Вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Калимуллина, Г. Р. Вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века / Г. Р. Калимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104016/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века. Делается краткий обзор жизненного пути и общественной деятельности М.Буби, Ш.Гаспринской, Х.Ямашевой-Таначевой, А.Сайфи, их главных трудов и взглядов по данному вопросу.

Ключевые слова: женский вопрос, татарское общество начала ХХ века, Мухлиса Буби, Шафика Гаспринская, Хадича Ямашева-Таначева, Абруй Сайфи.

Роль женщины в современном обществе становится все более очевидной. Хотя женский вопрос можно считать решенным уже в прошлом столетии, сегодня эта тема приобретает другое значение. Возможность современных женщин развиваться в сфере политики, экономики, бизнеса, ведение активной общественной деятельности параллельно с семейной жизнью — все это уже не кажется таким удивительным и воспринимается нормальным явлением в наши дни. Но оно казалось немыслимым и невозможным для татарского мусульманского общества начала ХХ века. Хотя эти мысли уже озвучивались татарскими общественными мыслителями на рубеже Х1Х-ХХ вв., когда происходили модернизационные процессы в татарской культуре и одной из самых обсуждаемых были темы прав, свободы и образования женщины-мусульманки, общество старалось всеми силами препятствовать развитию данного вопроса и в конечном счете, потерпело неудачу. Начало обсуждения женского вопроса на государственном уровне и принятые положения о правах женщин на Всероссийском съезде мусульман в 1917 году стали начальным этапом на пути к равноправию женщин и мужчин.

Труды знаменитых представителей татарской общественной мысли — Р.Фахретдина, Ф.Карими, М.Бигиева, З.Кадыйри о женском вопросе уже глубоко изучены и представлены в научной сфере. Также можно встретить отдельные исследования А.Махмутовой, Т.Биктимеровой, Л.Габдрафиковой о взглядах татарских женщин-активисток начала ХХ века по данному вопросу.

Из-за возрастания интереса к изучению роли женщины в социуме, необходимо рассматривать вопрос об эмансипации женщин на примере трудов татарских женщин начала ХХ века и представить комплексный анализ их взглядов.

Татарская интеллигенция начала прошлого столетия стремились модернизировать все сферы жизнедеятельности общества. Вопрос о положении женщины в обществе стал центральной темой дискурса татарских просветителей. По данному вопросу высказывались не только мужчины, но и женщины. В основном это были молодые учительницы («мугаллима»), журналистки, писательницы, актрисы, которые всеми силами старались донести до общественности свои мысли, и затрагивали проблемы, которые не озвучивались мужчинами.

Мухлиса Буби, Шафика Гапринская, Абруй Сайфи, Хадича Ямашева-Таначева — это лишь малая часть тех женщин, которая принимала активное участие в получении прав и свобод татарскими женщинами начала ХХ столетия. Активные представительницы этого времени не только озвучивали своим взгляды и идеи через периодическую печать, искусство, образовательную систему, но и своим примером показывали, как мусульманка может жить свободно, не завися от мужчин, но при этом вести общественную и семейную жизнь одинаково.

Мухлиса Буби — татарский общественный и мусульманский религиозный деятель, просветительница.

С ранних лет увлекалась чтением, ее отец и братья стали для нее главными учителями, которые сформировали у Мухлисы передовые взгляды на жизнь. Ее мысли по женскому вопросу были схожи со взглядами братьев. В одном из своих речей она говорила об образовании детей и роли матери в этом вопросе: «Воспитание детей нации находится не в руках отцов, они воспитываются, растут, становятся людьми в руках матерей…На женщин, которые должны заниматься воспитанием детей, ложится большая ответственность; они должны иметь столько знаний во всех этих областях — гигиене и нравственности, духовности и воспитании, религии и вере. Кроме того, домоводство, приготовление пищи, забота об одежде домочадцев и много-много другого тоже ложится на плечи женщины. И для всего этого также нужно немало знаний…. Вот видите, какие на нас, женщинах, лежат трудные и еще более — великие — дела! А если так, тогда для нас весьма важно стараться учить наших дочерей, давать им гораздо большие знания, чем даже получают мужчины!» [6]

На I Всероссийском мусульманском съезде была избрана кади Центрального духовного управления мусульман и стала первой женщиной-кади в России. Работала в Уфе, в основном разбирала судебные иски от мусульман, руководила семейным отделом ЦДУМ, вела метрические книги. Заведуя более 20 лет отделом семьи, Мухлиса Буби видела, с какими проблемами сталкиваются женщины, и старалась освещать их, выступая актуальными статьями в татарской и русской периодической печати.

