Динамика мирового объема перевозок скоропортящихся грузов в рефконтейнерах за последние 20 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 13.06.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Казаков, Е. В. Динамика мирового объема перевозок скоропортящихся грузов в рефконтейнерах за последние 20 лет / Е. В. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/470/104000/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассмотрены современные условия функционирования и сфера использования рефрижераторных судов и контейнеров в качестве средства перевозки скоропортящихся грузов.

Ключевые слова: скоропортящиеся грузы, рефрижераторные суда, контейнер.

Из более чем 200 млн т/год международных перевозок скоропортящихся продуктов в мире более 120 млн. т перевозятся морем, остальные — наземным и воздушным транспортом. В свою очередь, морские перевозки делятся между специализированными рефсудами и рефконтейнерами. За последние 20 лет доля рефсудов в объеме перевозок СПГ неуклонно сокращается, а доля рефконтейнеров растет и в 2020 году составляет уже 85 %. Несмотря на это рефрижераторные суда имеют значимую долю в перевозках СПГ. Все это связано с преимуществами обоих друг относительно друга:

1) Будучи интермодальным транспортным модулем, рефконтейнер обеспечивает лучшую сохранность качества СПГ, бесперегрузочную схему доставки, краткосрочное хранение без использования каких-либо крытых складских площадей.

2) В то же время суда с меньшим дедвейтом в отличие от мегаконтейнеровозов обеспечивают наименьший простой в портах погрузки и выгрузки, что ведет к уменьшению сроков оборота транспортного средства и увеличению количества его международных и внутренних рейсов [1].

Контейнеризация грузопотоков предоставляет возможность малому и среднему бизнесу доставлять выращиваемые в Центральной и Южной Америке и странах Юго-Восточной Азии обширный диапазон тропических фруктов на огромные расстояния, образуя глобальную холодильную цепь. К тому же перевозки СПГ постепенно захватывают азиатский рынок, где довольно много развивающихся стран (Вьетнам, Индонезия, Китай, Филиппины), в которых с ростом доходов населения появляется дополнительная потребность в мясомолочных продуктах, не производимых в государстве и ввозимых по импорту из США и Европы. Становится очевидным, что продовольственные грузы все больше и больше доставляются контейнерами.

Важной проблемой массовой эксплуатации рефконтейнеров является их слабая окупаемость при больших капиталовложениях со стороны морских перевозчиков. Например, рефрижератор дороже универсального контейнера того же типоразмера в 5–6 раз, и сейчас цена 40-футового рефрижераторного контейнера колеблется от 20 до 30 тыс. долларов [1]. Рефконтейнеры требуют более высоких затрат на обслуживание и ремонт, на электроэнергию для питания рефагрегатов, а также претензионную работу, поэтому происходит укрупнение операторских компаний, специализирующихся на перевозках рефгрузов. На судне-контейнеровозе доля рефконтейнеров колеблется от 5 до 20 % от общего дедвейта судна. На контейнерных терминалах во всех портах мира оборудовано около 400 тыс. розеток для подключения рефконтейнеров к электропитанию.

Контейнеры вопреки недостаткам завоевывают мировой рынок за счет своей доступности клиентам и надежности. Становится очевидным, что РК должны вытеснить рефсуда с рынка перевозок СПГ. Но некоторые позиции номенклатуры нуждаются в существовании холодильного флота. Цепочка поставок контейнеров подразумевает дополнительные простои в ходе ожидания их проверки, обслуживания, очистки, а также их постепенной выгрузки в каждом порту маршрута. Операторы рефрижераторных же судов предлагают модель «port-to-port», согласно которой существует только 1 пункт назначения, в котором выгрузка идет сразу на причале, а не в глубине порта. К тому же накопление груза не занимает много времени для полной загрузки трюма судна из-за его небольшой вместимости. Более того, эта емкость со временем уменьшается, пока дедвейт мегаконтейнеровозов с техническим прогрессом растет (рис. 1).

Динамика вместимости мирового парка рефрижераторных судов и рефконтейнеров, 2001–2018 гг.

Рис. 1. Динамика вместимости мирового парка рефрижераторных судов и рефконтейнеров, 2001–2018 гг.

Доля основных морских рефрижераторных грузов между рефсудами и рефконтейнерами [2]

Рис. 2. Доля основных морских рефрижераторных грузов между рефсудами и рефконтейнерами [2]

На данный момент флот судов необходим и для того, чтобы покрывать спрос на перевозки отдельных видов грузов. Например, оптовая торговля бананами по-прежнему сильна. Всей рефрижераторной мощности контейнерного флота недостаточно для покрытия мирового спроса на бананы, а также на другие категории фруктов, поступающих из южного полушария, особенно в периоды пиков производства. Рисунок 2 отражает долю судов и рефконтейнеров в общем объеме перевозок СПГ морским транспортом и по отдельным видам. Наиболее значима доля судов в перевозках бананов (42 %), цитрусовых (38 %), рыбы (28 %).

Литература:

  1. Reefer ships versus containers [Электронный ресурс] // Информационное агентство FreshPlaza [сайт] URL: https://www.freshplaza.com/europe/article/109657/Reefer-shipsversus-containers/ (дата обращения: 02.05.23)
  2. Доля рефперевозок на рынке морских перевозок составила 4,3 % за 2016 г. [Электронный ресурс] // Информационное агентство Korabel.ru [сайт] URL: https://www.korabel.ru/news/comments/dolya_refperevozok_na_rynke_morskih_perevozok_sostavila_4_3_za_2016_god.html (дата обращения: 02.05.23)
Основные термины (генерируются автоматически): доля судов, перевозка, суд.


