Детская агрессия. Спектр причин. Формы коррекции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 19.06.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Амирханова, Р. Б. Детская агрессия. Спектр причин. Формы коррекции / Р. Б. Амирханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 191-192. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104198/ (дата обращения: 01.05.2024).



В этой статье раскрываются основные аспекты проблемы детской агрессии.

Ключевые слова: детская агрессия, эмоции, коррекция.

Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Ю. Б. Гиппенрейтер).

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Большое количество фундаментальных исследований, проведенных по этой теме позволяют систематизировать знания о причинах возникновения агрессивного поведения.

Актуальность проблемы агрессивного поведения у детей подтверждается возрастающим числом детей с такими проявлениями в школе, отмечаемые учителями. Используемые ими педагогические воздействия в форме наказания или выговора не способствуют снижению уровня агрессивности, а скорее усиливают проявления ее особенностей у детей. Взрослым сложно находить пути решения проблем и часто можно услышать навешивание ярлыков в адрес таких детей, что способствует закреплению негативного самовосприятия, снижению самооценки. В то время как «Гнев — это выражение собственной значимости, которая снижается при попытке сдержать свои чувства. Гнев и ощущение своего «Я» шагают рука об руку… Агрессивным ребенком движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды… У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию». — пишет известный австралийский психотерапевт В. Оклендер.

В выявлении возможных причин агрессивного поведения детей можно выделить основные аспекты.

—Социально-культурный аспект.

Дети могут учиться агрессивным реакциям из демонстрирующих сцены насилия и жестокости экранов гаджетов и телевизора. Дж. А. Виклинз в своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору» пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. Эксперимент «Выключите телевизор», проведенный в штате Коннектикут показал снижение общего уровня агрессивных проявлений у детей в школе. По словам учителей- они стали меньше толкаться и пинаться, чаще искать альтернативы дракам.

—Аспект семейного воспитания.

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию и здесь важны следующие факторы.

  • Реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка. «Огромное влияние на самомнение ребенка оказывают реакции родителей на его потребности и желания. Когда родитель отвечает неодобрением и гневом ребенок начинает чувствовать себя «плохим»» (В. Оклендер).
  • Характер отношений между родителями и детьми (плохие отношения с одним или обоими родителями, чувство негодности в семье, ощущение безразличия к собственным чувствам).

Здесь можно указать некоторые особенности семей агрессивных детей, выделенных А. Бандурой. В этих семьях наблюдается:

— разрушение эмоциональной привязанности между родителями и детьми особенно между отцами и сыновьями, родители скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга;

— отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции;

— матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, могут быть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому;

— у родителей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляют взаимоисключающие требования (очень жесткий отец и попустительская мать);

— основные воспитательные средства у родителей –физическое наказание, угрозы, лишение привилегий, частые изоляции, сознательное лишение любви и заботы.

Коррекционное воздействие ведется по 6 направлениям.

  1. Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
  2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии.
  3. Развитие позитивной самооценки.
  4. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
  5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  6. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

Останавливаясь на ключевых направлениях коррекционной работы- обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагировании негативной ситуации в целом, можно выделить 4 последовательные стадии по В. Оклендер:

— предоставить детям практически приемлемые мет оды для выражения подавленного гнева;

— помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева (которое они могут сдерживать), побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо «здесь и сейчас»

— дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать тому, кому следует;

— обсудить с ними проблему гнева: что заставляет их гневаться, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть важность широкого освещения вопросов детской агрессивности, включающих формы взаимодействия с детьми, имеющими такие особенности не только в кругу специалистов, но и всех взрослых, находящихся в контакте с ребенком. Психическое здоровье наших детей сегодня — залог здоровой нации завтра.

Литература:

  1. Бандура А., Уолтс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, 1999.
  2. Гиппенрейтор Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2016.
  3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. /Перевод с англ. — М.: Класс, 2015.
  4. Сокрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка. / Перевод с англ. — М.: Когито-центр, 2016.
  5. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, агрессивное поведение, обучение ребенка, гнев, детская агрессия, негативная ситуация, реакция родителей, родитель, чувство гнева.


