Библиографическое описание:

Черенкова Б. В., Шохзодамухаммадова Ф. У. Памир: древние верования, традиции, символы // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 71-72.



Сохранение национального культурного наследия в эпоху глобализации представляет собой задачу первостепенной важности. Культурное наследие образует ось развития, соединяющую прошлое, настоящее и будущее нации и определяющую ее самобытность и самостоятельность. Сам факт существования нации, ее целостность и устойчивость напрямую зависят от сохранения культурных традиций, обрядов, артефактов, символов. В данном контексте обеспечение сохранения культурного наследия нации может рассматриваться как вопрос национальной безопасности. С другой стороны, элементы национальных культур образуют систему, формирующую всемирное культурное пространство, которое служит источником создания механизмов эффективного взаимодействия и сотрудничества народов в интересах всеобщего мира и в противовес тенденциям экстремизма и национализма, активно проявляющимся на этапе современного общественного развития. Задачей укрепления мира и безопасности за счет сохранения мирового культурного наследия в настоящее время занимаются многочисленные международные общественные организации, список которых возглавляет специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО. В 2013 году Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО присудил “статус объекта всемирного наследия” национальному парку Таджикистана “Горы Памира”. “Горы Памира” – это не только природный объект, территория которого отличается разнообразием ландшафта, растительного и животного мира, это территория-хранилище культурных символов, верований и традиций многих поколений.

Памир – Крыша мира или, как по-другому его называют, Бадахшан играет важную роль в мировой культуре. В настоящее время Памир считается одним из популярнейших туристических маршрутов планеты. Это объясняется тем, что на Памире сформировалось уникальное культурное пространство, вобравшее в себя черты разных цивилизаций и эпох.

Во времена сасанидской эпохи на Памире была развита идея зорооастризма. Зороастрийцы веровали в огонь. Огонь являлся для них священным объектом, воплощением космологической идеи творца, дарующего энергию жизни и символизирующего «неугасимое пламя» бытия. До сих пор на Памире сохранились древние храмы огня, в которых совершаются религиозные обряды. Например, Храм огня в Хорогском районе, который привлекает не только последователей зороастризма, но и современных мусульман-исмаилитов. Круглая форма храма символизирует солнце – источник энергии, вечного движения и жизни, а алтарь в форме квадрата в центре храма олицетворяет земное существование, статичность и смерть.

На Памире также можно проследить незначительные влияния буддизма. Так, в долине Пянджа, по которой в древности проходил Великий шелковый путь, сохранились руины крепости Каакха, возведенной в эпоху Кушанского царства, распространявшего на Памире идеи буддизма. Крепость была названа именем легендарного богатыря, царя сиахпушей, прибывших на Памир из Индии и так же, как и зороастрийцы поклонявшихся священному огню.

В XI-XII веках на территории Памира широко распространился ислам, который вобрал в себя черты предшествующих религий и оказал значительное влияние на духовную культуру современных памирцев.

В настоящее время на Памире сохранилось много обычаев, которые неукоснительно соблюдаются местным населением. До сих пор здесь существует культ огня. Огонь воспринимается жителями Памира как священный первоэлемент, символ божества и жизни. Во время ежегодного мусульманского праздника жертвоприношения Курбан-Байрама традиционно из еловых палок делаются свечи, которые затем смазываются маслом и сжигаются. После этого свечи оставляют во всех комнатах и относят к могилам предков. Этому обряду придают культовое значение: обряд совершается в память об умерших родственниках, а свеча как источник света и огня очищает их души и могилы. Ель символизирует Древо жизни, вечность духовного бытия, мироздание, в котором земная смерть человека не означает его небесной смерти. Души покойников всегда живы в памяти потомков. Когда человек покидает мир, родственники и близкие умершего собираются и сжигают свечу. Сожжение свечи символизирует уход человека из мира живых. Свеча – это символ вечной жизни Души, древний прообраз Солнца – все очищающего Огня.

Другая немаловажная традиция, связываемая с философскими воззрениями памирцев, - после смерти и похорон умершего человека оставлять на могиле разбитую пиалу. Разбитая пиала означает, что человек попрощался с материальным миром. На Памире говорят, что человек заполнил свою пиалу, т. е. прожил свое. Разбитая пиала также свидетельствует о том, что покойник ничего не унес с собой на тот свет. Пиала – это символ бренности земного бытия, знак тленности материального мира. Свеча и пиала означают духовное и материальное начала мироздания. Пиала остается на земле, а пламя свечи поднимается к небу, символизируя воссоединение индивидуальной души с Мировым Разумом.

В культуре Памира немаловажное значение отводится цвету. Особую символику несут четыре цвета: белый, красный, зеленый и черный.

Белый цвет – символ доброты, невинности, чистоты и света. Предки современных памирцев предпочитали ходить в белой одежде. Белый цвет до сих пор используется в атрибутике памирской свадьбы. К примеру, по завершении свадьбы невесту покрывают белой тканью, что означает невинность и чистоту девушки. Во время захоронения человека также одевают во все белое, тем самым подчеркивая чистоту его помыслов и поступков в земной жизни.

Красный цвет – символ счастья, свободы и борьбы. Красный цвет на памирской свадьбе также несет в себе положительную семантику: это цвет платья невесты и головного убора жениха. В течение года молодая жена должна носить одежду красного цвета. В данном случае цвет играет роль маркера для окружающих, указывая на семейное благополучие и процветание. Одежду красного цвета носят и во время траура. Как было указано выше, умершего человека одевают в белые одежды, после чего покрывают красной тканью. Белый и красный цвета символизируют чистоту земной жизни и дают посыл мирозданию, чтобы в дом больше не приходила смерть.

Зеленый цвет – признак богатства, вечности и успеха. Как правило, во время праздника Навруза в домах присутствует зелень (семена пщеницы) – символ успеха и процветания, которые приходят в дом с наступлением нового года.

Черный цвет несет в себе отрицательную семантику. В культурном контексте Памира черный цвет – это знак смерти, злодеяния, тишины и темноты. В течение года после смерти человека его близкие и родственники должны одеваться в темные тона, подчеркивая скорбь и силу своей утраты.

Невозможно описать все традиции и обычаи Памира, так как их великое множество. Все они наполнены древним сакральным смыслом. Уроженцы Памира гордятся тем, что именно здесь сохранилось большинство артефактов и верований. В настоящее время ученые из разных стран приезжают на Памир, чтобы исследовать традиции и верования, сохранившиеся здесь с древних времен. В мире издается большое количество книг о культуре Памира, ее особенностях и истоках. В последние годы выросло целое поколение ученых – уроженцев Памира, которые представляют его уникальную культуру на международных конференциях в мире. Среди них – Умед Мамадшерзодшоев, Баходур Искандаров, Назардод Джонбобоев, Шохзодамухаммад Мамадшерзодшоев. Все они вносят большой вклад в изучение Памира и определение его места в культуре мировой цивилизации.

Основные термины (генерируются автоматически): культуре Памира, Горы Памира, культурного наследия, Памира черный цвет, культуре Памира немаловажное, жителями Памира, Уроженцы Памира, территории Памира, обычаи Памира, изучение Памира, уроженцев Памира, Памире идеи буддизма, Белый цвет, умершего человека, Красный цвет, культурное пространство, всемирного наследия, земной жизни, современных памирцев, культурного наследия нации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос