Особенности китайских похоронных традиций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 18.06.2023

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Цыбулько, Д. С. Особенности китайских похоронных традиций / Д. С. Цыбулько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104208/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются культурные традиции и обычаи, выявляются особенности проведения похорон в Китае и существующие обряды.

Ключевые слова: обряд, обычай традиции, культура, этно-группа.

The article considers cultural traditions and customs, highlights the peculiarities of funerals in China and existing rituals.

Keywords: ritual, custom, traditions, culture, ethno-group.

Обряды являются частью культуры каждого народа и имеют свои специфические особенности. Они могут иметь как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того, с какой целью они проводятся. Например, ритуалы и обряды, направленные на обретение благополучия, здоровья и успеха, имеют позитивное значение, в то время как обряды, направленные на причинение вреда или нанесение поражения врагам, имеют негативное значение. В разных культурах применяются различные символы и предметы, которые играют важную роль в религиозных обрядах. Эти обряды и праздники занимают важное место в жизни людей и связаны не только с религиозными, но и социокультурными аспектами.

Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью называются семейными [1].

В данной статье мы остановились на традициях похорон. В некоторых культурах похороны сопровождаются обрядами, предназначенными для помощи души умершего в переходе на «другой берег». В других культурах похороны являются скорее знаком уважения к тому, кто ушел, и отражают обычаи и традиции этно-группы. Например, в некоторых культурах тело не убирают из дома до тех пор, пока все родственники и друзья не прощаются с умершим и не высказали ему последние слова. В других культурах тело быстро переносят на кладбище, где проходит более формальная церемония. Также ритуалы похорон зависят от вероисповедания: например, в христианской традиции на могиле может быть установлен крест, а в мусульманской — камень, указывающий в направлении Мекки. В некоторых культурах тело должно быть погребено в определенное время после смерти, в других — могут проводиться церемонии в память об умершем в течение многих месяцев или даже лет. Независимо от этнической группы или эпохи, похороны играют важную роль в обществе — они помогают родственникам и друзьям умершего прощаться с ним и отпустить его, показывают, как ценятся люди в обществе, и предоставляют возможность признавать утрату.

Китайские обряды похорон имеют давнюю историю. Изначально, китайский обряд похорон заключался в том, что тело накрывали листвой и закапывали вдали от поселения. Место захоронения никак не обозначалось. С развитием цивилизации появились соответствующие обряды и ритуалы похорон.

В Китае обряд похорон включает в себя несколько последовательных процедур и ритуалов [2]:

1.送终 sòngzhōng

«Проводы в последний путь»

Это китайская традиция, которая заключается в том, чтобы организовать проводы и помощь в путешествии умирающего в последний путь и встречу с предками. Это включает в себя организацию похоронного торжества и помощь в передаче души умершего в мир духов. Этот ритуал практикуется уже многие века и является важной частью культуры и верований Китая. Наиболее важным этапом этого обряда является «почитание (уважение) родителей» 孝 xiào. Это своего рода прощание с умирающим родственником, должны находится рядом при кончине и на похоронах близких родных, как бы провожая их в последний путь. На этой церемонии обязательно должны быть дети умирающего. Во время этой церемонии запрещено громко плакать, чтобы не привлекать смерть [3].

2. 招魂 zhāohún

«Призыв душ умерших»

Этот обряд древнекитайской религии, которая связана с вызовом духа умершего человека и его общением с живыми. В качестве ритуалов используются медитация, молитва и народные танцы. Во время практики люди приглашают духовных лидеров или монахов, чтобы они помогли им вызвать дух умершего родственника и обратиться к нему за советом или помощью. Практика считается одним из способов укрепления связи между живыми и умершими и считается важным элементом культуры и традиционного общества Китая.

3. 报丧 bàosāng,讣告 fùgào

«Извещение о смерти»

В современном китайском языке оба этих слова 报丧 и 讣告 обозначают извещение о смерти. Первое слово более разговорное — сообщать о смерти. Второе слово — некролог. Используются для того, чтобы сообщить о смерти человека в средствах массовой информации, особенно в газетах, опубликованных после смерти, содержащую личную информацию, сопровождаемую краткой биографией умершего [4]. Извещение о похоронах рассылаются в виде приглашений. На большинство китайских похорон приглашения выдаются белого цвета. Если человеку было 80 лет или больше, то приглашения будут розового цвета. Дожить до 80 лет или старше считается подвигом, заслуживающим празднования, и скорбящие должны праздновать долголетие человека, а не оплакивать его. Как только человек узнаёт о смерти близкого родственника он обязан отложить все дела и приехать на похороны. Для этого существует отдельное слово — 奔丧bēnsāng «спешить домой на похороны родственника (получив о том известие)».

