Автор: Матякубов Шавкат Батирович

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 11.03.2017

Библиографическое описание:

Матякубов Ш. Б. Термины вокального искусства и профессиональные певческие жанры Узбекистана // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 464-468.



В статье говорится о методах звукоизвлечения в Узбекском традиционном музыкальном искусстве. Также о терминах, названиях профессиональных жанров и о манерах звукоизвлечения.

Ключевые слова: открытый голос, belcanto, вокальный стиль, вокальное звукоизвлечение, шашмаком, мухаммас, газал, суворий, катта ашула, песня

golden_aksoy01_im1.jpg

Рис. 1. Миниатюра Камолиддин Бехзод под названием «Музыканты» (XVвек)

С древних времён красота и сила воздействия человеческого голоса рассматривались как проявления божественного начала. Известно, что стихи священной книги зороастризма «Авесто» читались нараспев. Тексты священного Корана были переданы пророку Мухаммеду именно божественным, напевным голосом. И поэтому все аяты и суры Корана по традиции распеваются приятными голосами, что усиливает воздействия. Известно, что традиция распева молитвенного призыва «Азан» в высоком регистре была начата Хазрати Билолом. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что человечество всегда для выражения и передачи своих верований, священных идей, любви к Всевышнему, всех эмоции использовало и силу слово также вокальную интонацию. В частности, на мусульманском Востоке очень ценились исполнители Корана, профессионально подготовленные певцы; существовали специально разработанные для вокалистов-мужчин методы звукоизвлечения и певческие стили. Об этом говориться в музыкальном трактате Дервиш Али[1] так: — «Для исполнения макомов[2] певцы должны владеть тремя способами вокального звукоизвлечения. Первый из них «кулукий» или «килкий» — (писари книг называли так свои остро натачиваемые калямы из камыша) — то есть острый, резкий голос. Второй «димогий» — звукоизвлечение, использующее усилия гортани, третье «халкий» — открытый голос, который формируется в глоточной области и опирается на глубокое дыхание». Также подчёркивается, что «не владеющие этими видами вокального звукоизвлечения не должны петь макомы». Арабские Кулукий, димогий и халкий слова на фарси как бинниги, гуллиги и ишками.

В способе звукоизвлечения «бинниги» формирующийся в гортани звук «отталкивается» от головного резонатора и нёба, затем выпускается наружу через ротовую и полости. Голос представителей этого стиля воспринимается выше, чем их реальное звучание. Причина использования термина «бинниги» (буквально-носовой) заключается в том, что образуемый с помощью активной работы головных резонаторов голос воспринимается как исходящий из носовой полости. Употребления этого способа звукоизвлечения связано с физиологическими особенностями головного аппарата певца, размерами и формами резонаторов, голосовых связок, гортани, носовой полости. Для певцов этого стиля удобнее петь, используя именно головного резонаторов. Такого типа манера вокального звукоизвлечения широко распространена, в основном, в Азербайджане, среди турецких певцов, она была известна и в Древнем Хорезме. В исполнении хорезмских певцов 20 века, таких как Матюсуф Харратов и Мадрахим Якубов (Шерозий) можно отчётливо проследить как положительные стороны, так и недостатки этого стиля.

А в стиле «гуллиги» звук образуется большей частью в грудном резонаторе, через гортань и ротовую полость распространяется наружу. В высокой тесситуре голоса головные резонаторы резонируют менее активно, чем нижние. По мнению мастеров пения, у исполнителей в манере «гуллиги» воспроизведение высоких нот сопровождается расширением шейных артерий и некоторым увеличением диаметра шеи, что становится видимым снаружи. Эти физиологические изменения шеи вокалиста внешне напоминают раскрытие цветка, с чем и связано название этого стиля (гуллиги буквально — цветочный, расцветший).

Один из выдающихся мастеров классических музыкальных традиций Ферганской долины 20 века, певец, композитор Журахан Султанов пел именно в стиле «гуллиги». Его музыкальная деятельность стала своеобразным творческим мостом, соединившим этот пласт музыкального наследия с нашими днями.

В Узбекском традиционном вокальном искусстве есть ещё один певческий стиль, который популярен и в наши дни. Эта манера вокального звукоизвлечения называется «ишками» (шикам в переводе с фарси — живот брюхо; то есть пение с опорой на брюшные мышцы). Особенность её заключается в том, что сформировавшийся в связках звук, сначала усиливаясь в глотке и головном резонаторе, затем через гортань и ротовую полость извлекается наружу. В низком регистре в основном используется грудной резонатор, в высоком регистре — головной резонатор. Этот стиль голосообразования многими своими качествами напоминает итальянское belcanto. Но в belcanto голос формируется с определённым давлением, звук с силой выталкивается наружу. В «ишками» голос не форсируется, отличаясь естественностью звукоизвлечения. Используя народную терминологию, эту вокальную манеру можно назвать «очик овоз» (то есть открытый голос, открытый в прямом и переносном смысле этого слова).

Все эти термины используются как условные обозначения вокальных стилей, лишь в общих чертах характеризующие их особенности. Так, например, представители стиля «бинниги» звуки нижнего регистра также образуют с помощью грудного регистра. А в манере «гуллиги» голос в высоком регистре так же как и в «ишками» образуется с помощью головных резонаторов.

