а также самоконтролю и самоанализу. Огромная сила воздействия на чувства человека скрыта именно в музыке, в ней зашифрована художественная модель человеческих эмоций. Как музыкальный, так и эмоциональный слух развиваются благодаря музыкальной деятельности. Музыковед и педагог Б. В. Асафьев, называл музыку «искусством интонируемого смысла». Он делал акцент на сходстве музыкального языка и речи: темп, тембр, интонационная выразительность, определенное содержание, деление на фразы и предложения — вот что объединяет эти явления. «Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока», еще одно из высказываний данного автора [1, с. 15]

Интонация, по Асафьеву, связывает все происходящее в музыке: творчество, исполнение, слушание. Она же связывает музыку и со словесной речью человека, и со словесными искусствами (поэзией, литературой, театром), часто уточняя, комментируя, раскрывая подлинный смысл, заложенный в словах.

Ребенок, который понимает музыкальную интонацию, как правило понимает и интонацию речевую, что обеспечивает ему узнавание эмоций собеседника. Это интуитивная способность, которая является важной составляющей эмоционального интеллекта. Следовательно, в процессе восприятия музыки и обучения пению следует самое пристальное внимание уделять развитию интонированию. Участие в музыкально-игровой деятельности способствует соединению эмоционального и социального опыта ребенка, формировании представлений о нравственных и эстетических нормах окружающего мира.

А. П. Усова в своей работе «Роль игры в воспитании детей» говорит о том, что «основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта» [7, с. 45]. А если к игре добавить музыку, то через музыкальную игру формируется модель гармоничного мира.

Музыкальные игры дают возможность ребенку развивать коммуникацию и позитивную социализацию, т. к. игра требует способности включиться в общий ритм и эмоциональное состояние других детей. Танец является наиболее эффективным способом выразить свои чувства. Но есть одно условие, он должен быть импровизационным, без ранее прописанных схем и рекомендаций. В спонтанном танце эмоция, которая находится внутри, выражается наиболее ярко и выплескивается вместе с движением. Для развития эмоционального интеллекта отбор музыкальных произведений должен происходить по их эмоциональному содержанию. Восприятие музыки оказывает существенное влияние на одно из качеств эмоционального интеллекта — эмпатии. Это объясняется тем, что в процессе восприятия музыкальных образов, у детей возникает чувство сопереживания, понимания эмоций других.

Музыкальный язык — это специфическая знаковая система, которая обладает своими особенностями. Во-первых, язык музыки интернационален, для него нет языковых барьеров. Во-вторых, у разных людей музыка вызывает схожие эмоции. В-третьих, музыка является мотивацией для мозговой активности, так как наш мозг обладает способностью настраиваться на ритм и темп музыки. Более того, прослушивая одно и то же музыкальное произведение, у людей синхронизируется мозговая активность.

В процессе музыкально-игровой деятельности дети включаются в освоение нравственно-ценностных отношений между людьми, и также подспудно идет работа с эмоциями с помощью звучащего произведения. Следовательно, музыкально-игровая деятельность объединяет два важнейших средства воспитания — музыкальное искусство и игру, которые, дополняя друг друга, формируют эмоциональный интеллект ребенка.

Музыкально-игровая деятельность включает в себя: песенную, танцевальную, речевую, игровую, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.

Эффективность музыкально-игровой деятельности заключается в том, что она создает главное условие для развития дружеских отношений между детьми — эмоционально-положительную атмосферу, где каждый должен не только проявлять свое творчество, но сотрудничать, создавать образ, выполняя правила игры, учитывая мнение коллектива. Это помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса.

Музыкально-игровой материал очень разнообразен: это пальчиковые игры, игры-упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, попевки, игры-сказки, игры со словом, театрализованные игры, коммуникативные танцы-игры. Все это дает детям возможность ощущать целую гамму чувств и переживаний, передавать различные настроения и разные характеры персонажей, что дает стимул к творчеству и совместной деятельности.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта посредством музыкально-игровой деятельности позволяет решать следующие задачи:

— развитие эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственно-коммуникативные качества личности;

— развитие музыкальных способностей (в том числе и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения);

— формирование двигательных умений (гибкость, пластичность, координация);

— развитие творческих способностей, потребность в самовыражении под музыку;

— развитие позитивного самоощущения (уверенность в себе, положительная самооценка);

— развитие эмпатии (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент).

