Работа посвящена апробации методики изучения креативности Обры Шепард «Творческий Потенциал Личности» на выборке русскоязычных старших подростков.
Адаптированная методика «Творческий Потенциал Личности» рекомендуется школьным психологам, родителям и психотерапевтам в практической деятельности при работе с детьми в возрасте 14–17 лет для оценки креативности или для самостоятельных занятий.
В современном обществе, стремительно развивающем новые технологии, важно быть инновационным и эффективным, и креативность играет здесь ключевую роль. Креативность — это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и справляться с неожиданными проблемами, что является важным качеством для успешного функционирования в современном мире.
Особую важность тема креативности представляет для сферы образования, поскольку в наше время становится необходимым развитие творческих способностей каждой личности как субъекта учебного процесса [6].
Существует большое количество разных способов выявления креативной одаренности человека, — это профессиональные психологические тесты или опросники. Здесь кратко отметим лишь два момента. Первое — авторы многих тестов опирались на идеи Дж. Гилфорда, предложившего различать дивергентное и конвергентное мышление [2], и второе — многие тесты предназначены для работы с детьми разных возрастных групп.
На сегодняшний день существует не так много методик изучения креативности и ее диагностики [1]. Существует, следовательно, необходимость в разработке новых методик на русском языке, которые позволят эффективно изучать креативность у старших подростков с учетом их возрастных особенностей.
Данное исследование — пилотное, так как для него была собрана сравнительно небольшая выборка для апробации новой зарубежной методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» Обры Шепард [3]. Оно нацелено на апробацию методики изучения креативности как личностной характеристики на выборке русскоязычных старших подростков. Таким образом, исследование может предложить новые методические подходы в области диагностирования креативности, иными словами, расширить репертуар методик доступных на данный момент в русскоязычном пространстве.
Объект исследования — психологические методы измерения креативности.
Предмет исследования — апробация новой зарубежной методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» Обры Шепард на выборке русскоязычных старших подростков.
Цель исследования — определить психометрические характеристики новой методики изучения креативности как личностной характеристики О.Шепард на выборке русскоязычных старших подростков.
Задачи исследования:
- проанализировать понятие креативности и современные подходы к ее изучению.
- проанализировать литературу по проблеме измерения креативности
- перевести и адаптировать на русский язык зарубежную методику измерения креативности как личностной характеристики
- определить внутреннюю и внешнюю валидность новой методики на русскоязычной выборке старших подростков
Общая гипотеза исследования — русскоязычный вариант методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» может применяться для измерения уровня развития креативности как личностной характеристики в старшем подростковом возрасте.
Научная новизна данной работы заключается в апробации новой методики изучения креативности, которая будет адаптирована к русскоязычной культуре и будет учитывать возрастные особенности старших подростков. Данная методика основывается на современных теоретических и эмпирических исследованиях в области креативности и психологии развития.
Исследование имеет практическую значимость: в данном исследовании адаптирована зарубежная методика изучения креативности под русскоязычные реалии, которая может быть использована в различных областях, например, в психологии и образовании.
Организация исследования
Эмпирическое исследование и апробация методики «Творческий Потенциал Личности» были проведены на базе МОУ «Бугровской СОШ». В исследовании принимали участие 44 человека в возрасте 14–17 лет. Исследование проводилось автором статьи при поддержке двух школьных психологов Валерии Владимровны и Елены Ивановны. Участники были поделены на 2 группы: 9-ый и 10-ый классы.
Сроки проведения исследования: с октября 2022 года по апрель 2023 года.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении охарактеризована актуальность, объект, предмет, цель, задачи и значимость исследования, сформулирована основная гипотеза исследования.
В первой главе рассмотрены исследования психологов и педагогов, проведенные в отечественной психологии по теме работы, осуществляется теоретико-методологический анализ методик изучения креативности.
Во второй главе представлены результаты проведенного эмпирического исследования и их интерпретация.
Были апробированы следующие методики:
«Творческий Потенциал Личности» (ТПЛ)/ Creative Personality-Potential Composite (CP-PC). Автор: О. Шепард (2019);
«Самооценка Творческих Характеристик Личности» (СТХЛ) из батареи тестов Вильямса/Creativity Assessment Packet (CAP). Автор: Ф. Вильямс (1980) в адаптации Туник Е. Е.;
«Тест-Опросник Креативности Джонсона» (ТОКД). Автор: Д. Джонсон (1973) в адаптации Туник Е. Е.;
Опросник «Личностной Тревожности» (ЛТ) Автор: А. М. Прихожан (1983);
Результаты используемых методик (количественные данные приводятся в таблицах и графиках) сопоставляются (обобщаются), анализируются и интерпретируются.
В заключении работы подводятся итоги исследования. Мы выполнили поставленные задачи исследования. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: русскоязычный вариант методики изучения креативности «Творческий Потенциал Личности» может применяться для измерения уровня развития креативности как личностной характеристики в старшем подростковом возрасте.
Выводы:
Внутренняя валидность. Высокий коэффициент Альфа Кронбаха показал, что тест «Творческий Потенциал Личности» однороден, он составил 0,821. Можно утверждать, что внутренняя валидность удовлетворительна.
Внешняя валидность. Получены следующие свидетельства в пользу внешней валидности:
1) Тест ТПЛ коррелирует с «Тестом-Опросником Креативности Джонсона». Был вычислен коэффициент корреляции между тестами ТПЛ и ТОКД Пирсона r = 0,714; он является статистически значимым и характеризует корреляцию высокой силы.
2) Корреляция между данными теста ТПЛ и тестом «Самооценка Творческих Характеристик Личности» составила 0,465, коэффициент является статистически значимым и характеризует корреляцию умеренной силы. Результат удовлетворителен, но нужно больше исследований в этом направлении.
И в конечном итоге, можно сделать вывод, что результаты апробации показали, что методика «Творческий Потенциал Личности» является эффективным инструментом для изучения креативности у подростков.
Адаптированная методика «Творческий Потенциал Личности» рекомендуется школьным психологам, родителям и психотерапевтам в практической деятельности при работе с детьми в возрасте 14–17 лет для оценки креативности или для самостоятельных занятий.
Литература:
- Cramond, B. Appendix. Choosing a creativity assessment that is fit for purpose. Assessing Creativity: A palette of possibilities. — Georgia [Электронный ресурс], 2020. — URL: https://cms.learningthroughplay.com/media/ynrbfpi4/appendix_assessingcreativity_pdf.pdf (дата обращения: 15.04.2023)
- Guilford, J. P. New Standards For Test Evaluation. Educational and Psychological Measurement, 6(4), 1946. p. 427–438. https://doi.org/10.1177/001316444600600401
- Shepard A. Development and validation of a new measurement tool to identify creative potential. A Dissertation Submitted to the Graduate Faculty of The University of Georgia in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor Of Philosophy. — Athens, Georgia, 2019. — 251 p.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — Москва: Academa, 2002 — с.71–107, 320 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
- Холодная М. А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиума /Под ред. М. А. Холодной, Г. В. Ожигановой. М., 2016. С. 26–32
- Шумакова Н. Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. C. 8–16. doi: 10.17759/jmfp.2021100401 (дата обращения: 19.05.2023).