Наряду с этими терминами, к примеру в Фергано-Ташкентской традиционной культуре, бытовали локальные наименования типов голосообразования. Об этом говорится говориться в книге народного певца Узбекистана Фаттоххона Мамадалиева «Миллий хонандалик ва унинг овоз хусусиятлари» (Национальное вокальное искусство и особенности вокала), где автор излагает соответствующую терминологию и даёт характеристику способов голосообразования.

Традиционное искусство пения Узбекистана в современный период своего развития представлено множеством жанров. Музыкальное воплощение каждого образца пропитано свойственными различными жанрам мелизмами (интонационными оборотами). Важно отметить, что национальная характерность вокального исполнения в большой степени определяется уместным использованием присущей различным стилям и жанрам орнаментики. В целом же, современное национальное вокальное искусство, наряду с традициями макомата и узбекской классической музыки, включает в себя искусство бахши (исполнители эпосов), жанры катта ашула, ялла, лапар, исполнительская манера и жанровая разновидность по регионам, а также академический (европейский) вокал, эстрадный вокал.

Один из традиционных вокальных жанров — катта ашула что в переводе означает большая или высокая (лирическая) песня. Вопросы происхождения этого древнего жанра до сих пор дискутируется среди учёных. Некоторые молодые исполнители считают, что катта ашула представляют собой любое произведение, основанное на ритмически неупорядоченном протяжном распеве какого-либо поэтического текста. На самом деле, катта ашула является сложным, основанном на определённых внутренних закономерностях и правилах (канонах) самодеятельном вокальным жанром, изучение и постижение которого молодыми исполнителями является одной из актуальных задач вокальной педагогики Узбекистана.

Эркақори Каримов .jpg

Рис. 2. «Ката ашула», фото В. Нестерова снято в 1957 году. На нём Эрка кори Каримов и Шеркузи Бойкузиев

Песни «катта ашула» — жанра, сформировавшегося в течение определённого исторического периода, всегда являлись широко популярными произведениями, выражая этические духовные потребности демократического слушателя. Генезис жанра катта ашула связан с религиозной сферой. В исполнение известных хафизов (певцы, которые поют религиозные песни и макомы) особенно любимыми являются такие произведения как «Бог аро», «Куп эрди», «Ёввойи Чоргох», «Ёввойи Ушшок», «Ирок», «Келдик», «Ухшарсиз», «Кириб бустонни кездим», «Эй санам», «Топмадим». Названия многих образцов составлены из радифов газелей (то есть, повторяющихся в конце каждой строчки слов или оборотов). А некоторые названия — такие как Ушшок, Чоргох, Ирок отражают их звукорядную (ладовую) основу.

Жанр «суворийхонлик» (дословно — пение «сувора») распространён в Хорезмском регионе, истоки этого жанра можно отнести к периоду формирования мусульманской обрядности. В частности, «сувора» представляет собой музыкальное проявление суфийских традиций. Этимология термина по мнению многих учёных связана со значением слова «всадник».

Своеобразием жанра «Сувора» является творческое соревнования двух певцов, то есть «дийралишма». Помимо свадебных выступлений и народных гуляний высокие образцы вокальных состязаний «дийралишма» можно было наблюдать в каландархане города Хивы, а также в таких священных местах, как Боборис (Бобо урис), Гозли бобо, Султон Увайс бобо. Здесь исполнители демонстрировали все возможности своего голоса, владение и знания многочисленных мухаммасов (тип поэзии на арузе). В случае проявление усталости, неспособности исполнить высокие ноты, исчерпания багажа поэтических форм соперник считался побеждённым и наказывался материально, но и, например, домашний скот (верблюд, лошадь, бык, баран и т.д)

В народе говорится: «Суворий — суз айтмок (суворий — значить петь слово), маком — соз атмак» (маком — исполнять, петь мелодию), достон — вокеликдир (достон то есть эпосы — это драматургия»). Поскольку в центре жанра суворий — интонируемая поэзия, важным является использование в одном выступлении мухаммасов одного поэта таких как Навоий, Бедил, Машраб, Фузулий и т. д. Профессионализм певцов определяется не только вокальными данными, но и глубокими познаниями в области поэзии, знанием большого количества газелей, мухаммасов и других поэтических форм. По свидетельствам старших мастеров певцы подготавливались к исполнению «суворий» постепенно, достигнув определённого уровня и исполняя долгое время макомные мелодии, только допускались к исполнению суворий.

6.jpg

Рис. 3. «Суворийхонлик». На фото с таром — Нурмухаммад Болтаев, с аккордеоном — Мадрахим Якубов Шерозий, с баяном Тельман Мусаев. Фото В. Нестерова (1958 г.)

Литература:

  1. Матякубов.О «Maqomot» T. “Musiqa» 2004 y
  2. Матякубов.O, Болтаев.Р, Аминов.И «Xorazm tanbur chizig’I» «Musiqa» nashriyoti T., 2010 y.
  3. Матякубов.Б «Хоразм достон ижрочилигининг зархат сахифалари». «Хоразм», 1999 y.
  4. Матякубов.Б. «Достон Наволари», «RAMM» T., 2009 y.
  5. Матякубов.О, Матниязов.А «XI-XV асрларда узбек мусикаси» Урганч 2010 y.
  6. Ахмедов.М, Олимбоева.К «Узбек халк созандалари» I китоб.,
  7. Matyoqubov. Sh «An'anaviy ijrochilik tarixi» Toshkеnt 2015 y.

[1] Бухарский музыковед, композитор, певец, поэт XVII века, автотрактата «Рисолаи мусикий».

[2] Маком – классическая циклическая музыкальная форма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос