Надежда Юрьевна Юренева — педагог русской школы камерного пения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.09.2022

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Капустин, Е. Н. Надежда Юрьевна Юренева — педагог русской школы камерного пения / Е. Н. Капустин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94742/ (дата обращения: 06.05.2024).



Статья посвящена исполнительской и педагогической деятельности Надежды Юрьевны Юреневой. В статье названы традиции русской школы камерного пения, проявляющиеся как творческие принципы певицы. Подробно рассматриваются педагогические приемы Н. Ю. Юреневой при работе со студентами камерного вокального класса.

Ключевые слова: русская вокальная школа, камерное вокальное исполнительство, вокальная педагогика, педагогические приемы, вокальная техника, Надежда Юренева.

The article is devoted to the performing and pedagogical activities of Nadezhda Yuryevna Yureneva. The article names the traditions of the Russian school of chamber singing, manifested as the creative principles of the singer. The pedagogical techniques of N.Yu.Yureneva when working with students of the chamber vocal class are considered in detail.

Keywords: Russian vocal school, chamber vocal performance, vocal pedagogy, pedagogical techniques, vocal technique, Nadezhda Yureneva.

Камерное исполнительство активно осмыслялось русской критикой и вокальной педагогикой уже с конца XIX века. [2,c.9–15] И если романсовое творчество русских композиторов-«дилетантов» (например, А. Л. Гурилева) наряду с сочинениями М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского послужило основой стиля русского камерного пения, то произведения М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. И. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. И. Танеева стали своеобразным мостом в ХХ столетие, к камерной музыке С. С. Прокофьева, Н. К. Метнера, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, затем В. А. Гаврилина, М. Л. Таривердиева, С. М. Слонимского, Б. И. Тищенко и др.

Рубеж XIX- ХХ веков — это время первых научных исследований, посвященных жанру романса, вокальной миниатюры. И это время жарких споров о принципах камерного исполнительства. Большинство противопоставляло оперную манеру пения и скромное музицирование, размах и пафос оперных арий и изысканность форм камерных сочинений. Но развитие музыкального языка вело к постепенному усложнению голосоведения, расширению тесситурных границ до оперной полноты, к отказу от речитативно-декламационного напевания, а психологическое разнообразие и философская глубина содержания вокальных сочинений нового времени, сочетание демократичности музыкального языка с предельной утончённостью, изысканностью ставили совершенно новые исполнительские задачи. И, следовательно, потребовали воспитывать певцов нового типа — совмещающего высокие профессиональные качества с мастерством актера, демонстрирующего умение распорядиться объемом и мощью голоса с филигранной точностью и гибкостью.

«Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри, просветляют, влагают туда целый новый мир ощущений из своей собственной души, оставаясь между тем, в высшей степени объективными, и даже чем сильнее эта объективность, тем больше новизны является каждый раз в осуществлении данной роли, данной музыки», — писал А. Н. Серов. [4, c. 3]

Вслед за формированием плеяды выдающихся исполнителей началось формирование педагогической школы русского камерного пения. О выдающихся педагогах русской вокальной школы немало сказли Л. Б. Дмитриев, Л. К. Ярославцева, С. И. Мигай, А. Г. Менабени, Е. Н. Артемьевой. За последнее время напечатаны статьи Г. П. Стуловой о М. М. Мирзоевой [11], К. И. Маргуновой о К. Н. Дорлиак [6], В. А. Мостицкого о профессорах Ростовской консерватории А. П. Здановиче и Л. Я. Хинчине [7] и ряд других работ.

Традиционно курс камерного пения является неотъемлемой частью профессиональной подготовки вокалистов. Важнейшим условием преемственности и развития национальной вокально-педагогической школы служит тот факт, что учителями начинающих певцов являются исполнители с серьезнейшим опытом сценической деятельности.

Именно таким педагогом была Надежда Юрьевна Юренева (1933–2006). Начало её музыкального воспитания было положено в детстве: отец и мать ее были профессиональными музыкантами. Сама Н. Ю. окончила в 1955 году музыкальное училище, а в 1959 году Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского–Корсакова консерваторию. [5, c. 167] В 1957 году Н. Юренева стала солисткой Ленинградской филармонии, а с 1979 по 1985 годы выступала как солистка Москонцерта. Практически одновременно с исполнительской карьерой началась ее педагогическая деятельность: почти двадцать лет в Ленинградской консерватории, а с 1980 года и до последних дней жизни она была наставницей студентов Российской Академии музыки им. Гнесиных.

Творческая биография Н. Ю. Юреневой — прекрасный пример камерного исполнительства, благо сохранились многие записи. В репертуаре певицы почти с полнотой антологии представлены романсы русских композиторов: от М.Глинки и А.Даргомыжского до Н.Римского-Корсакова, М.Балакирева, М.Мусоргского, П.Чайковского, от А.Рубинштейна и С.Танеева до С.Рахманинова, Н.Метнера и И.Стравинского. В её концертных программах звучала европейская камерная музыка и XVIII-XIX веков, и музыка XX века — сочинения Г. Малера, А. Берга, Ф.Пуленка, М. де Фальи, Г.Айвса.

Всегда критики отмечали стилевую выдержанность репертуара, строгость и продуманность отбора произведений, вокальную отточенность и художественный вкус. Отмечали точную и интеллигентную передачу психологических переживаний исключительно вокальными средствами, прежде всего интонацией. Например, в статье В.Богданова-Березовского Надежда Юренева названа «подлинной актрисой вокальных интонаций, а ее певческое искусство — своеобразным театром тончайших психологических переживаний. <…> Юреневой одинаково показаны драматическая патетика, философское размышление, лирическая исповедь, юмористическая или жанровая зарисовка <…> Мне представляется, что главной отличительной чертой искусства певицы является значительность переживания, сила эмоции…». [4, c. 28] М. Шагинян назвала Н.Юреневу «одной из тех редких исполнительниц, кто умеет понять и выразительно передать внутреннюю связь образов музыкально-поэтической речи». [4, c. 4]

Мастерство Н. Ю. Юреневой оттачивалось в студенческие годы в камерном классе профессора Ленинградской консерватории С. Н. Шапошникова и в общении с тончайшим знатоком камерной музыки и стилистики камерного исполнительства пианисткой-концертмейстером Т.Салтыковой. Можно сказать, она передала певице «из рук в руки» традиции З.Лодий и А.Доливо.

И в дальнейшем Н. Ю. Юренева придавала особое значение ансамблю певца и концертмейстера, приучала к этому и коллег, и учеников. «С кем бы ни пела Юренева — с прославленным или начинающим дирижером, с лучшим оркестром … или с оркестром студенческим, с опытным концертмейстером или автором-композитором, — с любым партнером её ансамбль непогрешим», — писала А. Кенигсберг. [4, c. 36]

Любя поэзию, стремясь передать красоту и сложность связи поэтического текста и музыки, Н. Ю. Юренева неоднократно готовила концертные программы совместно с известнейшими мастерами художественного слова — Д. Н. Журавлевым, Вс. Д. Ларионовым и др.

Прекрасно понимая, что исполнение камерных вокальных произведений — трудное искусство, требующее глубокой культуры, развитого музыкального мышления и глубокого понимания языка поэтического, Н. Ю. Юренева сознательно избрала в вокальной педагогике именно камерное направление. Она фактически взяла на себя роль пропагандиста камерной музыки. Многие годы Н. Ю. Юренева работала в жюри Международного конкурса «Янтарный соловей» в Калининграде. В память о певице в Москве с 2009 года московская музыкальная школа им. В. Я. Шебалина, московский городской методический вокальный центр департамента культуры г. Москвы и дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства г. Москвы проводят молодежный фестиваль камерной вокальной музыки. В нем принимают участие ученики ДМШ и ДШИ, студенты музыкальных училищ и вузов.

Особенности исполнительского стиля Н. Юреневой стали основой её педагогической позиции. Они подтверждают мысль Е. Е. Нестеренко о том, что не следует делить певцов на оперных и камерных, а следует понимать, что камерная или оперная музыка как разные жанры предъявляют к исполнителям разные требования. [10] Эти требования ясно понимала и выполняла Н. Юренева.

Конечно же, ни в коем случае не умалялось значение профессионального мастерства вокалиста, техническое совершенство голоса. Но на этом фоне был важен отказ от явных внешних атрибутов, передача тончайших нюансов психологических переживаний исключительно вокальными средствами, скупая, но выразительная пластика и мимика, то есть точность движений на ограниченном пространстве. Непременно значимыми для камерного певца Н. Юренева считала глубокое знание жанров, стилей, интеллектуальные усилия, внимание к поэтическому слову. И все это преподносилось с изумительной деликатностью и выразительностью. Именно поэтому Н. Д. Шпиллер написала: «Певица — по-настоящему серьезный, беззаветно преданный искусству художник». [4, c. 19]

Вспоминая работу Н. Ю. Юреневой со студентами, можно точно сказать: у нее была сформирована система работы над произведениями — последовательность действий и комплекс требований. Начинать педагог предлагала с изучения времени создания романса, чтобы раскрыть стиль эпохи и авторский замысел. Затем от общего плана идти к тщательной работе над словом, проработать психологическую линию произведения. Отдельно обратить внимание на технические моменты: отработать согласные как средство выявления рельефности слова, звучности, а гласные подчеркивать для амплитуды вокального высказывания в соответствии с замыслом. Певец, по мнению Юреневой, обязательно должен прочувствовать пульс, ритм, интонацию, их роль в создании образа. Безусловна также опора на приемы письма: интервалика, метрические группы, способы звуковедения. Большое значение в камерном музыкальном тексте имеют паузы, и не только как знак дыхания, не только как воздушный мост к следующим словам, но и как знак эмоций, когда молчание говорит больше слов.

Наверное, Н. Ю. Юренева могла бы взять своим девизом слова русского певца А. Д. Александровича: «Не стремись удивлять — стремись очаровывать! Дело не в том, чтобы «хватануть» ноту …, а в том, чтобы тронуть душу слушателя». [1, c. 319]

Выработанные в исполнительской практике приемы и воспринятые от наставников идеи определили собственно педагогические принципы Н. Ю. Юреневой. Первый и главный — взыскательность и терпение, подтверждаемые личным примером. Второе правило — не поддаваться искушению легкой популярности, сохранять верность традиционным камерным жанрам, их высокой культуре. Третье условие педагогического успеха — творческая атмосфера и взаимное сотрудничество педагога, учеников и концертмейстеров. Эти основные педагогические мысли были направлены у Н. Ю. Юреневой прежде всего на достижение глубины, естественности и правдивости, потому что, как сформулировал один из героев Л. Н. Толстого, нет истинного величия там, где нет простоты, добра и правды. И в этом Н. Ю. Юренева близка к идеям К. Н. Дорлиак, которая учила реалистическому художественному толкованию исполняемого произведения, предостерегала от ложной пафосности, стимулировала поиск скупых, но искренних и правдивых выразительных средств, ярких интонаций — словом вела учеников по пути эмоционально-интеллектуальных поисков индивидуального стиля исполнения. [3, c. 275]

По словам ее ученицы Е.Кругловой, «для Надежды Юрьевны не существует абстрактного красивого звука, не подчиненного действию, образу, не согретого сердцем. Слово всегда окрашивается тембровыми красками, идущими от осмысления произведения». [4, c. 33]

Конечно же, помимо творческих задач, помогающих развивать воображение и художественное видение певца, Н. Ю. Юренева не оставляла без внимания вокальную технику. На ее уроках всегда было ясно, что роднит оперное и камерное пение: основные принципы звукообразования, полноценный ровный звук при гибкой, подчас филигранной нюансировке, на естественном опертом дыхании, никакого облегчения и выхолащивания, никакой приблизительности, напевания.

Постоянно обращалось внимание на работу с текстом: выделялись ключевые слова, определялись логические ударения, чтобы найти верное соотношение слова и музыки. Н.Ю. пристально следила за тем, чтобы вокалисты соблюдали интонационную структуру фразы, перенося законы естественной речи в пение. Как пишет Е. Круглова, «через правильно сказанное художественное слово певческий звук становится на точно определенное место». [4, c. 34]

Внимание к дикции, орфоэпии — это всегда отчетливая пропетость начальных слогов и слов, явственно слышимые, но не выпяченные окончания. Для этого же служит и legato , особенно для слабых долей.

Не оставлялись без внимания темпо-ритмические особенности произведений. Обязательно тренировалось умение петь и пунктирные длительности, и различные виды полиритмии.

В отношении темпа выдвигалась следующая установка: все изменения подчинены общей закономерности музыкального движения в конкретном произведении, певец должен доказать себе и слушателям, соответственно, логичность любых ускорений или замедлений, художественно их оправдать.

Интересным был подход Надежды Юрьевны к исполнению случайных знаков альтерации. Понимая сложность сольфеджийного выполнения, особенно в музыке ХХ века, она переводила их в арсенал выразительных средств, которые надо услышать и подчеркнуть пропетой пролонгированной последней нотой перед случайным знаком.

К авторским ремаркам по агогике и динамике Н. Ю. Юренева подходила и с тщательностью (это часть авторской мысли, которую он доверяет певцу), и с осторожностью. Она старалась избегать сухой терминологии, чтобы не провоцировать у начинающих певцов нарушение техники, например снятие с дыхания на piano . Вообще дыхание и паузы она трактовала как знаки препинания, которые надо расставить в музыкально-поэтическом тексте.

Опираясь на свой богатый исполнительский опыт, всегда уделяя внимание к личности учащихся, заботясь об индивидуальных репертуарных планах, организуя творческое взаимодействие в классе и в концертной деятельности, просто любя своих учеников, Надежда Юрьевна Юренева создавала для каждого студента мощную платформу дальнейшего самостоятельного развития — для кого-то как исполнителя, для кого-то как педагога. В этом состоит ее вклад в сохранение традиций русской школы камерного вокала.

Литература:

  1. Александрович А. Д. Записки певца. — Москва-Берлин,2019
  2. Антонова Л. В. Проблема преемственности педагогических традиций вокальной школы в России. // Педагогика и психология, серия «Филология и искусствоведение». — 2008. — № 1. — с. 9–15
  3. Артемьева Е. Н. В классе К. Н. Дорлиак. Обобщение педагогического процесса. — М, Музыка, 1969
  4. Круглова Е. В. Надежда Юренева: певица и педагог: исслед. очерк. — М.: РАМ, 2002.
  5. Лебедева Д. Д. История вокального отделения Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова– СПб.: Лань: Планета музыки, 2018
  6. Маргунова К. И. Ксения Дорлиак: по законам «серебряного века»// Культура. Наука. Интеграция. — 2015 № 4(32). — с. 62–72
  7. Мостицкий В. А. Профессора А. П. Зданович и Л. Я. Хинчин: мои педагоги и их методические установки// Южно-Российский музыкальный альманах. — 2014. — № 2(15). — с 43–47. [Электронный ресурс]: https://musalm.ru/assets/almanac/2014–2/3–1.pdf
  8. Надежда Юренева // Музыкальная энциклопедия. — М., 1982. — Т. 6. — Ст. 996.
  9. Надежда Юренева. Певица-ангел. /Сост. Н.Юренева-Княжинская. — М.: Икар, 2020.
  10. Нестеренко Е. Е. Размышления о профессии. — М.: Искусство, 1985.
  11. Стулова Г. П. Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии Моисеевны Мирзоевой // Наука и Школа. — 2017. — № 4. — с.98–103
Основные термины (генерируются автоматически): камерное исполнительство, вокальная педагогика, камерная музыка, камерное пение, Ленинградская консерватория, москва, слово, вокальная техника, музыкальный язык, русская школа.


Похожие статьи

О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы...)

Ключевые слова: русская вокальная школа, камерное вокальное исполнительство, вокальная педагогика, педагогические приемы, вокальная. Любя поэзию, стремясь передать красоту и сложность связи поэтического текста и музыки, Н. Ю...

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных...

Ключевые слова : камерно-вокальная музыка, речевая интонация, мелодия, декламационный.

Камерно-вокальные произведения С. Прокофьева сравнительно немногочисленны, однако они занимают важную нишу в творческом наследии композитора.

Организация работы камерного ансамбля | Статья в сборнике...

Аджемов К. Х. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М, Музыка, 1979. — с. 5–32. Белянин В. С. Специфика и психологические

Организация вокально-инструментального ансамбля... Позднее к ансамблю примкнули студенты из других групп музыкального отделения.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой. Позднее он дал своим творчеством новое дыхание и жанрам музыки хоровой. Песенное и хоровое начало составляют основу многих крупных сочинений Г. В...

Особенности формирования исполнительского мастерства...

В работе «Скрипичное исполнительство и педагогика» Шульпяков выделяет три уровня

В-третьих, одной из наиболее сложных задач в камерном ансамбле является воспитание

Музыкально-просветительная функция артиста заключается в том, чтобы в актуальный...

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях...

К сожалению, камерно-инструментальная музыка занимает в курсах музыкальной литературы и истории музыки незначительное место. Недостаточное внимание уделено ей также в фундаментальных трудах и монографиях по истории казахской музыки, а также мало работ...

Педагогический потенциал ансамблевой деятельности...

В процессе развития музыкального исполнительства возникло огромное разнообразие ансамблевых инструментальных форм и жанров, представляющих собой самостоятельное явление в музыкальном пространстве и исполнительском искусстве в целом.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка.

Похожие статьи

О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы...)

Ключевые слова: русская вокальная школа, камерное вокальное исполнительство, вокальная педагогика, педагогические приемы, вокальная. Любя поэзию, стремясь передать красоту и сложность связи поэтического текста и музыки, Н. Ю...

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных...

Ключевые слова : камерно-вокальная музыка, речевая интонация, мелодия, декламационный.

Камерно-вокальные произведения С. Прокофьева сравнительно немногочисленны, однако они занимают важную нишу в творческом наследии композитора.

Организация работы камерного ансамбля | Статья в сборнике...

Аджемов К. Х. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М, Музыка, 1979. — с. 5–32. Белянин В. С. Специфика и психологические

Организация вокально-инструментального ансамбля... Позднее к ансамблю примкнули студенты из других групп музыкального отделения.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой. Позднее он дал своим творчеством новое дыхание и жанрам музыки хоровой. Песенное и хоровое начало составляют основу многих крупных сочинений Г. В...

Особенности формирования исполнительского мастерства...

В работе «Скрипичное исполнительство и педагогика» Шульпяков выделяет три уровня

В-третьих, одной из наиболее сложных задач в камерном ансамбле является воспитание

Музыкально-просветительная функция артиста заключается в том, чтобы в актуальный...

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях...

К сожалению, камерно-инструментальная музыка занимает в курсах музыкальной литературы и истории музыки незначительное место. Недостаточное внимание уделено ей также в фундаментальных трудах и монографиях по истории казахской музыки, а также мало работ...

Педагогический потенциал ансамблевой деятельности...

В процессе развития музыкального исполнительства возникло огромное разнообразие ансамблевых инструментальных форм и жанров, представляющих собой самостоятельное явление в музыкальном пространстве и исполнительском искусстве в целом.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка.

Задать вопрос