4. 小殓 xiǎoliàn

«Одевание покойника»

Также этот обряд называется «малые похороны». Обряд заключается в том, что ещё находящегося при смерти человека обмывают, бреют, остригают ему ногти и волосы. Далее его одевают в специальную погребальную одежду寿衣 или 老衣. Цвет траурного одеяния — белый. Одевать человека после смерти считается в Китае непристойным. После смерти человека укладывают на деревянную доску, а в его рот кладут несколько рисинок или бумажные деньги. Это является символом «кормления покойника» 含口 hán kǒu. Так как существует суеверие, что в загробном мире, он может превратиться в «голодного духа» 饿鬼èguǐ. Затем лицо умершего накрывают бумагой или материей.

5. 大殓dàliàn

«Положение в гроб»

Этот обряд связан непосредственно с перенесением тела в гроб. Своего рода обретение последнего пристанища умершего. В день смерти, но не позднее чем на третий день тело помещают в гроб. Предварительно в него укладываются опилки или сухая трава, которые накрываются подстилкой и некоторые вещи умершего. Далее проводится «церемония освещения» 开光仪式 kāiguāng yíshì. Старший из детей наливает чашку чистой воды и протирает глаза, нос, рот, уши покойного, символизируя его способность и возможность воспринимать мир.

6. 守灵shǒulíng

«Почётный караул у гроба»

Нахождение рядом с покойником детей и близких родственников называется «несением почётного караула у гроба». Охранение тела — это традиция, которая проводится в период между его смертью и похоронами. Эта практика имеет как религиозное, так и культурное значение. Это может также помочь близким потерявшим любимого человека справиться со своим горем. Эта практика дает возможность провести время с усопшим, сказать ему прощай и избавиться от чувства незавершённости. Дети и родные поочередно стоят на коленях у гроба, мужчины, как правило, справа, а женщины — слева. Среди подарков могут быть траурные парные полотнища с изречениями挽联 wǎnlián, благовонные свечи 香烛 xiāngzhú.

7. 送葬sòngzàng или 送殡sòngbìn

«Проводы в последний путь»

Церемония начинается с последнего прощания, когда семья и друзья становятся на колени вокруг гроба и кланяются. Затем они обходят гроб и последний раз смотрят на покойного. Затем гроб закрывают крышкой и заколачивают гвозди. Гроб ставят на специальную «кровать» 杠床 gàng chuáng и уносят. Когда начинается похоронная процессия, старший сын возглавляет ее, неся траурный флаг 幡 fān, за ним следуют другие сыновья, несущие табличку с именем покойного灵牌儿 língpáir, гроб с телом, оркестр, затем родственники и друзья, причем мужчины идут впереди, а женщины в конце очереди. По пути поют траурные мелодии. Перед процессией разбрасывают бумажные деньги. В некоторых районах Китая друзья и соседи покойного могут установить «чайные места» 茶桌 chá zhuō и «столик с поминальным угощением» 路祭 lùjì. Место захоронения определяется заранее, с точной ориентацией по сторонам света, выкапывается могила. [5].

8. 解秽酒jiěhuìjiǔ

«Поминальный обед»

По возвращении с кладбища начинается обряд поминальной трапезы, в котором принимают участие все родные и близкие покойного, а так же все участники траурной церемонии.

Время, в течение которого семье надлежит выдерживать траур, зависит от того, кем каждому из родственников приходился усопший. Скорбящим в течение месяца не следует снимать с руки белую траурную повязку, а в установленные обычаем дни необходимо посещать кладбище. Как и представители многих других культур, в момент траура жители Китая воздерживаются от посещения публичных и увеселительных мероприятий, не отмечают праздники.

Особенно строгих ограничений следует придерживаться самым близким родственникам покойного. Они затрагивают различные сферы жизни и даже запрещают стричь волосы, делать прически и бриться в течение семи недель.

В качестве памятной даты в Китае существует традиционный праздник 清明节qīngmíngjié праздник Цинмин. Традиционный китайский праздник поминовения усопших, приходится на начало апреля. В это время жители Поднебесной чтят память всех скончавшихся, ходят на погосты и обустраивают могилы, украшают их цветами, а дома проводят общие поминки по всем, кто покинул этот мир.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — Санкт-Петербург: Фонд «Ленингр. галерея», 2002. — 1628 с.

2. Готлиб, О. М. Этнология Китая. Обрядность и символика основных этапов жизни: учебное пособие / О. М. Готлиб. — 2-е изд. — М.: Издательский дом ВКН, 2018. — 104 с.

3. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае Серия «История. География. Этнография» Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев — Москва: Ломоносовъ, 2015–415 с.

4. Кравцова, М. Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Культурология» / М. Е. Кравцова. — 3. изд., испр. и доп. — СПб. [и др.]: Лань, 2003. — 415 с.

5. 中国民俗 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://chinesefolklore.org.cn/ — Дата доступа: 10.05.2023

Основные термины (генерируются автоматически): обряд, гроб, Китай, последний путь, смерть, культура, смерть человека, китайский обряд похорон, место захоронения, почетный караул.


Ключевые слова

обряд, культура, обычай традиции, этно-группа

Похожие статьи

Погребальные обычаи народов мира | Статья в журнале...

После смерти, его омывают согласно разнообразным обрядам.

Японский погребальный обряд. Японские похороны проходят по буддистским обрядам.

У русских после наступления смерти тело покойного омывают и помещают в гроб.

Обряд, связанный с погребением умершего, занимает особое место в культуре каждого народа.

Традиция соблюдения ритуала «ли» в современном китайском...

В статье рассматривается роль традиции в современном китайском обществе, на примере соблюдения ритуала — «ли», описанного в древнем конфуцианском трактате «Ли цзи».

Эти особые обряды люди совершают, чтобы умилостивить усопших и получить их защиту.

Китайские религии глазами христианских миссионеров: попытка...

В 1817 году он плавал в Китай и вернулся в Малакку в 1818 году.

Путем покаяния, как отмечено в главе, христиане «изменяют дурное в себе и возвращаются к хорошему» (гай э гуй шань).

Во-вторых, в этой главе Чжан объясняет христианский принцип блаженства после смерти.

По аналогии, если Ци человека рассеивается, то человек умирает.

Зарождение театрального искусства в Китае | Статья в журнале...

Ключевые слова: древний Китай, китайский театр, культ предков, ритуал, обряд.

6. Кравцова М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова.

...и правил, определенный кардинал (Бог, Будда Шакьямуни, Лао Цзы), ритуал поклонения, слой священнослужителей и место для. В Китае тоже поклоняются природе, но верования Вьетнама имеют характер «инь», а «ян».

Мантика как неотъемлемая часть религиозно-философской...

Гадание – это своего рода нащупывание пути в познании мира.

Издание книг. Он учил, что в жизни каждый человек занимает предназначенное Небом место.

6. Корешкова Ю. О. Отражение культуры государственного управления древнего Китая в.

Ключевые слова: организационная культура, Китай, китайские компании, конфуцианство.

Специфика похоронного дела в России | Статья в журнале...

Смерть открыто вошла в моду не только в одежде, но и на кожу людей в виде татуировок.

ритуально-похоронные услуги, смерть, традиции, похороны, погребальная культура, ритуал

Похоронный обряд — православный похоронный ритуал, связанный с обрядами и поверьями

...чтобы оформить необходимые документы, устраивать проводы в последний путь родного.

Традиционные верования вьетнамского народа | Статья в журнале...

Традиционные верования существуют только в сознании людей и в основном выражаются в

После смерти они становятся духами и, оставаясь в царстве тьмы, незримо продолжают

...Китая[1], культура коренных народов Вьетнама была сохранена, она развивалась.

[1] Согласно древней истории Китая... Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала.

Памир: древние верования, традиции, символы | Статья в журнале...

Этому обряду придают культовое значение: обряд совершается в память об умерших

бытия, мироздание, в котором земная смерть человека не означает его небесной смерти.

Во время захоронения человека также одевают во все белое, тем самым подчеркивая

Все они вносят большой вклад в изучение Памира и определение его места в культуре мировой цивилизации.

Этнические и локальные традиции в современной духовной...

Последние же свою погребальную одежду шили, готовили заранее в очень большой тайне.

