Особенности половой социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Прокурова, С. В. Особенности половой социализации / С. В. Прокурова, Д. А. Бибикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 205-206. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104027/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается половая социализация, особенности освоения половых ролей и гендерная идентичность. Предметом исследования являются особенности половой социализации. Также в статье представлены результаты исследования особенностей половой социализации подростков.

Ключевые слова: гендерная идентичность, половая роль, половая социализация, социализация, социальная идентичность, социально-психологическая адаптация.

The article deals with sexual socialization, the peculiarities of mastering sexual roles and gender identity. The subject of the study is the peculiarities of sexual socialization. The article also presents the results of a study of the characteristics of sexual socialization of adolescents.

Keywords: gender identity, sexual role, sexual socialization, socialization, social identity, socio-psychological adaptation.

В современном мире человек находится в большом потоке информации, через многочисленные виды информационных каналов индивид усваивает социальный опыт, знания, умения и навыки, которые необходимы для эффективной адаптации и комфортной жизни в обществе, тем самым человек социализируется в социальной среде. Это и обуславливает актуальность изучения половых особенностей социализации. Цель нашего исследование — изучить особенности социализации подростков и выяснить влияние пола на процесс социализации. Мы предположили, что подростки имеющие низкий уровень развития гендерной идентичности имеют низкий уровень социальной адаптации и испытывают трудности с готовностью быть членом общества.

Пол является частью социального взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни индивида, а именно на выбор профессии, систему ценностей, сферу саморазвития, выбор хобби и одежды. Тем самым, через половую социализацию индивид воспринимает и обрабатывает любую информацию и передаёт её в социальную среду. Половая социализация — это процесс усвоения половых ролей и осознание себя принадлежащим к группе мужчин или женщин. Половая роль выражается в понятиях мускулиность (мужественность) и феминность (женственность) [2, с. 15].

С самого рождения общество начинает приписывать человеку половые различия в одежде, в выборе игрушек, модели поведении и т. д., тем самым создаются стереотипы половой роли. В обществе, в связи с сложившейся культурой, мальчики должны быть сильными, быстрыми, стремящимся к достижениям, занимающими лидирующие позиции, а девочки должны проявлять чувствительность, эмоциональность, сдержанность, эмпатичность. Человек начинает осознавать свою принадлежность к полу к трем годам жизни, ориентируясь по внешним признакам. Ребенок начинает вести себя так или иначе, потому что так сказали родители. Дальше, в юношеский периоде ребёнок начинает подражать кумиру, сверстникам, значимым людям и начинает задумываться о паттерном поведении. У подростка происходит пересмотр половой роли, так как индивид сталкивается с кризисом идентичности [3]. Идентичность рассматривается как результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития. Гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [4]. Индивид, находящийся в юношеском возрасте, сталкивается с проблемой половой социализации, т. к. от него ждут определенное поведение, и тем самым подросток сталкивается с проблемой готовности быть членном общества, принимать нормы, правила и, как следствие, жертвовать своей индивидуальностью, однако при этом чувствовать определенную степень защиты и безопасности [1, c. 185].

В ходе нашего исследования среди 50 учащихся мужского и женского пола в возрасте от 15 до 17 лет из средне общеобразовательного учреждения нами было обнаружено шесть гендерно-половых групп: адрогинные-мужчины, маскулинные-мужчины, феминные-мужчины, адрогинные-женщины, маскулинные-женщины, феминные-женщины. Мы выявили, что подростки в большей степени (32 %) обладают достигнутой гендерной идентичность, это значит, что они имеют позитивное самоотношение, связанное с их внутренним самоощущением, стереотипами и правилами в социуме. Также, нами был определен уровень социальности и обнаружено, что подростки в силу своего психологического развития 30 школьников (60 %) имеют достигнутую идентичность и 38 % (12 мальчиков и 18 девочек) псевдпозитивную идентичность. Также, мы заметили, что девочки в большей степени имеют оптимальный уровень выраженности социальной идентичности, чем мальчики. По данным нашего исследования, 58 % тестируемых школьников (16 девочек и 13 мальчиков) имеют средний уровень социально-психологической адаптации и высокий — 10 школьников мужского пола и 11 школьников женского пола (42 % опрошенных). Учащиеся как мужского, так и женского пола в большей степени имеют средний уровень самопринятия и принятия других. Можно сказать, что опрошенные нами учащиеся имеют способности жить в соответствие с приписанными общественными требованиями и с собственными взглядами и мотивами.

При анализе полученных результатов нашего исследования особенностей половой социализации нами сделан вывод, при низком уровне развития гендерной идентичности у подростков будет наблюдаться низкий уровень социально-психологической адаптации, но при этом они не испытывают трудности в готовности быть членом общества, это указывает на то, что наша гипотеза подтвердилась частично.

Литература:

  1. Девятых, С. Ю. Половая социализация молодежи в условиях социокультурной трансформации семьи: монография / С. Ю. Девятых. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 187 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978–5–534–10424–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517053 (дата обращения: 10.04.2023).
  2. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. — 3-е изд. испр. и доп. — Москва: МПСИ, 2011. — 624 c. — Текст: непосредственный.
  3. Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе. — Текст: электронный // allbest.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 15.04.2023).
  4. Портная, С. А. Влияние гендерной идентичности на становление личности / С. А. Портная. — Текст: непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 37. — С. 46–52.
Основные термины (генерируются автоматически): половая социализация, гендерная идентичность, половая роль, социально-психологическая адаптация, подросток, пол, социальная идентичность, социальная среда, уровень развития, член общества.


Похожие статьи

Понятие гендерной идентичности как психологического...

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации...

Проблема социально-психологической адаптации актуальна всегда и везде.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса: 1) Социальная адаптация — это

3. Рассмотреть гендерные особенности социально-психологической адаптации старшеклассников.

Показатели социально-психологической адаптации старшеклассников разного пола...

Формирование социальной идентичности у современных...

Относительно своего пика развития социальная идентичность достигает в подростковом возрасте.

Как условие развития и бытия социальное окружение играет важную роль при формировании

Хрусталева В. В. Особенности социальной идентичности подростков.

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения.

Особенности гендерной социализации детей-сирот...

Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества

29. Фетискин Н.П. Психологические основы и диагностика гендерных различий.

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам.

Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации.

Гендерная идентичность в условиях современного мира

...биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность [5, с. 228–254].

Начнем с того, что термин «идентичность» понимается обществом, как синоним к

В данной статье рассмотрены гендерная идентичность, акцентуации характера, сделана.

Современная психология различает пол биологический и пол социальный (гендер).

К вопросу об особенностях гендерных представлений...

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое

Социолог Э. Гидденс объясняет данное понятие следующим образом: «это социально

8. Павленко, Т. П. Некоторые теоретические аспекты гендерной социализации подростков в

Основные термины (генерируются автоматически): половая идентичность, неполная семья...

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Важнейшие агенты гендерной социализации в семье - личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола [31, с. 88].

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков...

В статье исследуется проблема изучения формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей.

Тогда, как полоролевая идентичность определяет освоение половой роли

Тренинг полоролевой идентичности для подростков. — СПб.: Речь, 2010.

идентичность, пол, половая идентичность, личность человека, идентичность человека, вид...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

Существующая социальная и психологическая дифференциация по половому признаку

В современной интерпретации гендер обозначает пол как социальную конструкцию.

В основе существующих в обществе гендерных установок и ролей лежат гендерные стереотипы.

Для женщины главными социальными ролями являются семейные (мать, хозяйка), для мужчины...

Похожие статьи

Понятие гендерной идентичности как психологического...

В данной статье представлены теоретические аспекты гендерной идентичности как психологического феномена. Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации...

Проблема социально-психологической адаптации актуальна всегда и везде.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса: 1) Социальная адаптация — это

3. Рассмотреть гендерные особенности социально-психологической адаптации старшеклассников.

Показатели социально-психологической адаптации старшеклассников разного пола...

Формирование социальной идентичности у современных...

Относительно своего пика развития социальная идентичность достигает в подростковом возрасте.

Как условие развития и бытия социальное окружение играет важную роль при формировании

Хрусталева В. В. Особенности социальной идентичности подростков.

Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения.

Особенности гендерной социализации детей-сирот...

Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально-экономического развития общества

29. Фетискин Н.П. Психологические основы и диагностика гендерных различий.

Гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам.

Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации.

Гендерная идентичность в условиях современного мира

...биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность [5, с. 228–254].

Начнем с того, что термин «идентичность» понимается обществом, как синоним к

В данной статье рассмотрены гендерная идентичность, акцентуации характера, сделана.

Современная психология различает пол биологический и пол социальный (гендер).

К вопросу об особенностях гендерных представлений...

Ключевые слова: гендер, гендерные представления, половая идентичность, полоролевое

Социолог Э. Гидденс объясняет данное понятие следующим образом: «это социально

8. Павленко, Т. П. Некоторые теоретические аспекты гендерной социализации подростков в

Основные термины (генерируются автоматически): половая идентичность, неполная семья...

Роль родителей в гендерной социализации ребенка

Важнейшие агенты гендерной социализации в семье - личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола [31, с. 88].

Изучение формирования полоролевой идентичности подростков...

В статье исследуется проблема изучения формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей.

Тогда, как полоролевая идентичность определяет освоение половой роли

Тренинг полоролевой идентичности для подростков. — СПб.: Речь, 2010.

идентичность, пол, половая идентичность, личность человека, идентичность человека, вид...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

Существующая социальная и психологическая дифференциация по половому признаку

В современной интерпретации гендер обозначает пол как социальную конструкцию.

В основе существующих в обществе гендерных установок и ролей лежат гендерные стереотипы.

Для женщины главными социальными ролями являются семейные (мать, хозяйка), для мужчины...

Задать вопрос