Педагогический потенциал ансамблевой деятельности студентов-скрипачей в коллективном исполнительстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 07.07.2018

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Исрафилова Р. С. Педагогический потенциал ансамблевой деятельности студентов-скрипачей в коллективном исполнительстве // Молодой ученый. — 2018. — №27. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/archive/213/51958/ (дата обращения: 19.04.2019).



Духовное возрождение России, обновление путей развития отечественной культуры, становление человека как творческой личности нуждаются в значительном повышении социальной роли музыкального искусства, приближении ее отраслей к насущным потребностям культурной практики. Важнейшая роль в этом принадлежит музыкальному образованию, которое сконцентрировано на решении ряда взаимосвязанных задач: подготовке специалистов-музыкантов, отвечающих современным требованиям развития музыкального искусства; обеспечении необходимого обществу культурного слоя образованных и т. д.

В музыкальном образовании центральное место занимает исполнительская деятельность, обеспечивающая содержательные коммуникативные связи между композиторским творчеством и восприятием слушателей. Продуктивность этой деятельности музыкантов всецело зависит от меры овладения сложившейся в художественной практике исполнительского мастерства, складывающегося в процессе музыкального воспитания и обучения.

Возникновение инструментальных ансамблевых форм и жанров коллективной деятельности, которые представляют собой уникальное явление в музыкальном искусстве, явилось закономерным следствием активного развития музыкального исполнительства. Поиск музыкантами новых ансамблевых форм отражает объективный процесс развития инструментальной исполнительской культуры. Наиболее активно популярность ансамблевого жанра стала проявляться в последние десятилетия XX века. В процессе развития музыкального исполнительства возникло огромное разнообразие ансамблевых инструментальных форм и жанров, представляющих собой самостоятельное явление в музыкальном пространстве и исполнительском искусстве в целом. Появилась потребность музыкантов в самореализации индивидуального творческого потенциала через коллективное исполнительское творчество.

Ансамблевое искусство представляет собой одну из содержательных ветвей исполнительской деятельности и занимает важное место в мировом классическом искусстве. Эта сфера музыкального творчества, постоянно развиваясь, совершенствует композиционные приемы и средства выразительности, формирует традиции ансамблевого исполнительства.

Ансамбль (с фр. «ensemble» — вместе). В музыкальном словаре А. Н. Должанского даются следующие определения ансамбля:

  1. Группа из двух и более музыкантов-певцов или инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы. К ансамблям относятся также хоры и оркестры.
  2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.
  3. Совместное исполнение пьесы несколькими участниками. Выражение «хороший ансамбль» означает стройное, сливающееся в единое целое звучание участвующих в ансамбле голосов или инструментов [1, с.274].

Ансамбли могут быть вокальными, инструментальными или смешанными.

Коллективное исполнительство было и остается своеобразным флагманом искусства игры на музыкальных инструментах, ярким выразителем исконных национальных традиций, эффективным средством эстетического, духовного, нравственного воспитания молодежи.

Во все времена оркестры, ансамбли и другие виды коллективного исполнительства, как жанры инструментальной музыки, как воспитательная среда, представляли собой унифицированную форму профессиональной подготовки музыкантов исполнителей [2, с.213].

Особенностью современного академического музыкального искусства является возрастающий удельный вес ансамблевых форм исполнительства. Подтверждением этому служит как создание композиторами конца XX века ряда значительных сочинений для камерного ансамбля различных составов, так и появление множества ансамблевых объединений музыкантов. Распространенным явлением стало проведение многочисленных конкурсов камерной музыки, имеющих разный статус и охватывающих все возрастные категории исполнителей.

В основе ансамблевого исполнительства лежит коллективный принцип. При этом следует подчеркнуть, что игра в ансамбле всегда предполагает не только наличие общего плана работы над музыкальным произведением, но и его реализацию совместными усилиями исполнителей. И здесь, помимо их музыкальной одаренности и уровня музыкальной подготовки, в которых возможны различия, иногда решающими становятся психологические качества партнеров, их умение общаться между собой. Как отмечает психолог А. Л. Готсдинер, каждый индивид в любой жизненной ситуации является участником общественной коммуникации и одновременно продуктом социального воздействия, и все его поступки обусловлены сложными межличностными взаимоотношениями. Кроме того, любой коллектив, объединенный общими целямии совместной деятельностью, — в нашем случае состав музыкального ансамбля — характеризуется наличием лидера — формального или неформального, а иногда и того и другого [3, с. 121].

