Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 20.03.2022

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Чарушина, Н. В. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) / Н. В. Чарушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89608/ (дата обращения: 25.04.2024).



Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, воспитанию личности посредством музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоционально воспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитания личности посредством музыкального искусства — это музыкально-игровая деятельность. В музыкально-игровой деятельности сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-игровая деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно музыка является мощным средством художественного воспитания детей.

Занятия музыкальной игрой не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, развивая фантазию, воображение, общение с окружающими детьми.

Музыкальная игра, как один из видов развития творческих способностей, является эффективным средством социализации дошкольника.

В музыкальной игре осуществляется:

– развитие творческих способностей,

– умение двигаться под музыку;

– развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

А также музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Музыкальная игра способствует общему развитию ребенка и развитию его музыкальных способностей.

Музыкальные игры, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Музыкально-игровая деятельность представлена в форме музыкально-дидактических игр, различных подвижных, хороводных, пальчиковых, игр-драматизаций, игр-диалогов, игр -импровизаций, а также игровых приёмов (особенно используется с детьми младшего дошкольного возраста), ситуаций.

Особая атмосфера занятия, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность достигается широким применением коммуникативно-двигательных игр, предполагающих не только детей, но и взрослых. Подобная атмосфера желанна в любом действии, а в игре она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею игры, главную содержательную суть которой составляет активная творческая деятельность детей.

Педагогическая направленность игровых занятий с дошкольниками очевидна: углубляются знания и в области речи, в музыке, в пластике; занятия проходят интереснее и, что не маловажно, личность у ребенка раскрывается, становится свободнее, он начинает фантазировать, действовать. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха, приобретению веры в себя, уверенности в своих силах.

Все виды игр в детском саду должны способствовать творческому развитию детей.

Существует много музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развиваются творческие способности:

– музыкальные пластические и импровизационные игры;

– музыкально-дидактические игры;

– музыкально-ритмические игры;

– игры подвижного характера;

Музыкальные пластические и импровизационные игры требуют от ребенка определенных актерских навыков. Важно при проведении таких игр учитывать возрастную психологию детей. Просто игра для них — это способ познания и освоения окружающего мира, а пластическая игра — начало художественной деятельности. Пластические импровизации рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В музыкально-ритмических играх дети учатся различать высокое и низкое звучание музыкального инструмента и соответственно передавать это в движениях, строясь в большие и маленькие кружки; исполнять игровую песенку, передавая ее ритм хлопками в ладоши; различать по тембру голоса участвующих в игре детей; исполнять песенку передавая различные динамические оттенки (усиливая или ослабляя звучание); выполнять игровое выразительное движение в соответствии с характером звучания музыки.

Игры подвижного характера помогают воспитать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузки для детей в течение дня.

Такие игры это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления у ребенка творческих способностей.

Музыкальная игра в повседневной жизни детского сада представлена подвижными играми в сопровождении с музыкой, различными занятиями, прогулками, утренней гимнастикой. Эти занятия создают определенное настроение, объединяются общими переживаниями, дисциплинируют детей.

Самостоятельная музыкальная игра возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д.

Использование музыкальных игр с элементами творчества, вариативность музыкальных игр, создание положительной мотивации, создание определенных эффективных условий предполагает успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, музыкальная игра, музыкально-игровая деятельность, ребенок, дошкольный возраст, музыкальное искусство, детский сад, доступный вид приобщения детей, музыкальный инструмент, подвижной характер.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным

Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение...

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических...

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный

Музыкально — дидактические игры типа хороводных- аналогична подвижным играм.

Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах у детей.

Применение интерактивных игр для развития творческих...

Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает

2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Педагогическая ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком

– формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме

В процессе своей работы в МАДОУ «Центр развития ребенкадетский сад № 33...

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных инструментах того или иного героя; певцов, которые

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность...

Музыкально-дидактические игры как средство развития...

Музыкально-дидактическая игра требует от ребенка слуховой сосредоточенности, приводящая к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Поэтому в процессе игры дошкольнику необходимо все время вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это...

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения...

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является -пение.

Игра на музыкальных инструментах— это один из видов детской исполнительской деятельности.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного...

Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в

Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина.

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития...

 Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игра, как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, является важным

Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение...

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических...

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный

Музыкально — дидактические игры типа хороводных- аналогична подвижным играм.

Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах у детей.

Применение интерактивных игр для развития творческих...

Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает

2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение...

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Педагогическая ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком

– формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме

В процессе своей работы в МАДОУ «Центр развития ребенкадетский сад № 33...

Музыкальные сюжетно-ролевые игры | Статья в журнале...

Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных инструментах того или иного героя; певцов, которые

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность...

Музыкально-дидактические игры как средство развития...

Музыкально-дидактическая игра требует от ребенка слуховой сосредоточенности, приводящая к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Поэтому в процессе игры дошкольнику необходимо все время вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это...

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения...

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является -пение.

Игра на музыкальных инструментах— это один из видов детской исполнительской деятельности.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного...

Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в

Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина.

Задать вопрос