О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.09.2022

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Капустин, Е. Н. О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока) / Е. Н. Капустин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94743/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрено образно-тематическое содержание вокальной музыки Г. В. Свиридова на примере вокальной поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока. В статье названы традиции европейского и русского камерного пения, проявленные в творчестве композитора. Подробно рассматриваются воспоминания первых исполнителей поэмы — певца Д. Хворостовского и пианиста М. Аркадьева.

Ключевые слова: вокальная музыка, творчество Г. В. Свиридова, вокальная поэма Петербург, Д. Хворостовский, М. Аркадьев.

The article considers the figurative and thematic content of G. V. Sviridov's vocal music on the example of the vocal poem «Petersburg» based on the poems of A. A. Blok. The article names the traditions of European and Russian chamber singing, manifested in the composer's work. The memoirs of the first performers of the poem — singer D. Hvorostovsky and pianist M. Arkadiev — are considered in detail.

Keywords: vocal music, creativity of G. V. Sviridov, vocal poem Petersburg, D. Hvorostovsky, M. Arkadiev.

Вокальные сочинения Г. В. Свиридова давно украшают репертуар маститых исполнителей, и в то же время являются весомой составляющей педагогического репертуара музыкальных училищ и вузов.

При кажущейся интонационной и ритмической прозрачности, внятности, песенности, вокально-техническом удобстве произведения композитора стоит признать труднейшими для исполнения. В одном из интервью выдающийся концертмейстер М. Аркадьев назвал Г. В. Свиридова современным Шубертом, а вокальную поэму «Петербург» — сверхсложным произведением, потому что «нагрузка там невероятная: 55 минут медленных пьес. Это как «Зимний путь» Шуберта». [3]

И с позиции исполнителя, и с позиции педагога мы признаем, что «простота Свиридова отнюдь не проста — она тяжела и весома, она — плод большого пути, выработанного индивидуального почерка, больших знаний, и подобна простоте нейтронной звезды, где все сложные разнообразные элементы настолько плотно спрессованы, что как бы превратились в простые однообразные нейтроны», — как писал В. Ф. Веселов. [1,31] Ему вторит В. А. Гаврилин: «Кажется, что музыка Свиридова не сочинена, а выросла, как вырастает сама истина». [4,37]

Но не менее сложным, и притом совершенно необходимым следует признать изучение музыки Г. В. Свиридова в контексте русской национальной культуры, в неразрывной связи с идеями и образами его любимых русских поэтов — А. Блока и С. Есенина. И в безусловной связи с духовными традициями русской жизни, потому что центр его духовных поисков — «малознаемая нами Россия», как написал Н. В. Гоголь в «Театральном разъезде». Сочинения Г. В. Свиридова — «драгоценное ожерелье музыкально-поэтических образов сокровенной, невидимой России». [6,35]

По словам В. А. Гаврилина, «Язык Свиридова — современный музыкальный русский язык, его новые фонды, новые резервы, ранее не использованные, им открытые и развитые, язык в своём движении, в своей реакции на современность, в обновляющей способности запечатлеть процесс познания мира, в котором участвует всё культурное человечество, все народы, все нации. И на этом языке Свиридов выступает в своём народе как представитель всего человечества и во всём человечестве — как представитель своего народа». [4,36]

Для самого композитора была непоколебима позиция, точное знание, что искусство есть представление о мире и выражение его духовного облика. [6,185] Рассуждая о связи литературы и музыки, он исходил из того, что «слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению». [6,109] По мнению Антона Вискова, «…для Свиридова Слово имело высший духовный смысл и материальный вес. Он любовался словесными сочинениями, как драгоценными камнями и с чрезвычайной тщательностью подбирал для них индивидуальную музыкальную оправу. Он справедливо полагал, что музыка и слово были едины в древнем искусстве, что боговдохновенные стихи Библии первоначально предназначались для музыкального исполнения, что «в начале было пропетое слово». [2,121]

Особое пристрастие Г. В. Свиридов выражал к поэзии А. Блока. Интерес композитор мотивировал близостью образа мышления: «Мышление Блока антисимфонично. Это не логика рассуждений или поступков, а духовное прозрение». [6,271] Свиридовская «блокиана» начала складываться еще в 1960-е годы: композитор не просто осмысливал поэтические образы, религиозно-философские и эстетические идеи, взгляды Блока на Россию, на революцию — он сопереживал поэту и соединял с собственным видением жизни. Практически до самой смерти он формировал необыкновенный по размаху синопсис (в музыковедении его называют «большой Блок»). Во многих свиридовских черновиках и записных тетрадях есть композиционные планы сочинений на стихи Блока. Сам композитор объединял их в две громадные темы — Россия и Петербург. Высшей точкой этого пути стала вокальная поэма «Петербург».