Ключевые слова

контейнер, скоропортящиеся грузы, рефрижераторные суда

Похожие статьи

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

Основную долю в общих затратах на логистику составляют затраты на транспортировку, примерно от 20 до 70 %. В зависимости от вида продукта транспортная составляющая имеет разную долю. В. И. Сергеев разделяет ее следующим образом: наименьшая доля, 2–3 %, для...

Анализ состояния конкурентного рынка морских...

Ключевые слова: суда-контейнеровозы, рынок судов, порты, сфера морских перевозок, контейнерооборот.

Показатели сферы морских перевозок: рынок (4,4 %), а вместимость судов (5,5 %). Дисбаланс будет вызывать резкие изменения цен на морские перевозки.

Главные тенденции на российском рынке грузовых перевозок...

В стоимостном выражении прирост российского экспорта в 2018 году составил 26 %, импорта — 5 %, доля чистого экспорта в структуре ВВП достигла 10 %.

Доля судов старше 30 лет составляет 86 % — среди сухогрузных судов, среди наливных — 89 % [8].

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

 В данной статье производится исследование ряда характерных особенностей морских контейнерных перевозок.

При этом гонка между судовладельцами, заказывающими новые суда ради увеличения доли рынка продолжается, и производители судов, корабелы...

К вопросу о регулировании морских перевозок | Статья в журнале...

Морские перевозки играют большую роль в финансово-экономических отношениях нашей страны. Сравнивая все виды транспорта, можно сделать вывод, что морской лидирует по количеству перевезенного груза и обладает рядом значительных преимуществ.

Торговый флот и обслуживание торговых судов

‒ Контейнеровоз — судно для перевозки грузов в контейнерах международного образца на палубе и в трюмах. К наливным судам относятся следующие типы судов: ‒ Танкера — суда, предназначенные для перевозки нефти и нефтепродуктов.

Обзор судебной практики по делам о приобретательной давности...

По сути, Верховный Суд игнорирует п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22, потому что в нем обозначена позиция, в соответствии с которой давностный владелец не должен знать то, что имущество ему не принадлежит.

Права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки...

Для того, чтобы груз был доставлен в порт назначения без повреждений и утраты, на перевозчика возложена обязанность по приведению судна в мореходное состояние. Приведение и поддержание судна в исправном состоянии необходимо на всех этапах морской перевозки.

Основные аспекты развития индустрии морских контейнерных...

На 387 судах перевозятся контейнеры между 40 контейнерными терминалами фирмы, размещенными по всему миру, в распоряжении компании есть также 40 судов, перевозящих нефтепродукты, и 7 супертанкеров, имеющих водоизмещение 300 тысяч тонн.

Похожие статьи

Судовое снабжение как логистический сервис на рынке морского...

Основную долю в общих затратах на логистику составляют затраты на транспортировку, примерно от 20 до 70 %. В зависимости от вида продукта транспортная составляющая имеет разную долю. В. И. Сергеев разделяет ее следующим образом: наименьшая доля, 2–3 %, для...

Анализ состояния конкурентного рынка морских...

Ключевые слова: суда-контейнеровозы, рынок судов, порты, сфера морских перевозок, контейнерооборот.

Показатели сферы морских перевозок: рынок (4,4 %), а вместимость судов (5,5 %). Дисбаланс будет вызывать резкие изменения цен на морские перевозки.

Главные тенденции на российском рынке грузовых перевозок...

В стоимостном выражении прирост российского экспорта в 2018 году составил 26 %, импорта — 5 %, доля чистого экспорта в структуре ВВП достигла 10 %.

Доля судов старше 30 лет составляет 86 % — среди сухогрузных судов, среди наливных — 89 % [8].

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

 В данной статье производится исследование ряда характерных особенностей морских контейнерных перевозок.

При этом гонка между судовладельцами, заказывающими новые суда ради увеличения доли рынка продолжается, и производители судов, корабелы...

К вопросу о регулировании морских перевозок | Статья в журнале...

Морские перевозки играют большую роль в финансово-экономических отношениях нашей страны. Сравнивая все виды транспорта, можно сделать вывод, что морской лидирует по количеству перевезенного груза и обладает рядом значительных преимуществ.

Торговый флот и обслуживание торговых судов

‒ Контейнеровоз — судно для перевозки грузов в контейнерах международного образца на палубе и в трюмах. К наливным судам относятся следующие типы судов: ‒ Танкера — суда, предназначенные для перевозки нефти и нефтепродуктов.

Обзор судебной практики по делам о приобретательной давности...

По сути, Верховный Суд игнорирует п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22, потому что в нем обозначена позиция, в соответствии с которой давностный владелец не должен знать то, что имущество ему не принадлежит.

Права и обязанности перевозчика по договору морской перевозки...

Для того, чтобы груз был доставлен в порт назначения без повреждений и утраты, на перевозчика возложена обязанность по приведению судна в мореходное состояние. Приведение и поддержание судна в исправном состоянии необходимо на всех этапах морской перевозки.

Основные аспекты развития индустрии морских контейнерных...

На 387 судах перевозятся контейнеры между 40 контейнерными терминалами фирмы, размещенными по всему миру, в распоряжении компании есть также 40 судов, перевозящих нефтепродукты, и 7 супертанкеров, имеющих водоизмещение 300 тысяч тонн.

Задать вопрос