Автор: Усалко Всеволод Олегович

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Усалко В. О. Мантика как неотъемлемая часть религиозно-философской культуры Китая // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 204-207.


Статья выявляет основные причины широкого обращения в Китае к пред­сказаниям. В ней делается вывод о том, что Китай представляет такое общество, в котором издревле присутствовали различные системы гадания, оказавшие огромное влияние на развитие религиозных и философских пред­ставлений. Все древнекитайские произведения представляют собой резуль­тат гадательной практики.

Ключевые слова: культура, гадание, гексаграмма, мантические прак­тики, универсально-резонансный символизм.

Summary: Article reveals the underlying causes of a wide circulation in China to the pre­dictions. The paper concludes that China is a society in which different systems of old, attended the divination that have had a huge impact on religious and philosophical representations. All the earliest works are the result of problematic practices. 

Key words: culture, divination, hexagram mantic practices universally reso­nant symbolism.

Следует отметить, что идеи древних философских и религиозно-фило-со­фских учений по-прежнему оказывают влияние на современное обще­ство. Дальнейшая же история человеческой культуры на них почти не влияет. Они так же, как и в древние времена, способствуют архаичным спосо­бам видения мира, которые диссонируют с современной наукой. Та­ким образом, мы видим, что духовный мир человечества противоречив. Глав­ное условие разрешения этого противоречия – принять всё рациональ­ное в религиозных учениях и соединить с научным мировоззрением.

Человек во все времена пытается приподнять завесу будущего, исполь­зуя разнообразные средства, пытаясь дополнить свои возможности разнообразными средствами, о которых он имеет определённые представле­ния и которые естественно входят в его повседневную жизнь. Гадание как предсказание будущего старо как сам человек в этом мире. Все общества, существовавшие и существующие в этом мире, признают наличие данного феномена. Везде гадание процветало и нигде, даже сего­дня, оно полностью не исчезло. Оно является неотъемлемой частью куль­туры любого сообщества людей. Как отмечал Цицерон причиной гаданий являются собственные наблюдения и навыки человека («О предвидении»). Звезды, животные, другие знаки гадания – элементы механизма созданного са­мим человеком для общения с богами или мёртвыми. Разнообразие мето­дик гадания очень велико, что опять-таки связано с изобретательностью человека. Любой предмет, объект несёт информацию, которая может быть истолкована как угодно, и вполне может быть истиной. Это некромантика, скапулимантика, гидромантика, аэромантика, геомантика, астрология и т.д., данный список можно продолжать и продолжать. Гадание – это своего рода нащупывание пути в познании мира.

Китай представляет такое общество, в котором издревле присутство­вали различные системы гадания, оказавшие, на наш взгляд, огромное влия­ние на развитие религиозных и философских представлений. Все древней­шие произведения представляют собой результат гадательной прак­тики. Влияние это носит диалектический характер. Важнейшей катего­рией китайской книги «И цзин» или «Чжоу и» является категория изменчивости, перемен (и). Согласно этой книге, все в мире подвержено изменчивости, находится в движении и бесконечных взаимопревращениях. "Исполнение перемен-и - причина превращений-бянь; превращения-бянь - причина цикличности-тун; цикличность-тун - причина дления-цзю"[1, C.45].

Символические линии представляют собой в «И цзин» основные эле­менты интеллектуальной системы, с помощью которой человек пытается открыть для себя тайны мира и понять, как функционирует, работает наша Вселенная. Помимо мистики числа «И цзин» это живой поток глубокой человеческой мудрости постоянно протекающей в повседнев­ную жизнь, придавая великой цивилизации Китая значение в разви­тии этой мудрости.

Прежде всего, Книга Перемен («И цзин») представляет набор линей­ных знаков, которые используются в качестве предсказаний. В китайской древности, оракулы были всюду, и гадательная технология была распростра­нена повсеместно, тем более император именовался «царём ман­тики». На раннем этапе предсказания ограничивались ответами, да и нет. Этот тип пророческих высказываний является основой Книги Пере­мен. "Да" указывается, с помощью простой непрерывной линии ( ___ ), и "нет" с помощь ломаной ( _ _ ).