Поэма — итог почти двух десятилетий работы композитора. В 1995 году она была закончена и предложена к исполнению специально для дуэта Д. Хворостовского и М. Аркадьева. Мировая премьера состоялась в Лондоне, в Вигмор-холле в мае 1996 года в присутствии автора. Текстуальной основой стали стихи А. Блока 1901–1914 годов, собранные в композицию из 9 песен.

Название вокальной поэмы Свиридова требует раскрытия сложной системы образов и идей, нахождение и подчеркивание арок смыслов, соединяющих разрозненные стихотворные фрагменты в фантастическое видение.

Во-первых, название отсылает нас к мифологеме Петербурга, складывавшейся в русской культуре на протяжении двух столетий. При безусловном внимании к текстам А. Блока мы услышим эхо пушкинского «Медного всадника» и «Пиковой дамы», реминесценции из Достоевского, перекличку с романом А. Белого «Петербург» и поэтическим циклом В. Брюсова «Urbi et orbi» («Граду и миру»).

Во-вторых, в поэме Г. В. Свиридова явственно обозначена одна из ключевых тем — тема Поэта — и свидетеля «испепеляющих годов», и лирического героя, и безмерно одинокого человека во всем ужасе предчувствия смерти и богооставленности, когда ««душа глухая… пьяным-пьяна…».

Третьим направлением содержания поэмы надо назвать символику женских образов: Прекрасной Дамы и Незнакомки (ключевых в поэтическом мире А. Блока), невесты, идущей за гробом «модного литератора» — и невесты Христовой. Вершиной же является символическое соединение образов Вечной Женственности и Богоматери в финальном фрагменте поэмы.

И не менее острая тема — апокалиптическое пророчество о грядущих бедах и России и человечества в целом во фрагменте «Голос из хора» — и в завершающем разделе поэмы «Рожденные в года глухие». Острота восприятия действительности и видение мистической связи судеб одного человека, страны и мира составляют ядро мировоззрения композитора.

Помимо погружения в мир идей и образов поэмы «Петербург» нельзя оставить в стороне проблему художественного бытования отдельных ее эпизодов. Как художественное целое, поэма обращена к ее первым исполнителям — певцу Д. Хворостовскому и пианисту М.А ркадьеву. Но отдельные песни были использованы композитором в других циклах (например, «Флюгер» звучит в цикле «Девять песен на стихи Блока» для меццо-сопрано), другие носят посвящение выдающимся русским певцам, исполнителям сочинений Г. В. Свиридова — Е. Образцовой, Е. Нестеренко, А. Ведерникову. И следовательно, образ этих замечательных мастеров неотделим от нее. Кроме того, «нужны музыканты, которые обожгутся его музыкой и вновь расскажут о ней всем, …. Нужно просто служить его музыке. …Потому что он понимал, что только поэзия и музыка всё преодолевают и надо всем поднимаются». [5]

Необходимо также вслушаться в высказывания первых исполнителей поэмы «Петербург», особенно М. Аркадьева. Он совершенно точно определил, что глубинный смысл творчества Г. В. Свиридова, тайна его, секрет «не для разгадывания, а для вслушивания, для бережного сохранения ее хрупкой неприкосновенности. Как бы ни был масштабен мир образов Свиридова, их сущность в пронзительности и нежности чувства. Он создал свою лирическую Вселенную, и я уверен, что мир обречен на его музыку в самом лучшем смысле этого слова. Ее бессмертие заключается не в том, насколько востребована она и популярна. Она внутри устроена как бессмертная. Она бессмертна в сердце своем». [3]

Исполнение вокальных произведений Г. В. Свиридова требует от певца и концертмейстера не только и не столько владения техникой, сколько духовной зрелости и готовности к долгой кропотливой исследовательской работе: пристальному прочтению лирики А. Блока и мемуаров композитора, глубокому погружению в музыкальный и поэтический текст и всемерному постижению национального культурного контекста.

Литература:

  1. Веселов В. Ф. Звёздная романтика //В кн.: Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей / Сост. А. Белоненко. — М.: «СК», 1990.
  2. Висков А. «Любовь Святая» (Свиридов, Юрлов и «юрловцы») / В кн.: Мир Свиридова. М.: «Наш современник», 2005. — № 5. — С. 121
  3. Вишневская Т.Лирическая вселенная Свиридова. Беседа с М.Аркадьевым в газете «Курские новости»// [Электронный ресурс] http:// hvorostovsky.su/? mod=content&action= content_view&cat_id = 2&id=896
  4. Гаврилин В. А. Годовой круг // В кн.: Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей /Сост. А. Белоненко. — М.: «СК», 1990.
  5. М.Аркадьев: Воспринимаю Свиридова как воплощение абсолютного творчества. [Электронный ресурс] https://muzlifemagazine.ru/mikhail-arkadev-vosprinimayu-svirido/
  6. Свиридов Г. В. Музыка как судьба. — Изд.2-е. — М, Молодая гвардия, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): вокальная поэма, Россия, Блок, музыка, вокальная музыка, образ, Петербург, слово.