Мухлиса Буби публиковалась в журналах «Ислам мәҗәлләсе» («Исламский журнал»), «Сююмбике, в газетах «Ульфат», «Ахбар», «Вакыт».

В своих статьях она освещала проблему многоженства, уделяла внимание вопросу о воспитании детей, писала о роли не только мужчины, но и женщины в развитии религии.

В 1920–1930 году в журнале «Ислам мәҗәлләсе» Мухлиса Буби публикует «Обращение к женщинам и девушкам»: «В Управление мусульман приходит много жалоб о том, что мужчины вступают во второй брак, а имамы, зная об этом, совершают свадебный обряд. Я женщина, и это ранит моё сердце. Беспокоит и то, что девушки знают — мужчина уже женат, но всё равно выходят замуж. Здесь виноваты трое: мужчина, согласившаяся выйти замуж женщина и имам, прочитавший им никах. Если назарият запретит мужчинам второй брак, то и женщины должны этому повиноваться». [6]

В «Мусульманском журнале» в статье «Женщинам» Мухлиса Буби пишет про воспитание детей, делит период взросления на три части, даёт каждому периоду характеристику и подробно объясняет с позиции Ислама все обязанности родителей по отношению к детям.

Особого внимания заслуживает ее статья «Женщина в мире ислама», опубликованная в 1924 году. В ней она рассуждает о статусе женщины и о том, как многие не обращают внимание на их роль в сохранении ислама: «Сохранение Ислама на долгие годы — заслуга мужчин. Но не надо отрицать роли женщин, которые также внесли свой посильный вклад в развитие религии. В первые годы пророчества Мухаммада Хатиджа во всём поддержала его. За эту заботу он уважал её до конца своих дней. Посланник Всевышнего говорил, что «она единственная, которая поверила в моё пророчество, когда весь народ обвинял меня во лжи, когда все отвернулись от меня, она одна своим имуществом поддержала и заботилась». В сборниках известно очень много хадисов от Айши, Умму Салама. Число женщин, служащих великому делу укрепления Ислама в мире посредством знаний, — не десятки, а сотни». [6]

Мухлиса Буби утверждала, что женщины-мусульманки могут достичь свободы и равноправия с мужчинами, стать независимыми от своих мужей, но при этом оставаясь нравственными и соблюдая законы ислама. [5]

Современники говорили о Мухлисе Буби как о начитанной, а также владевшей несколькими языками женщине. Она прекрасно владела татарским, русским, арабским и персидским языками, и сама призывала к изучению других языков. Но в то же время боролась за чистоту родного языка, осуждала использование иностранных слов в татарской речи: «Пусть наш народ знает по-русски, если сможет, пусть знакомится и с другими языками, знание очень нужно, но нельзя, разговаривая на родном языке, использовать к месту — не к месту, нужно — не нужно слова из других языков». [2] Также она отмечала, что помимо сохранения религиозных обычаев, сохранение языка является ключевой обязанностью женщины. [6]

Также интерес представляет общественная деятельность, которую активно вела на протяжении всей своей жизни Шефика Гаспринская — дочь основателей газеты «Тәрҗемән-Переводчик» И.Гаспринского и З.Акчуриной. Получив прекрасное образование, она начинает работать вместе с отцом и помогать ему в выпуске «Тәрҗемән-Переводчик». Подготовив рядом с собой отличного редактора и журналиста в лице дочери, вскоре И.Гаспринский принимает решение начать выпускать журнал «Алем-и-нисван» («Женский мир»), который в начале 20 века был первым женским изданием в тюркском мире. [4]

С первых номеров «Алем-и-нисван» Шефика-ханым много внимания уделяет освещению проблем, с которыми сталкиваются женщины, и прилагает много усилий, чтобы объединить всех женщин тюрко-мусульманского мира для их решения. [4]

«Мы заслуживаем лучшей жизни и нам надо объединяться» — так говорила Шефика Гаспринская на меджлисе в Симферополе. [4] В предложенною ею программе для улучшения положения женщин в основном делался акцент о необходимости отбросить старые обычаи и открывать образовательные учреждения для девочек. На меджлисе было принято решение о создании Крымского Центрального Мусульманского женского комитета «сформулированы основные цели его деятельности, включающие, в частности, признание за женщинами-мусульманками всех прав человека, широкая пропаганда демократических идей, распространение знаний необходимых для участия в общественной и политической жизни, приобщение возможно большого числа мусульманок к сознательному требованию и осуществлению прав как в семейной, так и в общественной и политической жизни, охрана прав женщин, культурно-просветительская деятельность среди широких слоев населения». [4] Шефика-ханым говорила, что «женщины, участвующие в движении, должны быть высокообразованными, толерантными, иметь сердце, полное любви к родной земле и своему народу». [4]