Первоначально, таких сочетаний было восемь. Эти восемь изображе­ний в сочетании друг с другом представляют многообразие смыслов. Они представляют определенные процессы в природе, в с соответствии с прису­щим им характером. Кроме того, они представляют семью, состоя­щую из отца, матери, трех сыновей и трех дочерей.

Сыновья определяют принцип движения на различных его этапах - на­чало движения, опасности в движении, отдыхе и завершении движения. До­чери представляют преданность в различных ее этапах - мягкость проникно­вения, ясность, адаптивность, и радостное спокойствие.

Для достижения еще большей кратности, эти восемь образов были объеди­нены друг с другом в шестьдесят четыре знака. Каждый из этих шести­десяти четырёх знаков состоит из шести линий, положительных или отрицательных. Каждая строка изменяется, и всякий раз, когда линия изменя­ется, происходит изменение ситуации, представленной конкретной гексаграммой. С.М.Эйзенштейн назвал бы это явление монтажом – «совокуп­ностью элементарных смыслов, из которых монтируется значение слова» [2, C.240]. Сартр бы сказал, что «человек – это, прежде всего, про­ект, который переживается субъективно… Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, ка­ков проект его бытия» [3, С.323].

Гексаграммы и линии в их движении и изменении таинственно воспроиз­водятся в движении и изменении макромира. Изображения, на кото­рых основаны гексаграммы, служат моделями, относительно которых принимаются своевременные меры в указанных ситуациях. Гексаграммы выступают воплощением миропорядка. Они охватывают любые аспекты действительности, такие как временные и пространственные отрезки, природ­ные стихии, органы тела человека, социальные отношения и т.д., позволяют описывать различные ситуации и процессы, а так же находить соответствия между ними.

Основополагающее значение для Книги Перемен являют суждения. Суж­дения указывают на то, что данное действие принесет счастье или несча­стье, раскаяние или унижения. Суждения позволяют человеку при­нять решение, отказаться от определённых действий, свидетельствуют о долгосрочных перспективах. Таким образом, человек пытается сделать себя независимым от тирании событий. В интерпретациях к Книге Пере­мен предлагаемым читателю со времен Конфуция открывается сокровище китайской мудрости, в то же время это дает полное представление о многообра­зии человеческого опыта, что позволяет ему тем самым формиро­вать свою жизнь, свою суверенную волю в единое целое таким обра­зом, чтобы привести её в соответствие с конечным дао, лежащим в ос­нове всего существующего. Как отметил виднейший китайский философ Ху Ши главной логической доктриной в «Книге перемен» является док­трина сян – идеи и («справедливость», «добропорядочность», «честность», «правильность», «принцип», «значение», «смысл». [4, С.113]. Сян распреде­ляет по родам свойства всей тьмы вещей.

По крайней мере, в четвертом веке до нашей эры, китайские мысли­тели столкнулись с вопросами, связанными с потребностями «ума» (синь), предвидеть события, понять их и стать единым с путём (Дао) самой при­роды. Процесс разработки этих возможностей участвующих в культивирова­ние ци («жизненной энергии») и «жизненной сущности» (цзин) проявляется в «духовных способностях» ума (шэнь). «Духовная сущ­ность» представляет собой конкретное проявление духа, что позволяет духу взаимодействовать со всеми энергетическими системами организма человека.

Сверхъестественная, духовная сущность может рассматриваться как сово­купность средств и методов, правил взаимодействия между живым и неодушевленным, психическим и физическим. Сочетание этих аспектов и определяет мировоззрение человека. Примерно к 300 году до нашей эры большинство китайских мыслителей принимают общее представление о том, что цель человеческой деятельности заключается в согласовании с естест­венными моделями изменения во Вселенной. Таким универсальным представлением, отвечающим на глобальный вопрос о том, как эти модели могут быть обнаружены и поняты, и что можно сделать, чтобы достичь гармо­нии, является «И цзин», как самый полезный инструмент для понима­ния космоса и места в нем человека.

Более двух тысяч лет после этого, в двадцатом веке, гадания остаются ос­новой культурной деятельности в Китае. Практически все верят в гадатель­ную практику. Проблема не в том, чтобы верить, но кому верить. Согласно китайской популярной поговорке: «Не говорите, что гекса­граммы короля Вэнь Цзябао неэффективны, нужно бояться только того, что слова гадалки не соответствует действительности».

С точки зрения китайской философии, гадания были слишком важным во­просом, чтобы их оставили в ведении только гадалок. Это следует из са­мой «И цзинь», в которой мы наблюдаем постоянную критику корысти, продажности и обмана с целью получения прибыли. Всё это представляет опасность для благородного человека. Предсказатель играет чрезвычайно важную роль в традиционном китайском обществе, чтобы опускаться до простого жульничества ради достижения корыстных интересов.

Основными причинами широкого обращения в Китае к предсказаниям яв­ляются:

1. Гадание в истории Китая, по сути, оставалось неотъемлемой ча­стью, наиболее важным государственным и бытовым ритуалом.

2.Китайские мантические практики, по их богатству и разнообразию явля­ются основой китайской мысли. Качества мантики удобно помеща­лись в синкретическое общество, в политику господствующего класса, в систему уважаемых древних Конфуцианских ценностей, в мировоззренче­скую систему основанную на духовную связи между Небесами, Землей и Человеком, который обладая интеллектом делает возможным предсказа­ние, которое Запад назвал бы интуицией, воображением, экстазом, эстетиче­ское восприятием.

3. Гадание, мантическая практика проходила в знакомых средах, было ок­рашено универсально-резонансным символизмом и передавалось часто в виде поэтического сообщения.

4. Процесс гадания неизменно окружался знакомой культурной атрибути­кой, представляющей космические энергии.

5. Использование традиционной письменности давало веру в то, что напи­санные слова имеют магическую силу. Именно благодаря этой письменно­сти фиксируются сокровища китайской духовной культуры, уходя­щие глубоко в древность. Иероглифическая письменность на протяже­нии веков была доступна ограниченному кругу лиц и, по сути, наделя­лась таинственной магической силой.

6. Тесная связь между гаданием и традиционной китайской медициной в Цинский период, вероятно, способствовали укреплению позиций ман­тики. Большая часть гадания вращалось вокруг болезни и средства защиты от него.

7. В конце императорского Китая (до 20-го века), гадание не противопос­тавлялось так резко науке, как противопоставлялась наука и рели­гия в Европе после семнадцатого века. Надо отметить, что китайские ученые в конце имперской эпохи были хорошо осведомлены о многовариант­ности знаний о природном мире и что естественные про­цессы ткут слишком тонкий и сложный узор реальности.

8. Несмотря на развитие наук в конце эпохи императорского Китая и всплеска интереса к математике, астрономии и географии, стимулирован­ного частично за счет усилий образования, астрология по прежнему остава­лась неотъемлемой частью китайской научной традиции. Новые техноло­гии для изучения неба принесли ценные научные знания в Китай, но они не представляли препятствия для традиционных мантических мето­дов.

«Духовные» заботы гадателей не обязательно исключали эмпириче­ские исследования. Гадания на ветер, дождь и облака - как и другие виды китайских предсказаний, конечно, связаны с верой во влияние сверхъестест­венных сил, но не далеко уходят от метеорологии. Сторон­ники нумерологических систем, используют математику в космологиче­ских расчетах для определения благоприятного времени и места. В целом, в геомантике, прослеживаются данные «естественных наук» своего вре­мени.

9. Существенная причина для распространения и сохранения гадания в цинском Китае - многогранная социальная роль, которую играла мантика.

