Проблема развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.12.2022

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Хорошилова, Н. Ю. Проблема развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. Ю. Хорошилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98436/ (дата обращения: 26.04.2024).



В соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образований «От рождения до школы», большое внимание воспитателей и сотрудников дошкольных учреждений направленно на развитии личности и способностей ребенка. В частности, детей приобщают к музыкальному искусству, развивают предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства. Уделяется внимание формированию основы музыкальной культуры и знакомят с элементарными музыкальными понятиями и жанрами. Воспитывают эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Также уделяют внимание развитию музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре имеет образовательную ценность потому, что дети раннего возраста ограничены в представлении об эмоциональной сфере человека. Музыка, в свою очередь, расширяет эти представления благодаря тому, что передаёт всю гамму чувств и оттенков. При прослушивании классических и народных музыкальных произведений ребёнок осваивает культурный опыт поколений, и именно восприятие подобных произведений приводит к осознанию важных для ребёнка мыслей и чувств [3].

Музыкальное развитие касается в первую очередь развитие музыкальных способностей. В работах Б. М. Теплова, Г. П. Прокофьева, В.И Петрушина, Д. К. Кирнарской, И. Е. Домогацкой и др. отражены методологические позиции в области психологии музыкальных способностей [2].

Развитие музыкальных способностей помогает в решении задач как духовного, так и нравственного воспитания, так как музыка в целом является символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств и переживаний. Музыка играет огромную роль в развитии ребёнка, благодаря своим особенностям как вида искусства. Благодаря музыке дошкольник учится слышать взаимосвязи тона в звуке, рисунка в ритме и звуковые структуры.

Задача развития музыкальных способностей — одна из важных для педагогов дошкольных учреждений, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок чувствителен к развитию основных психических процессов и способностей.

Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности — одно из сложных, но интересных разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

В психологии существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества и музыкальных способностей. Б. М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке [5].

Работы известных ученых и педагогов, таких как А. И. Буренина, Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова и О. П. Радынова показывают необходимость и возможность развития у детей музыкальных способностей. По мнению К. В. Тарасовой данную задачу важно начинать решать с раннего дошкольного возраста на протяжении всего периода посещения дошкольного учреждения, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка наиболее сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность [4].

Важность выявления музыкальных способностей определена тем, что развитие музыкальных способностей оказывает ничем не заменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются, как указывал В. А. Сухомлинский «творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей».

В современной практике нет однозначной позиции к развитию музыкальных способностей.

Формирование и развитие музыкальных способностей с помощью музыкальных инструментов было предложено Н. А. Ветлугиной, К. Линкявичус, В. В. Ищук; с помощью художественных средств А. Д. Алексеев, Т. В. Ашихмина, В. В. Медушевский; с помощью технических средств обучения Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова и другие [1].

На сегодняшний день, современные практики, предлагают множество средств для музыкального развития, однако в настоящее время нет комплексного подхода к развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста как в условиях дошкольной учреждения, так и в условиях семьи. Важно включать родителей ребенка в совместную музыкальную деятельность и проводить просветительские мероприятия соответствующей тематики.

Литература:

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду: Методическое пособие для воспитателя/ Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2011. 240 с.
  2. Домогацкая, И. Е. Развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет/ И. Е. Домогацкая. М.: Классика-XXI, 2004. С. 45–63.
  3. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания/ О. П. Радынова// Дошкольное воспитание. 2010. № 2. С. 24–30.
  4. Тарасова, К. В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве/ К. В. Тарасова// Музыкальный руководитель. 2010. № 1. С. 10–13.
  5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей: монография/ Б. М. Теплов. М., 2007. 335 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие, способность, дошкольный возраст, музыка, музыкальная культура, музыкальная способность детей, музыкальное искусство, музыкальное развитие, ребенок, эмоциональный отклик.


Похожие статьи

Теоретические основы изучения музыкальных способностей...

 Музыкальные способности изучаются психологами более ста пятидесяти лет.

Ключевые слова: музыкальные способности, музыка, задатки, музыкальный слух, ритм, музыкальная память

Развитие музыкальных способностей — комплексный и непрерывный процесс.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредоточивается на самой музыке, на ее выразительных средствах.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников...

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, характер, музыкальное восприятие детей.

музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка...

Развитие творческих способностей старших дошкольников...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

История вопроса о развитии музыкальности у детей...

Что касается детей, то воспитание через музыку необходимо начинать с дошкольного возраста.

«Игры и занятия для детей всех возрастов»; «Подвижные игры с пением» .

‒ как знакомить детей с музыкальными произведениями? и многие другие.

Развитие музыкальных способностей (с учетом возможностей каждого) через пение, слушание и т. д.

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.- М.: Сфера, 2010.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей... Поэтому так важно начинать музыкальное воспитание в

Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка.

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Эстетическое развитие ребёнка – основа для формирования будущей личности.

Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а

Эстетическое воспитание дошкольников – это: развитие способности воспринимать

Яркий эмоциональный отклик возможен при наличии у детей культуры слушания музыки...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

 Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального

Музыкальное восприятие — разновидность эстетического восприятия, его частный вид.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей

У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего...

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из

Большое влияние на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей имеет беседа.

Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире.

Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к музыке представляет.

Похожие статьи

Теоретические основы изучения музыкальных способностей...

 Музыкальные способности изучаются психологами более ста пятидесяти лет.

Ключевые слова: музыкальные способности, музыка, задатки, музыкальный слух, ритм, музыкальная память

Развитие музыкальных способностей — комплексный и непрерывный процесс.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом.

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредоточивается на самой музыке, на ее выразительных средствах.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников...

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, характер, музыкальное восприятие детей.

музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка...

Развитие творческих способностей старших дошкольников...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Развитие музыкальных и творческих способностей детей.

История вопроса о развитии музыкальности у детей...

Что касается детей, то воспитание через музыку необходимо начинать с дошкольного возраста.

«Игры и занятия для детей всех возрастов»; «Подвижные игры с пением» .

‒ как знакомить детей с музыкальными произведениями? и многие другие.

Развитие музыкальных способностей (с учетом возможностей каждого) через пение, слушание и т. д.

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.- М.: Сфера, 2010.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей... Поэтому так важно начинать музыкальное воспитание в

Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка.

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Эстетическое развитие ребёнка – основа для формирования будущей личности.

Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а

Эстетическое воспитание дошкольников – это: развитие способности воспринимать

Яркий эмоциональный отклик возможен при наличии у детей культуры слушания музыки...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

 Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального

Музыкальное восприятие — разновидность эстетического восприятия, его частный вид.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей

У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего...

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является одним из

Большое влияние на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей имеет беседа.

Музыкально-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «В мире.

Оценочное отношение детей старшего дошкольного возраста к музыке представляет.

Задать вопрос