Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) [1].
XXI век сложно представить без средств массовой информации. Телевизоры, радио, газеты, интернет — все это источники получения сведений о состоянии мира и окружающей среды. Почти каждый современный человек ежедневно просматривает новости и статьи, чтобы быть в курсе политических, экономических, социальных и духовных сфер общества, которое его окружает. В нормативных правовых актах законодатель провозглашает гражданам об открытости нашего государства, например: вновь принятые законы публикуются в открытых источниках для обозрения, более того, закон не вступит в силу без официального опубликования; деятельность государственных органов (Государственной Думы, судов, министерств и т. д.) за некоторым исключением является открытой, то есть гражданин может узнать о том или ином заседании и принятых решениях.
Но из любого правила есть исключения. Так, законодатель ради безопасности нашего государства создает правовой режим — государственной тайны и определяет в него информацию, разглашение которой может привести к угрозе его суверенитета и жизни населения. Также государство защищает своих граждан от посягательств других лиц на его частную жизнь (тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).
Что же такое информация? Насколько она является доступной для человека?
В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрывается понятие «информация» — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [2].
Одним из основных прав человека является право на информацию, а также соответствующие свободы. Это закреплено не только на государственном законодательном уровне, но и на международном. Так права и свободы, связанные с доступом к информации закреплены в: ст.ст. 2, 11, 12, 19 и 27 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; п. 1, 2 ст. 10 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, заключенная в Риме 4 ноября 1950 г. Наше государство, опираясь на международные правовые принципы закрепило регулирование данного вопроса в следующих законодательных актах: Конституция РФ; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Информационные права неразрывно связаны и реализуются через понятие «доступ к информации», которое подразумевает «возможность получения информации и ее использования» [2]. В качестве субъективного права в системе прав и свобод человека и гражданина право на доступ к информации является конституционным, личным и информационным правом [3].
Содержание права на доступ к информации составляют следующие правомочия:
- право доступа к документам, информационным ресурсам, информационным системам;
- право запрашивать информацию;
- право получать информацию;
- право фиксировать информацию, в том числе с помощью технических средств;
- право на воспроизведение информации;
- право на доведение информации до конкретных субъектов посредством ее опубликования, а также направления по сетям электрической и почтовой связи, передачи через СМИ в режиме регулярных сообщений;
- право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации [3].
Доступ к государственным информационным ресурсам обеспечивается двумя способами:
1) путем систематической публикации в официальных открытых платных изданиях (бюллетенях, сборниках) информации о решениях, принимаемых государственными и общественными органами и организациями;
2) в виде предоставления заинтересованным лицам запрашиваемых сведений, не отнесенных к категории информации с ограниченным доступом.
В федеральном законе № 149-ФЗ прописано, что гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы; организация имеет право на получение информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности [2]. Согласно Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» одним из основных способов поиска информации является обращение гражданина, то есть направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложения, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления [4]. В выше упомянутом законе закреплены основные виды обращений: предложение, заявление, жалоба. Результатом поиска информации в виде обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления является получение соответствующих сведений в виде письменного ответа по существу обращения граждан.
Как уже отмечалось выше не вся информация может быть открытой и находиться в свободном доступе. В теории права существует такое понятие как правовой режим информации, его мы и разберем подробно. Под правовым режимом информации понимается комплекс правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и особую направленность регулирования отношений. Если говорить о доступе к информации, то это позволяет нам классифицировать правовые режимы информации по основанию их принадлежности к:
- режиму свободного доступа (образуют режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации);
- режиму ограниченного доступа (составляют режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне).
Режим исключительных прав. Данный институт положен в основу регулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности и служит гарантией и защитой прав собственника интеллектуальной деятельности. «Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет соответствующую ответственность» [5]. Данный институт регулирует Гражданский кодекс РФ (часть четвертая).
Режим национального (общественного) достояния. «После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения» [5]. Установление данного режима в отношении результата интеллектуальной деятельности обусловлено необходимостью придания отдельным сведениям качеств общественно необходимых и полезных для всех членов общества. К подобного рода информации относятся, например, сведения, содержащие данные об установленных научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор и т. п. В данную категорию переходят произведения авторов, для которых истёк срок охраны исключительных прав (исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, следующего за годом смерти автора) [5].
Режим массовой информации. Этот режим обусловлен ролью института СМИ в общественной жизни. СМИ — это способы реализации гарантии, о которой говорится в ч. 1 и 5 ст. 29 Конституции РФ: «…свобода мысли и слова…Гарантируется свобода массовой информации» [1]. В отличие от двух выше упомянутых режимов данный режим характеризуется меньшей степенью формализации информационных отношений применительно к субъектам, выступающим ее потребителями.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией [2].
Режимы конфиденциальной информации. Конфиденциальность информации — это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование, не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [2]. К конфиденциальной информации относятся:
– персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу. Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе (ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») [6]. Закон запрещает требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина [2];
– тайна следствия и судопроизводства — данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, когда это разрешено следователем или дознавателем (Уголовно-процессуальный кодекс РФ) [7]. Судьи не могут разглашать суждения, высказывавшиеся во время совещания (Гражданско-процессуальный кодекс РФ) [8];
– служебная тайна — сведения, которые могут стать известны в порядке исполнения служебных обязательств, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;
– профессиональная тайна — информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности, подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации [2]. Такая информация может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с законами и по решению суда (врачебная, нотариальная, адвокатская, налоговая, банковская тайны, тайна переписки, тайна исповеди, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);
– коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Такая информация является сведением любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ФЗ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне») [9].
Режим информации, отнесенной к государственной тайне. Важность отдельных сведений, которые прямо влияют на безопасность государства, предопределяет необходимость выделения их и отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установление подобного режима является одним из существенных факторов обеспечения безопасности страны. Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485–1 «О государственной тайне» государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ [10]. Законом установлено три степени секретности сведений, находящихся в режиме государственной тайны. Степень секретности сведений должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ:
а) особой важности;
б) совершенно секретно;
в) секретно [10].
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и правила отнесения таких сведений к той либо иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ [10].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что доступ к информации обеспечивается:
– доведением информации до всеобщего сведения уполномоченными органами;
– предоставлением населению информационных ресурсов для ознакомления с информацией (газеты, журналы, сборники, новостные передачи, доступные сайты в сети «Интернет»);
– удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию, затрагивающую интересы обращающихся, уполномоченными на то органами.
Порядок доведения информации и создание информационных ресурсов определяется российским законодательством. На уполномоченные государственные органы и организации, их должностные лица возложена обязанность всеми предоставленными средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.
Что же касается способов реализации доступа к информации, то здесь все зависит сугубо от самого заинтересованного лица и его активности, так как нашим государством предоставлены все способы и правовые механизмы для доступа к необходимой информации. Реализовать свое право на доступ к информации можно:
- просмотреть предоставленную информацию из доступных источников (новостные программы; газеты, в частности «Парламентская газета», где публикуются вновь изданные нормативные акты и все внесенные изменения; печатные издания (кодексы) сборники, в частности «Собрание законодательства», где также публикуются нормативно-правовые изменения; сайты сети «Интернет», в частности legalacts.ru, где публикуются нормативно-правовые акты и судебная практика);
- право обращения в государственные органы по интересующему вопросу, непосредственно затрагивающие интересы лица;
- ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;
- получения копии соответствующего документа или выдержек из него;
- получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;
- получения устного изложения содержания запрашиваемой информации.
Но, как и в любом правиле существуют некоторые исключения, так для защиты гражданина от посягательства на его личную жизнь создается ряд нормативно-правовых актов, в которых вводятся конфиденциальный режим, ограничивающий доступ к информации, отнесенной туда. Государство для защиты своего суверенитета вводит еще один режим, ограничивающий лицо на получение этой информации — государственная тайна. Целесообразность этих режимов обозначается в том, чтобы сохранить целостность государства и защитить его население.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ, вступ. в силу 21.07.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- Морозов, А.В., Филатов Л. В. Правовые вопросы доступа к информации. М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста Росии), 2015. — 13, 16 с.
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5485–1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «Консультант Плюс».