В статье авторы пытаются определить необходимость и важность осмотра места происшествия.
Ключевые слова: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, расследование, место происшествия.
Необходимо отметить, что основные проблемы при осмотре места происшествия сопряжены с тем, что осмотр места происшествия проводится не всегда вовремя, а протоколы осмотра зачастую оформляются без тщательного соблюдения рекомендаций криминалистической теории о важности пунктуальной и объективной фиксации хода и результатов всех проводимых следственных действий.
А. Н. Васильев считает, что это связано с недостатком профессионализма и практического опыта у следователей. Например, по результатам проведенного А. Н. Васильевым анкетирования было установлено, что более 45 % опрошенных следователей имеют стаж работы менее трех лет и придерживаются мнения, что в процессе обучения в вузе получили недостаточную подготовку по вопросу осмотра места происшествия, а также указывают на то, что на законодательном уровне процесс осмотра места происшествия регламентирован не в полной степени [2].
Это наглядно свидетельствует о том, какое важное значение для долженствующей реализации обязанностей следователя играет процесс пунктуальной и объективной фиксации хода и результатов осмотра места происшествия, который представляет собой совокупность процессуальных и криминалистических правил.
В статьях 166, 167 и 180 УПК РФ перечисляются требования, сообразуясь с которыми должен составляться протокол осмотра места происшествия. При этом надобно иметь в виду, что в качестве доказательства протокол осмотра места происшествия выступает только в том случае, если он соответствует требованиям, которые установлены в п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, ст. 83 УПК РФ, а нарушение процессуальных правил составления протокола влечет признание его недопустимым доказательством (п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ) [6].
Протокол осмотра места происшествия является основным процессуальным документом, в котором зафиксированы ход и результаты осмотра места происшествия. При этом надобно иметь в виду, что технические средства фиксации объектов на месте происшествия, хода и результатов осмотра места происшествия, выступают в качестве вспомогательных по отношению к протоколу и не могут его заменить. Поэтому протокол осмотра места происшествия должен быть:
— ясным и точным описанием расположения и состояния всех объектов и следов преступления, которые были обнаружены следователем и другими участниками данного процессуального действия;
— объективным описанием всего обнаруженного на месте происшествия, не выдвигая каких-либо предположений или толкований;
— составлен в полном соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Уголовно-процессуальный закон устанавливает следующие обязательные требования к содержанию протокола:
— место и дата производства осмотра, время его начала и окончания с точностью до минуты (ч. 3 ст. 166 УПК РФ), погодные условия, вид освещения, примененные технические средства (ч. 3 ст. 180 УПК РФ);
— должность, фамилия и инициалы лица, которое составило протокол;
— фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в осмотре, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности (ч. 3 ст. 166 УПК РФ);
— результаты осмотра, в т. ч. документы и предметы, обнаруженные и изъятые в ходе осмотра с указанием их индивидуальных признаков;
— приложения к протоколу осмотра места происшествия (схемы, фототаблицы, чертежи).
Исходя из предписаний ч. 4 ст. 166 УПК РФ в протоколе описываются все действия на месте происшествия в том порядке, в каком они производились, установленные при их производстве обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в осмотре.
Протокол осмотра составляется в ходе следственного действия либо непосредственно после его окончания (ч. 1 ст. 166 УПК РФ).
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
При производстве осмотра допустимо применение фотографирования, стенографирования, аудио- и видеозаписи, киносъемки. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле (ч. 2 ст. 166 УПК РФ).
В протоколе должны быть указаны технические средства, примененные при производстве осмотра, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве осмотра технических средств (ч. 5 ст. 166 УПК РФ).
Протокол подписывается следователем и лицами, которые участвовали в осмотре места происшествия. В том случае если подозреваемый, обвиняемый, свидетель либо потерпевший в силу физических недостатков либо состояния здоровья не имеет возможность подписать протокол осмотра места происшествия, то ознакомление такого лица с текстом протокола осуществляется в присутствии законного представителя, защитника либо понятых, которые могли бы подтвердить своими подписями содержание протокола, а также сам факт невозможности его подписания (ч. 3 ст. 167 УПК РФ).
Необходимо указать, что в качестве понятых не могут выступать несовершеннолетние лица, участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники, работники органов исполнительной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования. Привлечение понятых из данной группы приведет к тому, что протокол осмотр места происшествия будет признан недействительным.
Исходя из установлений ч. 8 ст. 166 УПК РФ к протоколу осмотра места происшествия могут прилагаться фото- и видеоматериалы, носители компьютерной информации, схемы и планы места происшествия с указанием взаиморасположения объектов на нем, оттиски и слепки следов и иные материалы, которые были созданы в ходе проведения данного процессуального действия.
В целях придания изложению стройности и логичности, в протоколе осмотра рациональным является введение подразделов, в частности таких как: «осмотр спальни», «осмотр кухни» и т. п.
Во избежание путаницы, в случае осмотра большого домовладения, предприятия и т. п., со значительным количеством помещений, целесообразно составить схему здания, пронумеровать каждое помещение, а в протоколе указывать, помещение под каким номером было обследовано и результаты его осмотра. Соответственно следует нумеровать и каждый обнаруженный объект с указанием его идентифицирующих характеристик. [1]
Поскольку протокол осмотра является процессуальным документом, в нем должна использоваться общепринятая в юридической практике терминология. Не допускается употребление субъективных понятий, к примеру: около, неподалеку, приблизительно, большой, красивый и т. п.
При описании обнаруженных объектов и предметов тоже должна использоваться общепринятая в специальной литературе терминология. Не лишним было бы при выезде на место происшествия иметь при себе справочник следователя, где схематично изображаются различные предметы, механизмы и т. д., с указанием наименования их элементов, что позволит в протоколе безошибочно описать обнаруженные в ходе осмотра предметы.
В качестве примера можно привести случай из следственной практики, когда следователь в ходе осмотра места происшествия изъял плоскогубцы, которыми, предположительно, подозреваемый перерезал и похитил провод из цветного металла. Указанные плоскогубцы были направлены для проведения трасологической экспертизы. В заключении эксперта при описании поступивших объектов было указано, что в исследование к нему поступили пассатижи. Как следствие возник вопрос о подмене объектов исследования, причина оказалась в том, что следователь не смог правильно идентифицировать обнаруженный объект и неправильно отразил его название в протоколе осмотра места происшествия [5].
Важно топографически правильно отобразить на плане или схеме взаиморасположение обнаруженных объектов. Обычно берется единая недвижимая точка отсчета, от которой измеряется расстояние в метрах до описываемых объектов.
В настоящее время распространение получает способ фиксации местоположения объектов по оси координат. Так, к примеру, в помещении обнаружено орудие преступления, которое находится в 3-х метрах от одной стены и в 5-ти метрах от другой. Расстояние по одной стене отмечается как ось X, а по другой стене как ось У. Соответственно расположение объекта в протоколе будет отмечено как ХЗ-У5.
Если предмет расположен на определенной высоте от пола, например, на столе, высотой 0,6 метра, то вводится 3-я ось Z. Соответственно расположение объекта в этом случае будет отмечено как ХЗ-У5- Z0,6.
В местах, где отсутствуют стационарные точки для привязки объектов, например в степи, возможно применение приборов GPS.
Так, выбирается центральная точка, расположенная в центре местонахождения подлежащих изъятию объектов. Месторасположение этой точки фиксируется при помощи прибора GPS. В этой точке располагается угломерный круг, 0-й градус которого направлен на север. Далее следователь фиксирует угол и расстояние до изымаемого объекта. Данные заносятся в протокол, и в последующем не составляет труда восстановить картину преступления и расположение изъятых с места происшествия предметов [4].
Г. В. Жиделев отмечает, что преимущество этого способа состоит в том, что фиксация местоположения объектов не привязана к окружающей обстановке, которая весьма изменчива. Восстановление картины преступления и точного расположение обнаруженных и изъятых предметов возможно в любое время с максимальной точностью [3].
Важнейшим средством фиксации результатов осмотра является фото- и видеофиксация, дающая возможность всем причастным к расследованию лицам визуально представить себе объективную картину обстановки места происшествия.
Надобно подчеркнуть, что фото- и видефиксация не заменяет описания обнаруженных объектов в протоколе осмотра, эти способы фиксации дополняют друг друга.
Использование технических средств во время осмотра места происшествия необходимо в силу возможной человеческой невнимательности, а так же в силу того, что они помогают использовать в процессе доказывания все собранные доказательства, даже те, которые не нашли свое отражение в протоколе осмотра места происшествия.
Одной из проблем фиксации хода и результатов осмотра места происшествия выступает оформление самого протокола осмотра места происшествия. Данная проблема обусловлена тем, что сообразно ч. 1 ст. 166 УПК РФ протокол осмотра места происшествия должен быть составлен либо в ходе его проведения или непосредственно после того, как данное следственное действие будет окончено. Таким образом, закон не предусматривает длительного разрыва между проведением осмотра места происшествия и составлением протокола.
Однако в практической деятельности следователи несколько расширенно толкуют понятие «непосредственно после окончания следственного действия», расценивая его как возможность окончательно составить протокол в течение нескольких суток. В основном это происходит из-за необходимости оформления материалов, прилагаемых к протоколу.
В то же время, если исходить из буквального прочтения установлений ч. 8 ст. 166 УПК РФ, прилагаемые материалы являются неотъемлемой частью протокола, а поэтому они также должны быть оформлены непосредственно после осмотра места происшествия.
В научно-правовой литературе нет единого взгляда на целесообразность установления в УПК РФ фиксированных сроков для составления протокола следственного действия. Поскольку объем фиксируемой в ходе следственного действия информации может быть различен. Вместе с тем, по его мнению, данный срок должен определяться руководителем должностного лица, которое составляет протокол того или иного следственного действия.
По нашему мнению, срок составления протокола следственного действия не должен превышать трое суток, а в случае необходимости должен быть продлен по согласованию с руководителем следственного органа или органа дознания.
Другой из проблем фиксации хода и результатов осмотра места происшествия выступает вопрос доказательственного значения приложений к протоколу. Технический прогресс в виде современной аппаратуры позволяет следователю более объективно и полно фиксировать ход и результаты следственных действий, соответствующую обстановку либо сведения.
Однако необходимо учитывать, что приложения к протоколу хоть и являются его составной частью, не имеют самостоятельного доказательственного значения. В данном случае возникает проблема, когда технические средства зафиксировали какие-либо детали обстановки на месте расследуемого происшествия, однако, в виду того, что в протоколе они не были отражены, они для суда могут не иметь доказательственного значения. Такой подход мешает принять по делу обоснованное решение.
Считаем, в ст. 166 УПК РФ необходимо внести поправки, что данные, полученные при фиксации хода и результатов осмотра места происшествия с применением технических средств, имеют самостоятельное доказательственное значение.
Литература:
- Бульбачева А. А. Актуальные проблемы осмотра места происшествия // Труды Академии управления МВД России. — 2015. — № 2 (34). — С. 98–99.
- Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М. — 2011. — С. 82.
- Жиделев Г. В. Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения. — Саратов: Вузовское образование. — 2018. — С. 26.
- Лушин Е. А. Оптимизация описания объектов в протоколе осмотра места происшествия // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2016. — № 2 (8). — С. 128–129.
- Материалы уголовного дела № 4–23/2016 // [Электронный ресурс] https://rospravosudie.com/ (Дата обращения: 15.07.2019).
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. 1). — Ст. 4921.