Этот обряд до сих пор имеет место среди эвенов Якутии.

Коллективный обряд ритуального забивания оленей устраивался в день похорон.

Как считается, в эти дни душа умершего человека «двигается» по пути в Буни (загробный мир), по дороге душа покойного...

Три аспекта понимания смерти в ранних упанишадах

Однако мы можем затронуть вопрос об отношении персонажей ранних упанишад к смерти, так как раннее мы рассмотрели в данном контексте понятие смерти и пути освобождения от нее. Смерть в ранних упанишадах можно рассматривать в трех аспектах.

Похожие статьи

Погребальные обычаи народов мира | Статья в журнале...

После смерти, его омывают согласно разнообразным обрядам.

Японский погребальный обряд. Японские похороны проходят по буддистским обрядам.

У русских после наступления смерти тело покойного омывают и помещают в гроб.

Обряд, связанный с погребением умершего, занимает особое место в культуре каждого народа.

Традиция соблюдения ритуала «ли» в современном китайском...

В статье рассматривается роль традиции в современном китайском обществе, на примере соблюдения ритуала — «ли», описанного в древнем конфуцианском трактате «Ли цзи».

Эти особые обряды люди совершают, чтобы умилостивить усопших и получить их защиту.

Китайские религии глазами христианских миссионеров: попытка...

В 1817 году он плавал в Китай и вернулся в Малакку в 1818 году.

Путем покаяния, как отмечено в главе, христиане «изменяют дурное в себе и возвращаются к хорошему» (гай э гуй шань).

Во-вторых, в этой главе Чжан объясняет христианский принцип блаженства после смерти.

По аналогии, если Ци человека рассеивается, то человек умирает.

Зарождение театрального искусства в Китае | Статья в журнале...

Ключевые слова: древний Китай, китайский театр, культ предков, ритуал, обряд.

6. Кравцова М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова.

...и правил, определенный кардинал (Бог, Будда Шакьямуни, Лао Цзы), ритуал поклонения, слой священнослужителей и место для. В Китае тоже поклоняются природе, но верования Вьетнама имеют характер «инь», а «ян».

Мантика как неотъемлемая часть религиозно-философской...

Гадание – это своего рода нащупывание пути в познании мира.

Издание книг. Он учил, что в жизни каждый человек занимает предназначенное Небом место.

6. Корешкова Ю. О. Отражение культуры государственного управления древнего Китая в.

Ключевые слова: организационная культура, Китай, китайские компании, конфуцианство.

Специфика похоронного дела в России | Статья в журнале...

Смерть открыто вошла в моду не только в одежде, но и на кожу людей в виде татуировок.

ритуально-похоронные услуги, смерть, традиции, похороны, погребальная культура, ритуал

Похоронный обряд — православный похоронный ритуал, связанный с обрядами и поверьями

...чтобы оформить необходимые документы, устраивать проводы в последний путь родного.

Традиционные верования вьетнамского народа | Статья в журнале...

Традиционные верования существуют только в сознании людей и в основном выражаются в

После смерти они становятся духами и, оставаясь в царстве тьмы, незримо продолжают

...Китая[1], культура коренных народов Вьетнама была сохранена, она развивалась.

[1] Согласно древней истории Китая... Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала.

Памир: древние верования, традиции, символы | Статья в журнале...

Этому обряду придают культовое значение: обряд совершается в память об умерших

бытия, мироздание, в котором земная смерть человека не означает его небесной смерти.

Во время захоронения человека также одевают во все белое, тем самым подчеркивая

Все они вносят большой вклад в изучение Памира и определение его места в культуре мировой цивилизации.

Этнические и локальные традиции в современной духовной...

Последние же свою погребальную одежду шили, готовили заранее в очень большой тайне.

Этот обряд до сих пор имеет место среди эвенов Якутии.

Коллективный обряд ритуального забивания оленей устраивался в день похорон.

Как считается, в эти дни душа умершего человека «двигается» по пути в Буни (загробный мир), по дороге душа покойного...

Три аспекта понимания смерти в ранних упанишадах

Однако мы можем затронуть вопрос об отношении персонажей ранних упанишад к смерти, так как раннее мы рассмотрели в данном контексте понятие смерти и пути освобождения от нее. Смерть в ранних упанишадах можно рассматривать в трех аспектах.

Задать вопрос