Во-первых, она способствовала сохранению общественного порядка пу­тем ритуализирования повседневной жизни. Ритуализирование повседнев­ной жизни осуществлялось с помощью мощного механизма структу­рирования общества, а также определением счастливых и несчастли­вых дней в китайском календаре.

Во-вторых, деятельность китайских предсказателей служила фундамен­том для влияния на психологию масс. Предсказатель как тера­певт и личный консультант по социальным вопросам, или на европейский манер психотерапевт, помогал справиться человеку со своими тревогами, бюрократическими проблемами, или более приземленными проблемами.

Процедура гадание уточняла источник и характер трудностей, облег­чала сомнения, и придавала желанный смысл жизни, уверенность человека в себе.

10. Предсказатели были больше, чем личные врачи. Они были посредни­ками в осуществлении компромисса в конфликтных ситуациях человека с космосом, обществом, в межконфессиональных отношениях, которые определяли разные версии «реальности» (буддизм, конфуциан­ство, даосизм). Для этого предсказатель должен был иметь сравнительно глубокие знания в истории Китайской мысли, чтобы развивать и поддержи­вать консенсус между различными религиями.

Особые таланты прорицателей в разрешении социальных противоре­чий делали их ценными не только для чиновничьего аппарата империи, но и позволяли им становиться лидерами своих общин.

Прорицатели являлись частью механизма социальной защиты и кон­троля, осуществляли помощь голодающим, управляли школами, или руково­дили общественными работами. Некоторые использовали свои осо­бые таланты, чтобы помочь соседям найти потерянное или похищенное имуще­ство, оказывали, бесплатные консультации и медицинскую помощь. Эта альтруистическая деятельность помогала гадателям преодолеть стерео­тип об их эгоизме, вводил их в основное русло жизни китайского общества.

11. Наконец, в попытке объяснить замечательную живучесть гадания в Ки­тае, мы должны иметь институциональне факторы.

Во-первых, китайские правящие религиозные круги никогда не пыта­лись подавить практику гадания по аналогии с христианской церковью на Западе. Скорее, буддийские и даосские храмы и монастыри поддерживают широкий диапазон предсказательной деятельности.

Кроме того, китайский монахи и священники не имели институциональ­ной власти, чтобы бросить вызов давним мантическим тради­циям, прочно укоренившимся в рамках имперского государства. Китай­ская империя во все времена следовала мантическим практикам на всех уровнях. Указы и другие официальные заявления постоянно ссыла­лись на благоприятные и неблагоприятные даты, времена, события и предзна­менования. Государство назначило определенные дни как «соответст­вующие» и «неуместные» для самых разных государственных дел, чиновники использовали гадания во всех видах гражданских и воен­ных ситуациях. Для императора отказаться от гадания было равносильно отказаться от своих претензий на царство, отречься от роли в качестве посред­ника между Небом и Землей.

И даже в сегодняшнем Китае, некоторые мантические тексты и прак­тики, особенно те, которые связаны с книгой «И цзин» по-прежнему ува­жаемы в определенных кругах.


Литература:
  1. Си цы, Чжоу и иньдэ. Тайбэй, 1966.

  2. Эйзенштейн С.М. Чёт-нечет. Раздвоение единого // Вос­ток-Запад. М., 1988.

  3. Ж.П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

  4. История современной буржуазной философии. Санкт-Пе­тербург. 1997.


Основные термины (генерируются автоматически): «И цзин», различные системы гадания, Похожая статья, Разнообразие мето­дик гадания, знаки гадания, Большая часть гадания, Процесс гадания, практику гадания, сохранения гадания, китайской книги «И, неотъемлемой частью, «И цзин» основные, неотъемлемой частью китайской, императорского Китая, сокровище китайской мудрости, числа «И цзин», основой китайской мысли, развитие религиозных, китайской популярной поговорке, книгой «И цзин».

Ключевые слова

культура, гадание, гексаграмма, мантические прак¬тики, универсально-резонансный символизм

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос