В статье авторы рассматривают особенности фиксации хода и результатов обыска.
Ключевые слова: обыск, следственные действия, жилище, права граждан, фиксация, технические средства.
Фиксация результатов воспринятого и изъятого является важной задачей поискового следственного действия. Фиксации результатов обыска подлежат не только следы преступления и иные объекты, но и действия следователя и участников следственно-оперативной группы.
Полная, всесторонняя и объективная фиксация хода и результатов обыска придает проведенному следственному действию доказательственный характер.
Выделяются основные и дополнительные средства фиксации.
Основным средством фиксации при проведении обыска является протокол обыска. Информация, зафиксированная в протоколе, должна соответствовать требованиям полноты фиксации (объем информации должен быть достаточен), объективности фиксации (информация должна относиться только к установленным, а не предполагаемым фактам, свойствам материальных объектов и признаков явлений), относимости фиксируемой информации (отражаемая в протоколе информация должна относиться к событию преступления), а также требованиям процессуальной формы [1].
Положения УПК РФ позволяют выделить в структуре протокола обыска три части: вводную, описательную и заключительную.
Вводная часть включает указание на круг участников обыска. Данные о должностном лице, производящим обыск, необходимо указывать для последующей проверки наличия у него полномочий, а также установки оснований для отвода.
Сведения о других участниках обыска дают возможность проверить их квалификацию, объективность, а также другую существенную информацию. При необходимости эти лица могут быть вызваны в суд и допрошены об обстоятельствах производства обыска.
В описательной части, применительно к обыску предъявляются требования указывать — при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы добровольно или изъяты принудительно.
Также в протоколе целесообразно проводить хотя бы общие сведения об обыскиваемом объекте и его обстановке (например, количество комнат в квартире, краткое описание находящихся в комнате предметов мебели, интерьера и др.).
Выполняя требование закона, следователь должен указать «в каком месте» были обнаружены изъятые предметы. В случае обнаружения интересующих его предметов, он должен детально описать место их нахождения.
Существенным правилом изложения описательной части является требование, чтобы все изымаемые предметы, документы, ценности были перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости (ч. 13 ст. 182 УПК РФ) [2].
Несоблюдение указанных требований ведет к тому, что доказательства могут быть признаны недопустимыми.
Ч. 10 ст. 182 УПК РФ говорит о необходимости упаковки и опечатывания предметов (документов), изъятых в ходе обыска, на усмотрение следователя. Следует отметить, что это не техническое, а важное нормативное предписание.
Усмотрение следователя в этом случае оправдано, поскольку в результате обыска могут быть изъяты предметы, упаковка и (или) опечатывание, которых невозможно в силу объективных причин (например, громоздкости). Однако, нам все же более правильным представляется использования понятия «в случае возможности», поскольку критерий «необходимости» слишком субъективен.
В протоколе обыска могут быть отражены заявления участников этого следственного действия (в том числе и лица, у которого он проводится) о назначении или происхождении изымаемых предметов. Однако доказательственного значения они не имеют.
Факультативными способами фиксации обыска являются фотосъемка, видеосъемка, а также графические способы фиксации результатов поисковых следственных действий посредством изготовления рисунков, планов и схем.
В настоящее время фотографирование является наиболее распространенным факультативным способом фиксации следственных действий.
К этому способу фиксации целесообразно прибегать в случаях: обнаружения объектов, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле (п.1 ч. 2 ст. 82 УПК РФ); при описании свойств и признаков изымаемых предметов, которые затруднительно обозначить в протоколе обыска, а также для предотвращения возможных заявлений в подмене изъятых объектов.
Фиксация результатов поисковых следственных действий посредством видеосъемки также имеет ряд особенностей.
Применение видеозаписи позволяет запечатлеть обстановку обыскиваемого объекта, поисковые действия в динамике, поведение участников обыска, их реакцию на происходящее (мимику, жесты, фразы). Сам факт видеозаписи требует от участников обыска особой концентрации внимания и самоконтроля, внутренне дисциплинирует их и способствует неукоснительному соблюдению всех требований закона.
Стоит отметить, что в случае производства обыска без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов если это представляется возможным (ч. 1.1 и ч. 3 ст. 170 УПК). Таким образом, в данном случае эти виды фиксации становятся обязательными.
При использовании фото и видео фиксации стоит также помнить о том, что последующее их обращение должно быть строго ограничено.
Противоположное означало бы нарушение конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также права на неприкосновенность жилища (ст. 23 и 25 Конституции РФ). Кроме того, разглашение данных предварительного расследования является недопустимым согласно положениям УПК (ст. 161 УПК) и уголовно наказуемым деянием (ст. 313 УК РФ).
К сожалению, в настоящее время в сети «Интернет» можно найти множество видеороликов и фотографий производства обыска у граждан. Так, например, 8 июня 2021 года был произведен обыск в квартире видеоблогера Юрия Хованского. Сразу как стало об этом известно в СМИ и на каналах интернет-платформы «Telegram» стали появляться фотографии и видеозаписи из его квартиры, дискредитирующие его образ жизни [3].
Данный случай поднял общественный резонанс и поставил вопрос о допустимости указанных действий. Однако, к большому сожалению, правоохранительные органы на указанные действия никак не отреагировали и не стали искать виновников этой информации.
Выделяют также графические способы фиксации.
В ч. 8 ст. 166 УПК РФ упоминаются такие графические формы фиксации результатов поисковых следственных действий как чертежи, планы и схемы.
Чертеж — графическое изображение материального объекта. По сравнению с планом и схемой рисунок (чертеж) может значительно отличаться от оригинала [4].
План местности — это разновидность географической карты универсального назначения, на которой подробно изображена местность в масштабе до 1:5000 включительно.
Схема местности — это изображение местности, при котором отображаются наиболее значимые для составителя объекты. Схема отражает характер соотношения отдельных ее элементов, она приблизительна и содержит значительный элемент погрешности.
Графический способ при производстве обыска целесообразно составлять в следующих случаях: при производстве обыска на объекте, занимающем большую территорию и состоящем из множества отдельных помещений; обыск проводился на объекте, не имеющем четко обозначенных координат на местности (например, жилой дом без адреса, находящийся на удалении от других строений); место нахождения обнаруженных предметов имеет доказательственное значение для уголовного дела.
Литература:
- Ахмедшин Р. Л. Тактика поисковых следственных действий. — М.: Юрлитинформ, 2016. 340 с.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174 — ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2022.
- Опубликованы фото из квартиры задержанного за призывы к терроризму Хованского [Электронный ресурс] // URL: https://lenta.ru/news/2021/06/09/hata/
- Шинкевич Елена Александровна «Тактика проведения обыска». Выпускная квалифицированная работа [Электронный ресурс] // URL: http://ui.tsu.ru/wp-content/uploads/2017/07/Шинкевич-Е.А.-Тактика-проведения-обыска.pdf