Документарно-информационная составляющая информационного общества в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 15.06.2023

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Коданев, И. А. Документарно-информационная составляющая информационного общества в России / И. А. Коданев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104067/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье исследуются документированная информация как один из важнейших ресурсов государства.

Ключевые слова: информация, документированная информация, электронный документ, конфиденциальность информации

Развитие современных информационных технологий обусловило почти безграничные возможности государства и общества в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в один из важнейших ресурсов Российской Федерации наряду с его другими основными ресурсами — природными, экономическими, трудовыми, материальными. По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную. Недокументированная информация остаётся за рамками правового регулирования.

Правовую базу составляют нормы, закреплённые в Конституции Российской Федерации [1], устанавливающие права и обязанности субъектов по подготовке, передаче и распространению информации и информационных ресурсов, а также выдачи информации из информационных ресурсов потребителю.

В статье 29 Конституции закреплено право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом .

Статья 33 Конституции закрепляет право граждан Российской Федерации на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления .

Действуют нормы, которые обязывают обеспечить формирование информационных ресурсов, содержащих персональные данные, и доступ к ним при условии конфиденциальности.

Статья 24 Конституции ограничивает возможность сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни человека без его согласия , а также обязывает государственные (муниципальные) органы и их должностных лиц на обеспечение каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Большое внимание в Конституции Российской Федерации уделено законам, как основным источникам правового регулирования общественных отношений, и законотворческой деятельности, а также открытости представления информации.

Статьей 15 ограничивается применение неопубликованных официально законов, а также нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина .

Конституция Российской Федерации устанавливает ограничение доступа к документированной информации определённого вида. В статье 29 говорится, что « перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом » [1].

Указанные нормы Конституции Российской Федерации находят развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [2] является важнейшим системообразующим законом в области обращения документированной информации. В указанном федеральном законе понятие «информация» определено следующим образом:

«Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В нем также определяются такие понятия как:

«Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путём документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством случаях ее материальный носитель;

электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя;

предоставление информации — действия, направленные на получение информации определённым кругом лиц или передачу информации определённому кругу лиц;

распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети» и иные понятия. [2]

Закон закрепляет обязанность государства на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения при решении стратегических и оперативных задач социального и экономического развития страны в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации.

Документирование информации является обязательным условием для включения информации в информационные ресурсы. Документ, который был получен из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу только после того, когда его подпишет должностное лицо в порядке, установленном законодательством России. С помощью электронной цифровой подписи можно подтвердить юридическую силу документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем.

Физические и юридические лица являются правообладателями тех документов, которые были созданы за их счёт, приобретены ими в рамках закона, или получены ими в порядке наследования или дарения.

Собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счёт средств федерального бюджета, за счёт бюджетов субъектов, является Российская Федерация и её субъекты, а также полученные иным способом, который установлен действующим законодательством.

В органы государственной власти и юридическими лицами, документированная информация, представляется в обязательном порядке независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основании статьи 8 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении Российской Федерации и её субъектами, представляющих эту информацию.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, относятся к их имуществу в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации и др.

Информационные ресурсы, которые являются собственностью государства, и находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учёту и защите как государственное имущество.

Государственные информационные ресурсы России находятся в общем пользовании. Исключение составляет документированная информация, доступ к которой ограничен федеральными законами (так называемая информация ограниченного доступа).

Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, конфиденциальную, а также отнесённую к государственной тайне.

При этом запрещено относить к информации с ограниченным доступом [2]:

1) нормативно-правовые акты, которые устанавливают правовое положение организаций и полномочия государственных органов, а также затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

2) информацию, которая показывает состояние окружающей среды;

3) информацию, которая показывает деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, служебную тайну или составляющих государственную);

4) информацию, накапливаемую в открытых фондах музеев, библиотек, архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) также установленную федеральными законами иную информацию, к которой недопустимо ограничение доступа.

В обязанности владельца информационных ресурсов входит обеспечение соблюдения режима обработки в рамках установленным законодательством Российской Федерации или собственником этих информационных ресурсов в соответствии с законодательством правил предоставления информации пользователю.

За совершенные правонарушения во время работы с информацией организации, органы государственной власти, и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пользователи могут обратиться в суд в случае предоставления им заведомо недостоверной информации или при отказе им в доступе к открытой информации.

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» [3] определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документа как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, которая предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документа, его дальнейшее общественное использование.

Федеральный закон регулирует правовое отношение при формировании и использовании национального библиотечно-информационного фонда России в виде собрания обязательного экземпляра всех видов документов, который комплектуется на основе обязательного бесплатного экземпляра, и распределяемого между книжными палатами, библиотеками, органами научно-технической информации, предназна-ченного для общественного использования и постоянного хранения.

Под обязательными экземплярами документов понимаются экземпляры различных видов тиражированных документов и экземпляры печатных изданий в электронной форме, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом. Система обязательного экземпляра — совокупность видов обязанных экземпляров, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования.

При этом под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и/или их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения; а экземпляр — образец тиражированного документа, идентичный оригиналу.

Документы строгой отчётности и приравненные к ним документы не подлежат рассылке в качестве обязательного бесплатного экземпляра, сюда относится бланочная продукция, техническая документация на военную продукцию (формуляры, инструкции по эксплуатации), а также отчетности, счетная документация и альбомы учётной формы.

Обязательный экземпляр предоставляют производители документов — юридические лица, производящие, публикующие и распространяющие обязательные экземпляры. Постоянное хранение обязательного бесплатного федерального экземпляра возложено на организации и учреждения, перечисленные в ст. 19 вышеуказанного закона.

Библиотечно-информационный фонд России образуется фондами учреждений и организаций, которые обеспечивают постоянное хранение обязательного бесплатного федерального экземпляра соответствующего вида документа.

И так, в гражданском обороте информации участвуют и вступают в отношения друг с другом следующие субъекты информационных правоотношений:

— производители информации;

— обладатели (держатели) информации как своего рода посредники между производителями информации и потребителями информации;

— потребители информации как конечные получатели информации.

Таким образом, информация — один из важнейших ресурсов современного информационного общества. Правовую основу формирования и применения информационных ресурсов, круг правоотношений, образующихся при обращении к документированной информации, которую законодатель определяет как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать» составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области документирования информации.

Документирование информации является обязательной процедурой включения информации в государственные информационные ресурсы. Для создания государственных информационных ресурсов физические и юридические лица обязаны предоставлять документированную информацию в органы государственной власти в нормативно определенном порядке. Владельцы и собственники информационных ресурсов обязаны принимать необходимые меры для обеспечения сохранности информации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газета. — 1993. — 25 дек.
  2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Рос. газета. — 2006. — 29 июля.
  3. Об обязательном экземпляре документов: федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ // Рос. газета. — 1995. — 17 янв.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, документированная информация, информация, ресурс, государственная власть, лицо, материальный носитель, распространение информации, обязательный экземпляр, орган.


Похожие статьи

Реализация права на доступ к информации с учетом...

право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации [3]. Доступ к государственным информационным ресурсам обеспечивается двумя способами

– доведением информации до всеобщего сведения уполномоченными органами

Порядок доведения информации и создание информационных ресурсов определяется российским...

Субъекты информационного обеспечения в сфере...

В прежнем Законе об информации, информатизации и защите информации

Сходное понятие «собственник» документированной информации, информационных ресурсов

1 ст. 10 Закона о государственной тайне, должностные лица, наделенные в порядке

если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 1471 ГК РФ).

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Следовательно, его нельзя назвать государственным органом [4. С. 96].

ГК РФ делит все юридические лица на коммерческие и некоммерческие.

Центральный банк РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и.

Обзор нормативно-правовой и нормативно-методической...

Процесс создания документа или записи информации на носителе называется документированием [29].

Документирование в Российской Федерации осуществляется на государственном языке.

ГОСТ Р 7.0.8–2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Терроризм: понятие и противодействие | Статья в журнале...

...субъекты РФ, муниципальные образования, полномочия органов государственной власти.

Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по.

терроризм, Российская Федерация, орган, противодействие, акт, местное самоуправление...

Правовая ответственность в области документационного...

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» даны

Согласно данному закону «документированная информация — зафиксированная на материальном

Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации

электронный документ, Российская Федерация, бумажный носитель, доказательство.

Правовое регулирование отношений в условиях информационного...

Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства.

Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской...

Ст.1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» дает нам следующее определение Правительства РФ: Правительство Российской Федерации - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации[2].

Место электронных носителей информации в системе...

Вопрос места электронных носителей информации в системе доказательств по уголовным делам является дискуссионным, так как законодательно электронные носители информации не отнесены ни к одному источнику доказательств, указанному в части 2 статьи 74 УПК РФ.

Похожие статьи

Реализация права на доступ к информации с учетом...

право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации [3]. Доступ к государственным информационным ресурсам обеспечивается двумя способами

– доведением информации до всеобщего сведения уполномоченными органами

Порядок доведения информации и создание информационных ресурсов определяется российским...

Субъекты информационного обеспечения в сфере...

В прежнем Законе об информации, информатизации и защите информации

Сходное понятие «собственник» документированной информации, информационных ресурсов

1 ст. 10 Закона о государственной тайне, должностные лица, наделенные в порядке

если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 1471 ГК РФ).

Организационно-правовое положение Центрального Банка...

Следовательно, его нельзя назвать государственным органом [4. С. 96].

ГК РФ делит все юридические лица на коммерческие и некоммерческие.

Центральный банк РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и.

Обзор нормативно-правовой и нормативно-методической...

Процесс создания документа или записи информации на носителе называется документированием [29].

Документирование в Российской Федерации осуществляется на государственном языке.

ГОСТ Р 7.0.8–2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Терроризм: понятие и противодействие | Статья в журнале...

...субъекты РФ, муниципальные образования, полномочия органов государственной власти.

Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по.

терроризм, Российская Федерация, орган, противодействие, акт, местное самоуправление...

Правовая ответственность в области документационного...

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» даны

Согласно данному закону «документированная информация — зафиксированная на материальном

Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации

электронный документ, Российская Федерация, бумажный носитель, доказательство.

Правовое регулирование отношений в условиях информационного...

Информация используется на всех стадиях общественных отношений и на всех стадиях производства.

Первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти имеет информация, получаемая в результате информационного обслуживания.

О конституционно-правовом статусе Правительства Российской...

Ст.1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» дает нам следующее определение Правительства РФ: Правительство Российской Федерации - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации[2].

Место электронных носителей информации в системе...

Вопрос места электронных носителей информации в системе доказательств по уголовным делам является дискуссионным, так как законодательно электронные носители информации не отнесены ни к одному источнику доказательств, указанному в части 2 статьи 74 УПК РФ.

Задать вопрос