Исполнительские особенности трактовки партии Лориса в воплощении Джузеппе ди Стефано | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 17.06.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Андриенко, М. А. Исполнительские особенности трактовки партии Лориса в воплощении Джузеппе ди Стефано / М. А. Андриенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 144-145. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104172/ (дата обращения: 05.05.2024).



Ключевые слова: образ, лирическая драма, сквозное развитие, искусство пения, яркий темперамент.

Рассмотрим исполнительские особенности трактовки партии Лориса в воплощении Джузеппе ли Стефано. Вокалист — один из наиболее ярких теноров послевоенного периода, который прославился, прежде всего, исполнением главных партий в операх композиторов-романтиков — Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Г. Доницетти, Артура и Эльино в «Пуританах» и «Сомнамбуле» В. Беллини. Наследуя исполнительские принципы Дж. Рубини, ди Стефано создавал яркие вокальные образы благодаря певучей кантилене, выразительной фразировке и густому, бархатистому тембру голоса, который способствовал воплощению указанных драматических образов. Позже вокалист блистал в центральных партиях в операх Д. Верди, Ж. Массне, А. Тома, Дж. Пуччини, Дж. Понкьелли, Г. Доницетти, В. Беллини и многих других.

Один из исследователей творчества певца, В. Тимохин, отмечает: «В операх Верди и композиторов-веристов, ди Стефано предстает перед слушателями певцом яркого темперамента, живо чувствующим и мастерски передающим все перипетии вердиевско-веристской лирической драмы, покоряющим насыщенным, массивным, свободно „парящим“ звуком, тонким разнообразием динамических оттенков, мощными кульминациями и „взрывами“ эмоций, богатством тембровых красок. Певец славится замечательно выразительной „лепкой“ фразы, вокальной линии в операх Верди и веристов, будь то раскаленная жаром страсти лава или легкое, сладостное дуновение ветерка. Даже в таких широко популярных оперных отрывках, как, например, „Сцена у корабля“ („Манон Леско“ Пуччини), арии Калафа („Турандот“), заключительный дуэт с Мими из „Богемы“, „Прощание с матерью“ („Сельская честь“), арии Каварадосси из первого и третьего действий „Тоски“, артист добивается удивительной „первозданной“ свежести и взволнованности, открытости эмоций». [3, с. 53].

Образ Лориса создается ли Стефано во многом благодаря профессиональным качествам исполнения: донесением до слушателя живого смысла произносимого слова, подчеркнутого острой дикцией и выразительнейшей фразировкой, чего требуют преимущественно речитативная партия.

В «Федоре» образ Лориса становится выпуклым, драматически убедительным именно благодаря указанным качествам вокального дарования и мастерства Д. ди Стефано. Можно утверждать, что ди Стефано выдвигает образ Лориса из второстепенных в главные. Ему удалось сделать заключительную сцену смерти Федоры настоящей кульминацией оперы, даже имея своей партнершей великую Р. Тебальди, с которой артисты действительно составили совершенный художественный ансамбль.

Лорис — ди Стефано — настоящий романтический герой, пылкий, порывистый, наделенный глубокими и пламенными чувствами. Удивительная сила и вдохновенность лирической экспрессии Ди Стефано, который в роли Лориса достигает превосходного равновесия между пафосом и поэтической мечтательностью, драматической приподнятостью и элегической нежностью.

Ария второго действия в интерпретации Д. ди Стефано имеет свои отличительные особенности. Так, одной из главных ее черт является доминирование мелодекламационного начала. Здесь, вокалист следует своему главному исполнительскому принципу: «Искусство пения требует двух инструментов, голоса и выражения: как две великие реки, вытекающие из двух разных источников, но сливающиеся в единый волшебный момент театрального представления или концертного исполнения классического произведения или неаполитанской песни (последняя, таким образом, представляет собой испытательный полигон для всех великих певцов). Потому что искусство пения как раз и состоит в том, чтобы окрашивать слово экспрессией, господствовать над своим естественным инструментом, голосом» [1, с. 82].

Для исполнения Д. ди Стефано выбирает достаточно спокойный темп, в котором удобно выделить все нюансы интонирования. Небольшие размеры арии, а также выбранное темповое решение позволяют максимально детализировать исполнение, благодаря чему значимым в смысловом отношении оказывается буквально каждый звук. Несмотря на идеальное кантиленное звуковедение, максимальную связность (т. е., вокальное прочтение), речевая выразительность и значимость пропетого слова в данном исполнении первостепенно, на первый план выходит драматическое прочтение арии. Именно переосмысление интонационного строения мелодии в повторяющихся мелодических фразах в связи с перетекстовкой играет наиболее важное выразительное значение.

Агогическими средствами, не выходя за рамки выбранного темпа, ди Стефано подчеркивает мелодические вершины фраз. В обоих предложениях, которые отличаются только каденционными участками, центральными звуками становятся g 2 в первой фразе и f 2 во второй. Ди Стефано выделяет их исполнительскими средствами: агогически задерживая, удлиняя каждый из них. Также выделение происходит за счет использования глиссандирования перед интонационной вершиной и при спуске с нее. Небольшие скачки (на терцию вверх и на квинту вниз), в первой фразе позволяют заострить внимание слушателя. Во второй фразе мелодическая вершина f 2 подчеркивается благодаря агогически неравномерной, обостренной трактовке использованных ритмических оборотов. При простоте мелодической линии (нисходящее поступенное движение) ди Стефано немного укорачивает шестнадцатые и немного удлиняет восьмые в пунктирном ритме, что способствует большей выразительности и экспрессивности мелодии. Тенденция к агогическому укорачиванию коротких длительностей и удлинению длинных в целом характерна для исполнения ди Стефано. Этот прием придаем мелодии арии, в целом основанной на равномерно волнообразном мелодическом движении экспрессию и внутреннюю эмоциональную силу.

Кульминацией арии в исполнении вокалиста становится расширение периода, которое совпадает с мелодической вершиной периода в целом (a 2 ). Ди Стефано не только выделяет этот фрагмент динамически, приближаясь к к исполнению фортиссимо, но также делает на вершине небольшую фермату, а звуки мелодического продолжения фразы (нисходящий ход четвертями) выделяет благодаря использованию маркато. Каденционный участок также характеризуется использованием характерных «рыдающих» интонаций.

В большой степени развитие образа Лориса происходит в третьем действии оперы и в драматическом ключе. Первый раздел предваряется небольшим построением, основанном на диалоге «альпийского рога», создающего пасторально-мечтательную идиллическую атмосферу, и речитатива Лориса. Д. ди Стефано исполняет этот фрагмент как бы мимоходом, объединяя отдельные разрозненные фразы в единое целое, выпевая их как бы в полголоса. Этот прием дает возможность вокалисту выделить начало следующего раздела, который открывается выразительным мелодических ходом. Благодаря резкой перемене динамики от mP до F и темповому сдвигу (вопреки указаниям автора, ди Сефано исполняет весь речитатив в достаточно умеренном движении) создается впечатление яркой эмоциональной вспышки и дальнейшее развитие сцены вплоть до момента чтения телеграммы исполняется ди Стефано на пике эмоциональных и динамических возможностей. Как и во втором действии, для обострения вокалист использует прием сокращения коротких длительностей, используя его еще более отчетливо и выразительно.

Характерная для мелодики У. Джордано переменность вокального и речевого начал позволяет варьировать интонационную выразительность и эмоциональность высказывания главного героя. Так, начальная фраза (начальный такт раздела) отличается распевностью, что передает эмоциональную взволнованность Лориса. Сцена чтения письма как в композиторском воплощении, так и в исполнительской трактовке ди Стефано обладает целостностью и завершенностью не только благодаря сквозному развитию, но также и в результате продуманной исполнительской трактовки. Ди Стефано создает достаточно законченную композицию, несмотря на внутреннюю текучесть: начало и завершение сцены звучат на эмоциональном подъеме и связаны с переживаниями героем эмоции сочувствия матери (по сюжету в начале сцены — в связи с арестом брата, в конце — в связи с сообщением о ее смерти). Эти фрагменты не только выделены тесситурно и звучат в верхнем регистре, но также подчеркнуты благодаря более высокому динамическому уровню, а также благодаря маркатированному исполнению каждого звука мелодических фраз.

Собственно чтение письма, в котором вокальная партия написана в речитативном стиле преимущественно в среднем регистре звучит у ли Стефано достаточно приглушенно и как бы на одном дыхании, «сквозь» паузы и логические остановки. После достаточно продолжительного динамического «плато» строки о смерти матери звучат у вокалиста неожиданным взрывом, который в сценической версии сопровождается рыданиями. Таким образом, в данной сцене образ Лориса подвергается существенному эмоциональному преобразованию, что мастерски передано в интерпретации Д. ди Стефано.

Особо необходимо отметить финал оперы. С драматургической точки зрения в нем можно выделить два этапа: признание Федоры и сцену смерти, музыкальное развитие в них идет по линии нарастания. В этом фрагменте происходит противопоставление двух типов раскрытия образов: образ Федоры находится в движении и преобразовании в течении всего построения, в то время как с момента признания героини Лорису присуще пребывание в одном эмоциональном состоянии гнева, сочетающегося с большим страданием и болью.

Перед самым моментом смерти Федоры ди Стефано с такой горечью, пылом и надрывом исполняет фрагмент темы своей арии из 2-го действия, что ее начальный лирический образ полностью трансформируется. Он предстает перед слушателями певцом яркого темперамента, живо чувствует и мастерски передает все перипетии веристской лирической драмы, по словам В. Тимохина, «покоряющим, насыщенным, массивным, свободным звуком, тонким разнообразием динамических оттенков, мощными кульминациями и «взрывами» красок» [2, с 17].

Таким образом, в исполнении Д. ди Стефано образ Лориса раскрывается с драматической позиции, что воплощено соответствующими исполнительскими средствами.

Литература:

  1. Portale, S. Giuseppe Di Stefano: “La voce d’oro” della lirica italiana [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://catania.italiani.it/scopricitta/giuseppe-di-stefano-la-voce-doro-della-lirica-italiana/
  2. Тимохин, В. Мастера вокального искусства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/timohin.htm
  3. Цодоков, Е. Джузеппе ди Стефано [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.belcanto.ru/distefano.html
Основные термины (генерируются автоматически): образ, искусство пения, лирическая драма, яркий темперамент, вокалист, исполнение, сквозное развитие, слушатель певцом, тонкое разнообразие, фрагмент.


Ключевые слова

образ, лирическая драма, сквозное развитие, искусство пения, яркий темперамент

Похожие статьи

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

В Узбекском традиционном вокальном искусстве есть ещё один певческий стиль, который

Традиционное искусство пения Узбекистана в современный период своего развития

жанров — катта ашула что в переводе означает большая или высокая (лирическая) песня.

Важно увлечь певца музыкой и поэтическим текстом, побудить солиста вокально раскрыться.

Анализ композиторских и исполнительских средств воплощения...

Рассмотрим образ Лориса на основе анализа композиторского воплощения вокальной партии героя.

Развитие образа Лориса происходит в его следующем сольном номере.

Сцена построена по принципу сквозного развития и состоит из нескольких меняющихся эпизодов.

Образная сфера так же отличается разнообразием: от лирического чувства до глубокой...

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

...жанра всегда представляла яркие образцы современного ему музыкального искусства.

При этом нельзя забывать о еще одном важном элементе подготовки: синхронизации пения и

Звук должен быть более ярким, с большим использованием грудного регистра не только на нижних

Используя КВГ, артисты-вокалисты активнее осваивали выразительные движения, сочетая их...

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях...

...токкатная, лирическая и гротесковая, — находят своё яркое воплощение в сочинениях для

Наиболее ярко речевой компонент проявляет себя в «прозаической» форме музыкальной сказки «Гадкий

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка

Достижения русского оперного искусства коренятся в начальном этапе его развития.

Музыка как один из аспектов создания художественных образов...

Описывая в первой картине район, в котором суждено развернуться неминуемой драме, автор

Для создания гармоничного женского образа немаловажную роль музыка играет и в пьесе

Как только поднимается занавес, мы слышим, как сицилийский певец народных песен играет на

Иногда она перемежает свою речь негромким пением без слов. Музыкальна и речь Брика.

Современные подходы к вокальному обучению детей

Развитие детей данной группы, как правило, происходит медленно.

Зачастую, при исполнении песен дети практически не открывают рот, из-за неподвижных губ

В результате обучения пению ученик должен овладеть такими компетенциями как

музыкального образа, присутствующего в нем, а также духовно-эстетического смысла, исполняемого произведения

Новые подходы к вопросу о формировании и развитии...

...и развитии музыкальной культуры подростков средствами вокального искусства.

В своей практике я начинаю занятия с пения вокальных упражнений, которые мало

более открытый звук, чем у академических певцов (пение без напряжения, переход от образа к звуку, пение с

Речевое формирование у народных певцов — их принцип, а у эстрадных — полумера.

Художественные принципы вокальной музыки барокко...

В практике работы вокалистами барокко был сформирован идеал звучания голоса певца.

Звуковой идеал голоса певца во многом определялся физеологическими качествами голосов

как на самом деле звучала вокальная музыка эпохи, а с другой — развитием вокального

Вокалист, специализирующийся на исполнении музыки данной эпохи, должен стать своего...

Надежда Юрьевна Юренева — педагог русской школы камерного...

Традиционно курс камерного пения является неотъемлемой частью профессиональной

Прекрасно понимая, что исполнение камерных вокальных произведений — трудное

Дело не в том, чтобы «хватануть» ноту …, а в том, чтобы тронуть душу слушателя».

— М.: Искусство, 1985. Стулова Г. П. Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии...

Похожие статьи

Термины вокального искусства и профессиональные певческие...

В Узбекском традиционном вокальном искусстве есть ещё один певческий стиль, который

Традиционное искусство пения Узбекистана в современный период своего развития

жанров — катта ашула что в переводе означает большая или высокая (лирическая) песня.

Важно увлечь певца музыкой и поэтическим текстом, побудить солиста вокально раскрыться.

Анализ композиторских и исполнительских средств воплощения...

Рассмотрим образ Лориса на основе анализа композиторского воплощения вокальной партии героя.

Развитие образа Лориса происходит в его следующем сольном номере.

Сцена построена по принципу сквозного развития и состоит из нескольких меняющихся эпизодов.

Образная сфера так же отличается разнообразием: от лирического чувства до глубокой...

Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла

...жанра всегда представляла яркие образцы современного ему музыкального искусства.

При этом нельзя забывать о еще одном важном элементе подготовки: синхронизации пения и

Звук должен быть более ярким, с большим использованием грудного регистра не только на нижних

Используя КВГ, артисты-вокалисты активнее осваивали выразительные движения, сочетая их...

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях...

...токкатная, лирическая и гротесковая, — находят своё яркое воплощение в сочинениях для

Наиболее ярко речевой компонент проявляет себя в «прозаической» форме музыкальной сказки «Гадкий

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка

Достижения русского оперного искусства коренятся в начальном этапе его развития.

Музыка как один из аспектов создания художественных образов...

Описывая в первой картине район, в котором суждено развернуться неминуемой драме, автор

Для создания гармоничного женского образа немаловажную роль музыка играет и в пьесе

Как только поднимается занавес, мы слышим, как сицилийский певец народных песен играет на

Иногда она перемежает свою речь негромким пением без слов. Музыкальна и речь Брика.

Современные подходы к вокальному обучению детей

Развитие детей данной группы, как правило, происходит медленно.

Зачастую, при исполнении песен дети практически не открывают рот, из-за неподвижных губ

В результате обучения пению ученик должен овладеть такими компетенциями как

музыкального образа, присутствующего в нем, а также духовно-эстетического смысла, исполняемого произведения

Новые подходы к вопросу о формировании и развитии...

...и развитии музыкальной культуры подростков средствами вокального искусства.

В своей практике я начинаю занятия с пения вокальных упражнений, которые мало

более открытый звук, чем у академических певцов (пение без напряжения, переход от образа к звуку, пение с

Речевое формирование у народных певцов — их принцип, а у эстрадных — полумера.

Художественные принципы вокальной музыки барокко...

В практике работы вокалистами барокко был сформирован идеал звучания голоса певца.

Звуковой идеал голоса певца во многом определялся физеологическими качествами голосов

как на самом деле звучала вокальная музыка эпохи, а с другой — развитием вокального

Вокалист, специализирующийся на исполнении музыки данной эпохи, должен стать своего...

Надежда Юрьевна Юренева — педагог русской школы камерного...

Традиционно курс камерного пения является неотъемлемой частью профессиональной

Прекрасно понимая, что исполнение камерных вокальных произведений — трудное

Дело не в том, чтобы «хватануть» ноту …, а в том, чтобы тронуть душу слушателя».

— М.: Искусство, 1985. Стулова Г. П. Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии...

Задать вопрос