«Алем-и-нисван» приобретает огромную популярность во всем тюркском мире, становится площадкой для обсуждения таким тем, как права и свобода женщин, обучение девочек-мусульманок, открытия школ для их обучения. Журнал дает толчок к появлению писателей и журналистов среди женщин со своими интересными взглядами. Последовательницей прогрессивных идей была учительница и поэтесса из Казани М. Музаффария, которая в своей деятельности опиралась на крымские периодические издания [5] В ее произведениях, увидевших свет в 1906–1917 гг. поднимался в основном вопрос об эмансипации мусульманки.

В женской журналистской среде также была известна Ф. Вагапова-Наурузова — учитель, публицист, журналист, которая, вдохновившись «Тарджеман» и «Алем-и-нисван» вместе со своим мужем начинают издавать газету на татарском «Сибирия» [7]

Шефика Гаспринская внесла огромный вклад в просвещение своего народа и под влиянием деятельности семьи Гаспринских женский вопрос начал обсуждаться в более широких кругах.

В 1912 году в Астрахани открывается школа для девочек «Намунаи тараккый» («Образцовый путь»). Это событие получает много положительных откликов в обществе, на страницах газет и журналов все чаще упоминается личность Абруй Сайфи, которая и основывает эту школу. 7 мая 1913 года в газете «Идель» в подробной статье о школе было отмечено: «Без преувеличения можно сказать, что учительница Абруй Сайфи одна из самых передовых среди татарских педагогов». [1]

Женщина-депутат, руководитель Бюро мусульманок-солдаток в Уфе и Казани, основатель первого татарского детского сада и первых приютов для татарских детей-сирот и пожилых людей, основатель татарских школ для девочек, учредитель журнала «Азат хатын» («Свободная женщина») — эта только малая часть той активной общественной деятельности Абруй Сайфи, жизнь которой являлась примером для остальных. Кроме всего перечисленного, Сайфи первая женщина, которая положила начало изучению татарского движения. Ее перу принадлежат такие работы, как «Женщины-татарки в борьбе за свободу», «Женское движение и ведение работы в сельской местности», «Татарские женщины на пути к свободе». Также она обращалась к произведениям А.Чехова и А.Барбюса и переводила их на татарский язык, чтобы шире охватить проблему женской свободы. [1].

Являясь секретарем журнала «Азат хатын», у нее была площадка для публикации своих статей, в которых она призывала женщин к просвещению и объясняла, что они, как и мужчины, способны на любую работу. Абруй писала не только статьи, но и публиковала в журналах и газетах свои короткие лирические рассказы, что говорило о ней как о многогранной личности. Кроме таланта журналиста и писателя, Абруй Сайфи также была известна как очень способная певица, которой пророчили блестящую карьеру, не выбрала бы она другой жизни. Всю свою жизнь Абруй посвятила просвещению татарских женщин, изменению их роли не только в семье, но и в обществе, отстаиванию прав женщин и детей. Возможностью проявляться во многих сферах и раскрывать свои таланты она смогла показать другим и показать, как может развиваться татарская женщина во многих сферах и приносить пользу для общества. [1]

Еще одна женщина, на личность которой стоит обратить внимание — это Хадича Ямашева-Таначева. Она известна как организатор и председатель I всемирного форума татарских женщин. Являясь женой первого татарского революционера Хусаина Ямашева, а после его смерти юриста Валидхана Таначева, Хадича Зарифовна поддерживала своих супругов в их общественной деятельности, всячески помогала и сама же активно участвовала во всех общественно-политических движениях. Вместе с Хусаином они выпускали первую социально-демократическую газету на татарском языке «Урал», на страницах которой обсуждалась проблема прав и свобод мусульманских женщин, свобода и независимость малых народов России. Из-за преследований царской полиции в 1905–1906 годах ей с Ямашевым постоянно приходилось скрываться и переезжать в разные города.

Получив образование, Хадича становится квалифицированным врачом-стоматологом с частной практикой в Казани, что позволило ей добиться узнаваемости в широких кругах и признания ее талантливой личностью.

В браке с Таначевым, взгляды которого также были близки с Ямашевым, Хадича продолжает активную общественную деятельность.

В 1917 году Хадича Зарифовна принимает участие в организации 1 съезда мусульманских женщин в России, выступает с докладами о правах женщин. В том же году ее выбирают депутат в Казанскую городскую Думу. Во время пребывания в Москве, где Таначевы живут 3 года, семья продолжает вести общественно-политическую деятельность, активную борьбу за правду и справедливость, признание независимости этнических групп и из-за этого на протяжении всей своей жизни подвергается постоянным преследования и проверкам со стороны власти.

Несомненно, количество татарских женщин-активисток начала ХХ века не ограничивается всего лишь несколькими людьми. В данной статье были рассмотрены жизнь и деятельность, взгляды лишь некоторых из них. Но с уверенностью можно констатировать тот факт, что вклад татарок в развитие женского вопроса в татарском обществе начала ХХ века и в целом в женское движение весьма существенен и требует дальнейшего детального изучения.

Литература:

  1. Габдрафикова, Л. Р. Татарка-феминистка из Чистопольского уезда: Абруй Сайфи (1889–1960) / Л. Р. Габдрафикова // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. — 2022. — Т. 12, № 3. — С. 29–37.
  2. Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2019. № 9.
  3. Махмутова А. Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение).– Казань: Татарское книжное издательство, 2006. — 254 с.
  4. Чубукчиева, Л. З. «Женский мир» Шефики и Исмаила Гаспринских / Л. З. Чубукчиева // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. — 2021. — № 11. — С. 102–106.
  5. Мухлиса Буби и просвещение мусульманских женщин. Ислам и семья / 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.islamisemya.com/mukhlisa-bubi-i-prosveshchenie-musulmanskikh-zhenshchin.html (дата обращения: 19.05.2022)
  6. Мухлиса Буби: первая женщина-кади, защитница родного языка и просветительница татарского народа. / Кара Аккош. Татар интернет журналы [Электронный ресурс]. URL: http://karaakkosh.com/po-sledam-muhlisy-bubi-fakty.html (дата обращения: 19.05.2022)
  7. Шефика Гаспринская / Ана юрт [Электронный ресурс]. URL: https://ana-yurt.com/qrt/content/shefika-gasprinskaya (дата обращения: 18.05.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, активная общественная деятельность, век, взгляд, воспитание детей, Казань, общественная деятельность, татарское общество начала, женское движение.


Ключевые слова

женский вопрос, татарское общество начала ХХ века, Мухлиса Буби, Шафика Гаспринская, Хадича Ямашева-Таначева, Абруй Сайфи

Похожие статьи

Мухлиса Буби — просветительница татарского народа

Жизнь — это движение, а история констатирует динамику и развитие этого движения.

Общество развивалось, и было неприемлемым оставлять этот вопрос открытым. Одной из самых ярких представителей защиты прав женщины, в частности, в татарском обществе

Развод был оформлен официально лишь в 1917 году. Просветительская деятельность.

Историческая трактовка женского вопроса в обществе

В программах прогрессивных движений, появившихся в Узбекистане в начале ХХ века

Движение было названо “атакой”, то есть начала принимать обороты политика решения

В ряду таких сфер можно увидеть деятельность современных женщин в политике, социальной

История XX веков полна событий и примеров борьбы женщин за равноправие с мужчинами.

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века.

Дети долго могли играть на улице, мужчины, как уже говорилось выше, гуляли или пили, а женщины занимались либо собой, либо рукоделием.

Зимой, когда не было пахотных работ и женщины, и мужчины в основном сидели дома.

Амирханов.Р. М. Очерки истории татарской общественной мысли.

-Казань: Татарское книжное издательство,1977.

Женщины Казахстана: история и современность | Молодой ученый

Роль женщины в исламе велика. Женщина — это и мать, и сестра, и дочь, и жена.

полностью держится на женщине, нежели в традиционной семье, где мужчина обязан содержать жену и детей [4].

Начинать рассмотрение вопроса о положении женщин в Древнем Риме, на мой взгляд

Ключевые слова: женщина, мужчина, пол, женское движение, женская личность.

Деятельность Татарской республиканской организации...

В статье раскрывается деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Показаны проблемы пропаганды научно-технических знаний, эволюция форм и...

Деколониальная историография взглядов джадидов на женский...

В конце XIX — начале XX века на территории Туркестана возникло движение

основных своих задач ставили изменение взглядов на роль и место мусульманской женщины в обществе.

В своей работе «Деколониальные гендерные эпистемологии» [3] онапишет, что активная

Уровень образованности женщин, джадиды неразрывно связывали с качеством воспитания...

Традиции интеграции физического и духовного развития личности...

Совместные игры парней и девушек – явление достаточно недавнее в татарской культуре.

Его время – после окончания весенних полевых работ и начало сенокоса.

Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки.

Последовательное и систематическое включение школьников в практическую деятельность, является...

Реформаторско-просветительская деятельность татарских...

Ислам глубоко просочился в культуру татарского народа еще в период Казанского ханства.

Итак, исламский модернизм — это движение в исламе, которое стремится осуществить пересмотр его с

Начиная с XIX в. ведущие мусульманские мыслители, такие, как Джамаль аль-Дин аль-Афгани

Реформаторская деятельность М. Абдо и его учителя Джамаль ад-Дина...

Развитие трудового воспитания в педагогической мысли

Социально-экономическое преобразование общественной жизни, обновление всех ее сторон

воспитание у татар выступало если не единственной, то главной формой воспитания детей в обществе.

Трудовое воспитание в татарской семье было одновременно формированием у детей

Иначе говоря, трудовое воспитание лежало в основе и нравственного воспитания.

Похожие статьи

Мухлиса Буби — просветительница татарского народа

Жизнь — это движение, а история констатирует динамику и развитие этого движения.

Общество развивалось, и было неприемлемым оставлять этот вопрос открытым. Одной из самых ярких представителей защиты прав женщины, в частности, в татарском обществе

Развод был оформлен официально лишь в 1917 году. Просветительская деятельность.

Историческая трактовка женского вопроса в обществе

В программах прогрессивных движений, появившихся в Узбекистане в начале ХХ века

Движение было названо “атакой”, то есть начала принимать обороты политика решения

В ряду таких сфер можно увидеть деятельность современных женщин в политике, социальной

История XX веков полна событий и примеров борьбы женщин за равноправие с мужчинами.

Бытовая культура татарского народа во второй половине 19 века.

Дети долго могли играть на улице, мужчины, как уже говорилось выше, гуляли или пили, а женщины занимались либо собой, либо рукоделием.

Зимой, когда не было пахотных работ и женщины, и мужчины в основном сидели дома.

Амирханов.Р. М. Очерки истории татарской общественной мысли.

-Казань: Татарское книжное издательство,1977.

Женщины Казахстана: история и современность | Молодой ученый

Роль женщины в исламе велика. Женщина — это и мать, и сестра, и дочь, и жена.

полностью держится на женщине, нежели в традиционной семье, где мужчина обязан содержать жену и детей [4].

Начинать рассмотрение вопроса о положении женщин в Древнем Риме, на мой взгляд

Ключевые слова: женщина, мужчина, пол, женское движение, женская личность.

Деятельность Татарской республиканской организации...

В статье раскрывается деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний и передового опыта с конца 1940-х до конца 1960-х гг. Показаны проблемы пропаганды научно-технических знаний, эволюция форм и...

Деколониальная историография взглядов джадидов на женский...

В конце XIX — начале XX века на территории Туркестана возникло движение

основных своих задач ставили изменение взглядов на роль и место мусульманской женщины в обществе.

В своей работе «Деколониальные гендерные эпистемологии» [3] онапишет, что активная

Уровень образованности женщин, джадиды неразрывно связывали с качеством воспитания...

Традиции интеграции физического и духовного развития личности...

Совместные игры парней и девушек – явление достаточно недавнее в татарской культуре.

Его время – после окончания весенних полевых работ и начало сенокоса.

Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки.

Последовательное и систематическое включение школьников в практическую деятельность, является...

Реформаторско-просветительская деятельность татарских...

Ислам глубоко просочился в культуру татарского народа еще в период Казанского ханства.

Итак, исламский модернизм — это движение в исламе, которое стремится осуществить пересмотр его с

Начиная с XIX в. ведущие мусульманские мыслители, такие, как Джамаль аль-Дин аль-Афгани

Реформаторская деятельность М. Абдо и его учителя Джамаль ад-Дина...

Развитие трудового воспитания в педагогической мысли

Социально-экономическое преобразование общественной жизни, обновление всех ее сторон

воспитание у татар выступало если не единственной, то главной формой воспитания детей в обществе.

Трудовое воспитание в татарской семье было одновременно формированием у детей

Иначе говоря, трудовое воспитание лежало в основе и нравственного воспитания.

Задать вопрос