Похожие статьи

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства.

Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей.

С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой – слабая саморегуляция.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Присоединиться к чувствам ребенка, это поможет малышу освободиться от агрессии.

ребенок, агрессивное поведение, малыш, родитель, детский сад, инструментальная

ребенок, агрессивное поведение, вербальная агрессия, дошкольный возраст, агрессия...

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников.

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам контроля, умению владеть собой в конфликтных ситуациях.

И от гнева необходимо освобождаться. Для этого необходимо научить детей выражать гнев...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

− остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка; − установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем

Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику

Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного...

Отверженность от агрессивных подростков со стороны родителей и взрослых заключается в

детско-родительские отношения; – поведенческая реакция родителей на агрессивного

Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Платонова Н.М:/ Учебное пособие.–

— С.55. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

Проблемы появления детской агрессии | Статья в журнале...

Мы провели наблюдение по уровню агрессивности у детей 5–7 лет.

Рис.1. Уровень агрессивности у детей. Когда детская агрессия становится проблемой?

Подумайте, что может провоцировать агрессивное поведение ребенка. Это может быть

Агрессивный гнев — это категория вербальной агрессии. Для жертвы необходимо понять...

Преодоление агрессивности старших дошкольников с помощью игр

Наблюдая за детьми в группе, мы увидели, что некоторые дети ведут себя агрессивно.

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано различными причинами. Но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта.

Детская и подростковая агрессия и методы борьбы с ней

Агрессия бывает разной: вербальной (когда ребёнок оскорбляет, обзывает других детей или взрослых, кричит на

1) Ребёнок должен видеть, чувствовать, осознавать любовь со стороны обоих родителей

Библиографическое описание: Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного.

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как...

 В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, отношение, дети

Вербальная агрессия — это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в

43,1 % девушек и 21,6 % юношей не хотят, чтобы в будущем их дети использовали в своей...

Похожие статьи

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства.

Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей.

С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой – слабая саморегуляция.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Присоединиться к чувствам ребенка, это поможет малышу освободиться от агрессии.

ребенок, агрессивное поведение, малыш, родитель, детский сад, инструментальная

ребенок, агрессивное поведение, вербальная агрессия, дошкольный возраст, агрессия...

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников.

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам контроля, умению владеть собой в конфликтных ситуациях.

И от гнева необходимо освобождаться. Для этого необходимо научить детей выражать гнев...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины...»

− остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка; − установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем

Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику

Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного...

Отверженность от агрессивных подростков со стороны родителей и взрослых заключается в

детско-родительские отношения; – поведенческая реакция родителей на агрессивного

Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Платонова Н.М:/ Учебное пособие.–

— С.55. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

Проблемы появления детской агрессии | Статья в журнале...

Мы провели наблюдение по уровню агрессивности у детей 5–7 лет.

Рис.1. Уровень агрессивности у детей. Когда детская агрессия становится проблемой?

Подумайте, что может провоцировать агрессивное поведение ребенка. Это может быть

Агрессивный гнев — это категория вербальной агрессии. Для жертвы необходимо понять...

Преодоление агрессивности старших дошкольников с помощью игр

Наблюдая за детьми в группе, мы увидели, что некоторые дети ведут себя агрессивно.

Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано различными причинами. Но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта.

Детская и подростковая агрессия и методы борьбы с ней

Агрессия бывает разной: вербальной (когда ребёнок оскорбляет, обзывает других детей или взрослых, кричит на

1) Ребёнок должен видеть, чувствовать, осознавать любовь со стороны обоих родителей

Библиографическое описание: Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного.

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как...

 В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, отношение, дети

Вербальная агрессия — это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в

43,1 % девушек и 21,6 % юношей не хотят, чтобы в будущем их дети использовали в своей...

Задать вопрос