Ключевые слова

вокальная музыка, творчество Г. В. Свиридова, вокальная поэма Петербург, Д. Хворостовский, М. Аркадьев

Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Главное в творчестве Г. В. Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные

Отсюда возник замысел камерного вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея

И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С...

О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы...)

Библиографическое описание: Капустин, Е. Н. О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока) / Е. Н. Капустин.

Ключевые слова : камерно-вокальная музыка, речевая...

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях С. С. Прокофьева.

Обращаясь к камерно-вокальным сочинениям С. Прокофьева, исследователи условно подразделяют их на три группы, соотнося их с этапами творческого становления композитора.

Надежда Юрьевна Юренева — педагог русской школы камерного...

Ключевые слова: русская вокальная школа, камерное вокальное исполнительство, вокальная педагогика, педагогические приемы, вокальная

Любя поэзию, стремясь передать красоту и сложность связи поэтического текста и музыки, Н. Ю. Юренева неоднократно готовила...

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы...

Тематика камерно-вокальных сочинений во многом диктует их жанровую основу, тесно связывая стихи Н. Некрасова с жанром песни, порой уже

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных... Камерно-вокальные сочинения относятся к той сфере творчества С...

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях...

Библиографическое описание: Никитина, Ю. Ю. Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника / Ю. Ю. Никитина, Т. Б. Резницкая.

Художественный образ музыкального произведения...

Итак, рассмотрев, художественный образ музыкального произведения, мы пришли к выводу, что его раскрытие невозможно без использования определенных технических средств, помогающих воплотить замысел композитора. Возможность же использования тех или иных...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

В основе вокальной партии Лешего — декламация, его основной лейтмотив

Таким образом, музыкальные театры дореволюционной России — императорские и Частная опера.

Итак, рассмотрев, художественный образ музыкального произведения, мы пришли к выводу, что...

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Ключевые слова:русская народная песня, оркестр русских народных инструментов, баян.

Новую страницу в музыке Бурятии открыл А. Прибылов.

Слово «скоморошина» может означать и шуточное театральное представление, и мелодический образ в духе...

Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Главное в творчестве Г. В. Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные

Отсюда возник замысел камерного вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея

И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С...

О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы...)

Библиографическое описание: Капустин, Е. Н. О вокальной музыке Г. В. Свиридова (на примере поэмы «Петербург» на стихи А. А. Блока) / Е. Н. Капустин.

Ключевые слова : камерно-вокальная музыка, речевая...

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях С. С. Прокофьева.

Обращаясь к камерно-вокальным сочинениям С. Прокофьева, исследователи условно подразделяют их на три группы, соотнося их с этапами творческого становления композитора.

Надежда Юрьевна Юренева — педагог русской школы камерного...

Ключевые слова: русская вокальная школа, камерное вокальное исполнительство, вокальная педагогика, педагогические приемы, вокальная

Любя поэзию, стремясь передать красоту и сложность связи поэтического текста и музыки, Н. Ю. Юренева неоднократно готовила...

Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы...

Тематика камерно-вокальных сочинений во многом диктует их жанровую основу, тесно связывая стихи Н. Некрасова с жанром песни, порой уже

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных... Камерно-вокальные сочинения относятся к той сфере творчества С...

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях...

Библиографическое описание: Никитина, Ю. Ю. Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника / Ю. Ю. Никитина, Т. Б. Резницкая.

Художественный образ музыкального произведения...

Итак, рассмотрев, художественный образ музыкального произведения, мы пришли к выводу, что его раскрытие невозможно без использования определенных технических средств, помогающих воплотить замысел композитора. Возможность же использования тех или иных...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

В основе вокальной партии Лешего — декламация, его основной лейтмотив

Таким образом, музыкальные театры дореволюционной России — императорские и Частная опера.

Итак, рассмотрев, художественный образ музыкального произведения, мы пришли к выводу, что...

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Ключевые слова:русская народная песня, оркестр русских народных инструментов, баян.

Новую страницу в музыке Бурятии открыл А. Прибылов.

Слово «скоморошина» может означать и шуточное театральное представление, и мелодический образ в духе...

Задать вопрос