Данные задачи могут реализовываться в следующих видах музыкально-игровой деятельности:

1) игры — приветствия, коммуникативные игры для развития общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

2) пальчиковые игры с пением, для формирования мелкой моторики и позитивного настроения;

3) музыкальные игры — разминки, для работы с собственными эмоциями;

4) музыкальные зарядки, развивающие у детей: ритмический слух, координацию движений, умение выразительно и эмоционально двигаться;

5) игровые песенки, для развития способности эмоционально передавать музыкальные образы;

Литература:

  1. Асафьев Б. В. Речевая интонация. — Москва: Музыка, 1965. — 136 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. — Москва: Смысл, Эксмо, 2005. — 512 с.
  3. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Панько и др.; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 184 с.
  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — Москва: Академия, 2010. — 416 с.
  5. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. — Москва: Просвещение, 2005. — 422 с.
  6. Психология и педагогика игры дошкольника: материалы Симпозиума / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — Москва: Просвещение, 1966. — 351 с.
  7. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова / под ред. А. В. Запорожца. — Москва: Просвещение, 1976. — 96 с.
  8. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: ВЛАДОС, 1999. — 358 с.
  9. Жуковская, Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду / Р. И. Жуковская. — Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. — 159 с.
  10. Запорожец, А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста / А. В. Запорожец. — Москва: Просвещение, 1969. — 26 с.
  11. Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. Л. А. Венгер. — Москва: Педагогика, 1980. — 272 с.
  12. Каптерев, П. Ф. О природе детей: Избранное / П.
  13. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  14. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г. И. Худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 2008.-96 с.
  15. Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко.- М.: Айрис- пресс, 2009.- 176 с.
  16. Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  17. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
  18. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. — 6 изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-игровая деятельность, игра, эмоциональный интеллект, ребенок, музыка, развитие, воспитательный процесс, дошкольный возраст, мозговая активность, музыкальная деятельность.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства.

Проблема развития музыкальных способностей у детей...

Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности — одно из сложных, но интересных разделов

Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.- М.: Сфера, 2010.

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей.

Методическая рекомендация педагогическим работникам...

 Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей

Анализируя ритмическую деятельность детей, мы видим две ее составляющие: эмоции

Уточним еще раз, что любой вид музыкальной деятельности начинается с процесса

урок музыки, музыкальная деятельность, музыкальное образование, принцип, развитие...

Гармоничное развитие личности старших дошкольников...

Объект исследования — гармоничное развитие старших дошкольников.

1) уровень физического развития через музыкально-ритмическую деятельность

4) развитие речевых и коммуникативных навыков через певческую деятельность

Музыкально-ритмические движения помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают...

Авторские музыкально-дидактические игры как средство...

 В статье рассматривается музыкально-игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста. Представлена картотека авторских музыкально-дидактических игр.

Ход игры: Под веселую музыку дети с платочком в руках танцуют.

Цель: Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное

Проблема музыкального развития детей раннего возраста всегда стояла очень остро.

Ребенок в период с 2 до 3 лет: - имеет достаточный запас музыкальных впечатлений

Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М. 2004.

Интеграция музыки и математики в формировании...

В данной статье рассматриваются особенности влияния музыки и математики на развитие

Дошкольный возраст — время становления личности ребенка, его интеллектуального

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Ключевые слова: музыкальная игра, музыкально-ритмические движения, «пение про себя»

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного

Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека.

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным.

Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает.

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства.

Проблема развития музыкальных способностей у детей...

Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности — одно из сложных, но интересных разделов

Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.- М.: Сфера, 2010.

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей.

Методическая рекомендация педагогическим работникам...

 Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей

Анализируя ритмическую деятельность детей, мы видим две ее составляющие: эмоции

Уточним еще раз, что любой вид музыкальной деятельности начинается с процесса

урок музыки, музыкальная деятельность, музыкальное образование, принцип, развитие...

Гармоничное развитие личности старших дошкольников...

Объект исследования — гармоничное развитие старших дошкольников.

1) уровень физического развития через музыкально-ритмическую деятельность

4) развитие речевых и коммуникативных навыков через певческую деятельность

Музыкально-ритмические движения помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают...

Авторские музыкально-дидактические игры как средство...

 В статье рассматривается музыкально-игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста. Представлена картотека авторских музыкально-дидактических игр.

Ход игры: Под веселую музыку дети с платочком в руках танцуют.

Цель: Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное

Проблема музыкального развития детей раннего возраста всегда стояла очень остро.

Ребенок в период с 2 до 3 лет: - имеет достаточный запас музыкальных впечатлений

Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М. 2004.

Интеграция музыки и математики в формировании...

В данной статье рассматриваются особенности влияния музыки и математики на развитие

Дошкольный возраст — время становления личности ребенка, его интеллектуального

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Ключевые слова: музыкальная игра, музыкально-ритмические движения, «пение про себя»

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным средством воспитания.

Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного

Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека.

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным.

Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает.

Задать вопрос