В художественной практике разных периодов становления и развития коллективного исполнительства мы встречаемся с различными модификациями состава инструментов и количества исполнителей. Их число колеблется от двух (ансамбль) до ста двадцати музыкантов и выше (сводные оркестры).

Определение состава оркестра, ансамбля зависело от объективных и субъективных условий. К объективным условиям мы можем отнести социально-экономическое положение, конкретный исторический период развития музыки, стиль, господствующий в это время. К субъективным условиям мы относим стилевое направление, определяемое руководителем, лидером или участниками коллектива, а также художественно-творческие задачи, которые на данном этапе решает тот или иной оркестр или ансамбль.

maxresdefault (1).jpg

Ансамбль скрипачей Большого театра СССР Рук. — Юлий Реентович 1965–1967 гг.

Профессиональный ансамбль скрипачей — достаточно редкое явление в современной концертной практике. Он отличается и от традиционных инструментальных ансамблей — квартета или квинтета, и от камерного оркестра. В нем нет привычного деления на высокие и низкие регистры, нет главных и аккомпанирующих партий. В ансамбле скрипачей каждый исполнитель является, по сути, солистом, а звучание однородных инструментов сливается, образуя совершенно особый, удивительной красоты тембр. Высокопрофессиональным образцом такого коллектива был ансамбль скрипачей Большого Театра СССР, организатором и бессменным руководителем которого на протяжении более 25 лет был Юлий Маркович Реентович. Первое публичное выступление ансамбля скрипачей состоялось 25 февраля 1956-го, и эта дата считается днем его рождения.

Это был первый и единственный в Союзе профессиональный ансамбль скрипачей, игравший в сопровождении рояля, без дирижера и без нот. Все партии артисты исполняли наизусть, добиваясь удивительной синхронности звучания. Давид Ойстрах так писал об этом ансамбле: «…все его участники и в первую очередь руководитель ансамбля… Юлий Реентович, талантливый музыкант, обладающий исключительным художественным вкусом, — скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль» [4, с.3].

На первых порах трудность состояла в выборе репертуара, отсутствии нотной литературы именно для такого инструментального состава. Приходилось перекладывать музыкальные произведения для исполнения ансамблем. Ю. Реентовичу удалось привлечь высококвалифицированных аранжировщиков, а также композиторов, писавших специально для ансамбля. Среди них Г. Н. Рождественский, Г.Заборов, Л. В. Фейгин, А.Гурфинкель, Р. К. Щедрин, А. И. Хачатурян, Е. Ф. Светланов, М. И. Чулаки. Постепенно репертуар расширился, в него вошло множество произведений разных эпох и стилей [4, с.6].

К сожалению, в настоящее время во всем мире не существует профессионального ансамбля скрипачей, последователей традиций легендарного ансамбля скрипачей Большого Театра СССР под руководством Ю. М. Реентовича, исполнявшего свои уникальные обработки на лучших концертных площадках мира.

Ансамблевое искусство не только составляет самостоятельную область исполнительства, но в известной мере даже противостоит как сольному, так и оркестровому музицированию. В количественном отношении оно кажется занимающим промежуточное между ними положение. Разнообразие и объем репертуара, созданного к настоящему времени, свидетельствует об устойчивом внимании к этому жанру многих поколений композиторов.

Устойчивый интерес студентов-скрипачей к игре в ансамбле позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений, а репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития музыкантов-исполнителей.

Литература:

  1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Рус. яз., 1986–736 с.
  2. Блох, О. А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства / О. А. Блох // Вестник МГУКИ; № 2 (52), 2013. — С. 212–218.
  3. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. — М.: МИП «NB Магистр», 1993. — 192 с.
  4. Титова, А. В. Ансамбль скрипачей Большого театра СССР/ А. В. Титова, И. К. Архипова. — М.: Планета, 1985. — 34 с.
  5. Берлянчик, М. М. Как учить играть на скрипке в музыкальной школе / М. М. Берлянчик — М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006.- 205 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ансамбль, коллективное исполнительство, музыкальное искусство, профессиональный ансамбль скрипачей, ансамбль скрипачей, музыкальное исполнительство, исполнительская деятельность, ансамблевое исполнительство, ансамблевое искусство, музыкальное образование.


Похожие статьи

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Музыкальное исполнительство невозможно вне формирования таких качеств личности, как

- формирование практических (технических, музыкально-исполнительских, ансамблевых)

11) Щукина О. Н. Ансамбль скрипачей с азов: Сб.1 выпуск- С-Петербург Композитор, 2007.

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Библиографическое описание: Грозных П. А. Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся [Текст]

Память ансамблиста формируется более интенсивно. Исполнение ансамбля наизусть будет способствовать не механическому...

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего...

11. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин.

Коллективное исполнительство как одна из форм развития... Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

участник ансамбля, ритмический рисунок, ансамбль, музыкальное произведение, нотный текст, музыкально-исполнительская

ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, будущий учитель музыки...

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях...

Камерный ансамбль — это один из многих видов исполнительского искусства.

Солист способен исполнить произведение в целом, тогда как ансамблист... Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Организация вокально-инструментального ансамбля...

Идея создания вокально-инструментального ансамбля возникла, чтобы привлечь к коллективному творчеству как можно больше учащихся.

Частые репетиции и выступления, помимо профессиональных, исполнительских качеств, требуют от музыкантов и...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие и воспитание детей.

Коллективная деятельность, коллективный труд — основа нашей жизнедеятельности. Умение трудиться — верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни.

Современные требования в области подготовки специалистов...

музыкальное искусство, область, знание, музыкально-педагогическая деятельность, музыкальная педагогика, исполнительское мастерство, музыкальное образование, исполнительская деятельность, Осуществление...

Сравнительный анализ развития виолончельной техникина рубеже...

Камерный ансамбль — это один из многих видов исполнительского искусства.

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях... ...с концертмейстером, участвуют в ансамбле скрипачей, виолончелистов (в младших классах), позже.

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

Созданный ансамбль должен буквально «дышать вместе».

Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учеб. пособие / Ю. Цагарелли.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Искусство раннего коллективного музицирования в обучении...

Музыкальное исполнительство невозможно вне формирования таких качеств личности, как

- формирование практических (технических, музыкально-исполнительских, ансамблевых)

11) Щукина О. Н. Ансамбль скрипачей с азов: Сб.1 выпуск- С-Петербург Композитор, 2007.

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Библиографическое описание: Грозных П. А. Коллективное исполнительство как одна из форм развития музыкальных способностей учащихся [Текст]

Память ансамблиста формируется более интенсивно. Исполнение ансамбля наизусть будет способствовать не механическому...

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего...

11. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин.

Коллективное исполнительство как одна из форм развития... Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

участник ансамбля, ритмический рисунок, ансамбль, музыкальное произведение, нотный текст, музыкально-исполнительская

ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, фортепианный ансамбль, будущий учитель музыки...

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях...

Камерный ансамбль — это один из многих видов исполнительского искусства.

Солист способен исполнить произведение в целом, тогда как ансамблист... Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Организация вокально-инструментального ансамбля...

Идея создания вокально-инструментального ансамбля возникла, чтобы привлечь к коллективному творчеству как можно больше учащихся.

Частые репетиции и выступления, помимо профессиональных, исполнительских качеств, требуют от музыкантов и...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на...

Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие и воспитание детей.

Коллективная деятельность, коллективный труд — основа нашей жизнедеятельности. Умение трудиться — верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни.

Современные требования в области подготовки специалистов...

музыкальное искусство, область, знание, музыкально-педагогическая деятельность, музыкальная педагогика, исполнительское мастерство, музыкальное образование, исполнительская деятельность, Осуществление...

Сравнительный анализ развития виолончельной техникина рубеже...

Камерный ансамбль — это один из многих видов исполнительского искусства.

Значение дисциплины «Камерный ансамбль» в условиях... ...с концертмейстером, участвуют в ансамбле скрипачей, виолончелистов (в младших классах), позже.

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике...

Созданный ансамбль должен буквально «дышать вместе».

Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учеб. пособие / Ю. Цагарелли.

Задать вопрос