История башкирского народа в легендах и преданиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 15676 раз

Библиографическое описание:

Бикбулатов, Г. Ф. История башкирского народа в легендах и преданиях / Г. Ф. Бикбулатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 490-493. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38628/ (дата обращения: 11.10.2024).



В данной статье рассматривается история башкирского народа и теория происхождения этнонима «башкорт» в легендах и преданиях. Также на основе легенд о межплеменных отношениях того времени рассматриваются этапы формирования башкир как единого этноса.

Ключевые слова: легенда, предание, эпос, кубаир, сказание, сказитель, сэсэн, Урал батыр, Бабсак бей, Кусяк бей, Масим хан, Бурзян, Кыпчак

В истории башкирского народа предания и легенды занимают особое место, так как вся история нашего народа храниться именно в его фольклоре. Эпосы, сказания, легенды и предания довольно точно отражают историю башкирского народа.

Впервые о башкирской несказочной прозе упомянул в своих путевых записях арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, посетивший башкирские земли в 922 году (Х век), дал характеристику архаических верований башкир и изложил вариант их легенды о журавлях. Он оставил письменные сведения о башкир, рассказал про их быт, культуру и историю. Так же он писал: «Когда мы вошли в башкирские земли, мы очень их боялись, так как они были самыми страшными из тюрков, но когда к ним приходишь с миром они очень гостеприимные. Среди тюркских народов башкиры один из многочисленных. Их земли от Волги до Тобола. Башкиры противостояли татаро-монголам четырнадцать лет».

Народные песни, легенды, сказания, баиты, кубаиры, эпосы и другие устные повествования — неотьемлемая часть истории башкир. Эти произведения разных жанров устного творчества, своими корнями, уходят в далекое прошлое. На протяжении веков они передавались из уст в уста от старого сказителя (сәсән) к молодому и вплодь до ХVIII века не были записаны. В основном, эта гипотеза обьясняется тем, что у многих тюркских народов, в том числе у башкир, не было свеой письменности. Даже эпос «Урал батыр» — памятник башкирской словесности занимающий больше 90 % от всего башкирского фольклора передавался из поколения в поколение устно. Только в начале ХХ века, в 1910 году, Мухаметша Бурангулов записал эпос от двух сказителей-кураистов (сэсэн): Габита Аргынбаева (1850—1921) из деревни Идрис(Иҙрис) и Хамита Альмухаметова (1861—1923) из Малый Иткул (Этҡол) Иткульской волости Оренбургской губернии, ныне Баймакский район Республики Башкортостан. Мухаметше Бурангулово пришлось несколько раз приезжать на родину сэсэнов. В народе говорят, что после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.

В устно-поэтическом творчестве башкирского народа значительное место занимают героические сказания, в которых получили яркое воплощение важнейшие этапы жизни и развития общественного сознания башкир. Одни сказания («Урал батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу») донесли до нас мироощущения древних предков башкирского народа, их представления о мироздании, о жизни и смерти, добре и зле; другие («Ак Мергэн», «Карас и Акша», «Мерген и Маянхылу», «Таргын и Кужак» и др.) – события борьбы против чужеземных захватчиков. Есть и сказания, запечатлевшие межплеменные распри и столкновения («Бабсак и Кусяк»).

В сказании «Бабсак и Кусяк» отражается межплеменные войны башкир, двух главных башкирообразующих племен — бурзян и кыпчак. По некоторым данным борьба шла несколько веков от VII до XIII, когда кыпчаке переселились на Южный Урал с Алтая.

По мотиву легенды, среди Уральских гор жил хан Масим, который правил союзом башкирских племен из 12 родов. Однажды, когда его сыновья отправились в дальний путь с караваном, на них напал некий зверь, и разорвал скот и убил сыновей хана, из сорока только пятеро сыновей сумели спастись. После случившегося несчастья хан объявил о том, что кто найдет и убьет того зверя, тому отдаст пол богатства и выдаст дочь замуж. Узнав об этом, прибыли батыры разных племен, чтобы найти и убить зверя, в том числе и главные герои сказания батыры племени бурзян-Каракулумбет и из кыпчакского рода Бабсак бей. Молодая Жена Бабсака, Ямиля, долго уговаривала мужа не идти к Масим хану. Ямилю Бабсак привез из Киргизского края, она была настоящей красавицей. Бабсак все же отправился в путь.

По кыпчакской версии, Бабсак первым находит хищника и убивает его, узнав об этом, Каракулумбет спешил обрадовать Масим хана, мол это он убил хищника. Вторым заявляется Бабсак бей, он подтверждает, что ни Каракулумбет убил зверя, а он. Между батырами возникает спор и во время схватки Каракулумбет убил Бабсака (могила Бабсак бея находиться в 10 км от Капово-пещеры «Шульганташ» в Бурзянском районе РБ).

Караклумбет в ярости собрал войско и направился на землю кыпчаков. Подчинив весь кыпчакский род Каракулумбет взял Ямилю младшей женой и начал жить с ней вместе. Ямиля ждала ребенка от Бабсака. Через некоторое время она объявила, что забеременела от него. И родился у них сын, в память о погубленном муже Ямиля назвала сына Кусяк бей. Кусяк бей вырос сильным и подвижным, в играх он часто нечаянно калечил своих ровесников и даже тех кто был намного старше его. Однажды, пожилая старуха увидев это сказала: «Сынок, если ты такой сильный, не калечь других детей, ты лучше отомстил бы за отца, твой отец не Каракулумбет, а Бабсак, он был настоящим батыром, погубил же его Каракулумбет…».

Вернувшись домой Кусяк бей добился у мамы правду, узнав, что его отец действительно Бабсак бей, он ушел из дома. Собрав войско, Кусяк бей освободил Кыпчакскую землю, и разгромил род Каракулумбета. И на вершине горы вблизи с деревней Байназарово, посадил его в огромный сухой котел и стал жарить. Таким образом отомстил за отца. Гору, где Кусяк бей жарил Каракулумбета и сегодня называют «Курыузы тауы» — «Жарево гора». А самую высокую точку Бурзянского района (район назван в честь племени бурзян) гора Масим, а честь Масим хана.

В башкирской устной поэзии существует также небольшие сказания о животных («Кара юрга», «Куныр буга», «Акхак кола»), весьма своеобразно отражающие психологию народа, основным занятием которого веками было коневодство, скотоводство и охота.

Среди башкир получили распространение сказания, относящиеся к общему эпическому наследию многих тюркоязычных народов, в частности среднеазиатских. Таковы, например, башкирские варианты сказаний «Алпамыш и Барсынхылу», «Кузыкурпес и Маянхылу», «Тахир Зухра», «Бузьегет», и др.

Первыми собирателями и исследователями башкирского фольклора были русские ученые и краеведы — М. В. Лоссиевский, И. Н. Березин, Н. Ф. Катанов, Г. Н. Потанин, В. И. Даль, Р. Т. Игнатьев, А. Г. Бессонов и др. Вышедший в 1812 году на русском языке перевод башкирской версии «Кузыкурпес и Маянхылу», осуществленный Т. Беляевым, положил начало знакомству русского читателя с эпическими памятниками тюркоязычных народов.

В собирании башкирского фольклора в ХIХ веке немало сделали также башкирские краеведы, писатели и просветители М. Бикчурин, М. Уметбаев, З. Уммати, М. Гафури и др.

Однако в дореволюционное время запись и изучение устно-поэтического творчества башкир осуществлялись по инициативе энтузиастов и, как правило, носили прикладной и фрагментальный характер. Из произведений, вошедших в настоящее издание, только о двух сказаниях — «Кара юрга» и «Заятуляк и Хыухылу» — можно найти лишь отдельные замечания и высказывания в работах русских путешественников и ученых.

Впервые о «Кара юрге» сообщает академик И. И. Лепехин, предпринявший в конце ХVIII в. Путешествие по Южному Уралу. Ученый называет «Кара юргу» песней и вспоминает необычность ее исполнения во время туя (пира): песня сопровождалась плясками, танцующие старались «телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся».

В конце ХIХ в. фольклорист-музыковед С. Г. Рыбаков опубликовал краткое содержание сказания и запись мелодии, под которую оно обычно исполнялось.

Происхождение этнонима «башкорт».

Башкирский народ сформировался более тысячи лет тому назад в регионе, охватывающем огромные территории от Волги на западе до Тобола на востоке, от Среднего Урала на севере до отрогов Памира на юге. Из дошедших до наших дней источников известно, что во второй половине первого тысячелетия нашей эры ряд родоплеменных организаций и народов указанного региона принял общее наименование «Башкорт» («баскард», «басгирд», «басджирт» по разным источникам). Что заставило многочисленные народы объединиться под общим политнонимом исследователям неизвестно, хотя существует много различных теорий. Известно лишь то, что какой-либо одной доминирующей родоплеменной организации, способной под своим названием сплотить другие народы, не существовало.

До наших дней сохранилось очень много легенд и преданий про этногенез — теорию происхождения, о формирование башкир как единого этноса. Значение этнонима «башкорт» во многих источниках объясняется таким образом: «баш» значит главный, «корт» – волк.

Например, одна из легенд гласит, что в давние времена предки башкир вели кочевой образ жизни. Они держали табуны лошадей, занимались охотой и рыболовством и т. д., и кочевали они из одной местности в другую в поисках лучших пастбищ. Однажды откочевали они очень далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорт», то есть людьми, пришедшими за главным волком.

Корт (хорт, ғурд, гурд) — в значении буре-волк встречается и в фольклоре других народов. Например, в карачаевском и балкарском эпосе происхождение одного рода Нартов объясняется в связи с тотемическим именем.

В одном варианте легенды говориться что одна башкирская племя пришла с Причерноморья. Там в селении Гарбалэ обитали четыре брата. Жили они дружно и были ясновидцами. Однажды к старшему из братьев явился во сне некий человек и сказал: «Уходите отсюда. Отправляйтесь на северо-восток. Там найдете лучшую долю». Утром старший брат рассказал сон младшим. «Где эта лучшая доля, куда идти?» – спросили те с недоумением. Никто не знал. Ночью старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять ему говорит: «Покиньте эти места, угоните отсюда свой скот. Как только вы тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш, пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановиться, остановитесь и вы». На следующий день братья со своими семьями отправились в путь. Не успели оглянуться, навстречу бежит волк. Они пошли за ним. Долго шли на северо-восток, и, когда добрались до Уральских гор, волк остановился. Остановились и четыре брата, следовавшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли — семиродцами. Семиродцев прозвали башкирами, так как их предводителем был вожак-волк — баш корт.

Можно предположить, что в легендах в своеобразной форме отражена историческая реальность. Для истории башкир эта гипотеза особенно характерна. Хотя в некоторых много придуманного, но рассказывается о событиях когда то происходивших отдельными героями, племенами и об этногенезе башкир т. д. Правда, во многих легендах и преданиях вопрос возникает о точной датировке событий указываемых в них, поэтому необходимо уточнять, узнавать время происходивших событий. Эти легенды, предания, эпосы всегда актуальны, так как именно они носители нашей истории.

Литература:

  1. Ковалевский А. П. Книга Ахмед-Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956.
  2. Башкирские народные предания и легенды. Bashkort folk legends / Фануза Надршина (на баш., рус. и англ. яз.) — Уфа: Китап, 2001.
  3. Память народная (исторические корни и жанровые особенности башкирских народных преданий и легенд). (монография) — Уфа: Гилем 2006.
  4. Башкирские народные эпические сказания. Bashkir folk epic stoties / (на башк., русск. и англ. яз.) — Уфа: «Китап», 2010. 280 с.
Основные термины (генерируются автоматически): башкирский народ, бей, легенда, Урал, земля, народ, сказание, башкирский фольклор, Бурзянский район, Южный Урал.


Ключевые слова

предание, легенда, эпос, кубаир, сказание, сказитель, сэсэн, Урал батыр, Бабсак бей, Кусяк бей, Масим хан, Бурзян, Кыпчак

Похожие статьи

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верова...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

«Жеті Жарғы» Тауке хана как памятник права Казахстана: его сущность и значение

В представленной статье прослежено становление и развитие обычного права Казахского ханства в XVIII веке. Особое внимание уделено своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана. Данный памятник обычного права казахов состоит из семи уложений, в которых рассмо...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Этническая идентификация в якутском олонхо и киргизском эпосе «Манас»

В статье в сравнительном плане рассмотрели особенности этнической идентификации в якутском и киргизском героических эпосах. Историзм киргизского эпоса «Манас» обусловил сильную этническую идентификацию героев произведения, а в якутском олонхо, наобор...

Формирование имен и фамилий у различных народов, проживающих на территории Крыма

В статье раскрывается особенности возникновения имен и фамилий, словообразование имён у тюркоязычных и славянских этносов, проживающих на территории Республики Крым.

Мифотворчество в современной культуре

В статье рассматривается понятие мифа и осмысляется функция мифа в современной культуре. Миф – это, прежде всего, первобытное представление о происхождении всего сущего, о месте человека в мире, о деяниях древних богов и героев. Но, несмотря на это, ...

Похожие статьи

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Религиозные верования и обряды коренных народов Ямала

В данной статье рассмотрены религиозные представления малочисленных коренных народов Севера. Определены специфические черты мировоззрения, свойственные данным народам. Приведены примеры обрядов и жертвоприношений, существующие в каждой системе верова...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

«Жеті Жарғы» Тауке хана как памятник права Казахстана: его сущность и значение

В представленной статье прослежено становление и развитие обычного права Казахского ханства в XVIII веке. Особое внимание уделено своду законов «Жеті Жарғы» Тауке хана. Данный памятник обычного права казахов состоит из семи уложений, в которых рассмо...

Маркеры культуры в именованиях героев русской народной сказки «Звериное молоко»

В статье исследуются особенности именований героев русской народной сказки, которые, являясь маркерами культуры, дают представления о традиции называния героев, о народных, мифологических представлениях о мире, о природе, о нравственных, духовных осн...

Ономастическое пространство селькупского прозаического фольклора

В статье рассматривается ономастическое пространство селькупских сказок. Исследуются различные типы фольклорных текстов (рассказы о священных местах, богатырские сказания, сказки); проводится анализ топонимов и их разновидностей (гидронимов, ойконимо...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Этническая идентификация в якутском олонхо и киргизском эпосе «Манас»

В статье в сравнительном плане рассмотрели особенности этнической идентификации в якутском и киргизском героических эпосах. Историзм киргизского эпоса «Манас» обусловил сильную этническую идентификацию героев произведения, а в якутском олонхо, наобор...

Формирование имен и фамилий у различных народов, проживающих на территории Крыма

В статье раскрывается особенности возникновения имен и фамилий, словообразование имён у тюркоязычных и славянских этносов, проживающих на территории Республики Крым.

Мифотворчество в современной культуре

В статье рассматривается понятие мифа и осмысляется функция мифа в современной культуре. Миф – это, прежде всего, первобытное представление о происхождении всего сущего, о месте человека в мире, о деяниях древних богов и героев. Но, несмотря на это, ...

Задать вопрос