Развитие органов местного самоуправления в РФ с учётом имеющихся социальных проблем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 12.06.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Заливалова, Л. Н. Развитие органов местного самоуправления в РФ с учётом имеющихся социальных проблем / Л. Н. Заливалова, И. А. Макаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103949/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье анализируется вопрос развития местного самоуправления с учетом имеющихся социальных проблем. Рассматриваются отношения государства, населения и местного самоуправления.

Предлагается создать структуры, позволяющие населению более активно принимать участие в управлении местными делами.

Ключевые слова: развитие органов местного самоуправления в РФ, население, государство, муниципалитет, федерация.

The article analyzes the issue of the development of local self-government, taking into account the existing social problems. The relations of the state, population and local self-government are considered.

It is proposed to create structures that allow the population to participate more actively in the management of local affairs.

Keywords: development of local governments in the Russian Federation, population, state, municipality, federation.

Органы местного самоуправления (ОМСУ) являются основным звеном в системе управления на местном уровне. Они представляют интересы населения и осуществляют множество функций, направленных на обеспечение благополучия граждан и развитие территорий. Работа ОМСУ регулируется различными законами и актами, которые определяют их полномочия, обязанности и ответственность перед гражданами и государством.

Одним из основных законодательных актов, регулирующих деятельность

ОМСУ, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Данный закон определяет основные принципы, задачи и функции местного самоуправления, а также порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления.

Кроме этого, деятельность ОМСУ регламентируется рядом других законов и нормативных актов, таких как:

1. Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основы местного самоуправления и гарантирует его независимость от органов государственной власти.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, который определяет правовые основы деятельности юридических лиц, в том числе органов местного самоуправления.

3. Федеральный Закон»Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, который устанавливает основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

4. Федеральный Закон «О местном референдуме» от 4 июля 2011 г. № 67-ФЗ, который определяет порядок проведения местного референдума и его результаты.

5. Федеральный Закон «О статусе депутата органа местного самоуправления» от 25 июля 2002 г. № 107-ФЗ, который устанавливает права, обязанности и ответственность депутатов органов местного самоуправления.

6. Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, который регламентирует порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления.

7. Федеральный Закон «О порядке формирования Счетной палаты Российской Федерации и статусе ее членов» от 21 июля 2011 г. № 223-ФЗ, который определяет порядок контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

8. Федеральный Закон «О порядке организации и проведения проверок деятельности органов местного самоуправления» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, который устанавливает правила проведения проверок деятельности ОМСУ

9. Федеральный Закон «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» от 28 июля 2012 г. № 171-ФЗ, который регулирует вопросы землепользования на территории муниципальных образований.

10. Федеральный Закон «О порядке установления и изменения границ муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, который определяет порядок изменения границ муниципальных образований.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления регулируется множеством законов и нормативных актов, что обеспечивает их эффективное функционирование и контроль со стороны государства и граждан. Важно отметить, что законодательство постоянно меняется и совершенствуется, что позволяет ОМСУ адаптироваться к новым условиям и вызовам, стоящим перед ними.

Актуальность данной статьи обусловлена влиянием органов местного самоуправления на социальную жизнь граждан. Данная статья затрагивает неравномерность распределения полномочий между органами местного самоуправления и недостаточную финансовую обеспеченность органов местного самоуправления. В современном мире правовая система постоянно развивается и меняется, что обусловлено динамичным характером общественных отношений, глобализацией и технологическим прогрессом. В связи с этим, актуальность данных проблем является одним из ключевых факторов, определяющих практическую значимость исследования.

Разберем такую проблему, как недостаточность финансовой обеспеченности органов местного самоуправления.

Законодательство предусматривает несколько способов пополнения муниципальной казны, одним из которых является приобретение права собственности. Многие муниципальные образования имеют на своей территории брошенные и бесхозяйные объекты недвижимости, и это не только здания и сооружения, но и значимые для обеспечения жизнедеятельности муниципалитета инфраструктурные объекты — например, сети тепло- и электроснабжения. Эффективное управление имуществом, располагающимся на территории муниципалитетов, предполагает выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность. В отношении объектов коммунальной инфраструктуры это должно рассматриваться не просто как возможность, а как необходимость, в силу того, что отсутствие лица, ответственного за эксплуатацию таких объектов, и оснований для расходования средств на их поддержание в надлежащем состоянии может создавать угрозу безопасности жителей муниципального образования.

Однако поскольку, в соответствии с законодательством, оформление бесхозяйных объектов — это право, а не обязанность муниципальных образований, сложившаяся позиция отдельных надзорных органов об обязательности такого оформления для муниципалитетов представляется спорной, если не сказать — ошибочной. В случае, когда такие объекты все же приняты в муниципальную собственность и фактически используются электро- или газоснабжающей организацией для извлечения дохода (оказания соответствующих услуг потребителям), возникает вопрос об оплате из средств местного бюджета за обслуживание данных сетей (при этом вопрос об оплате за использование этого объекта для извлечения дохода, как правило, не возникает).

Также в качестве одной из проблем можно выделить неравномерность распределения полномочий между органами местного самоуправления.

Закон № 131-ФЗ предусматривает разделение полномочий между различными уровнями ОМС (поселение, муниципальный район, городской округ), однако, данное распределение неравномерно и не всегда соответствует потребностям населения. В частности, многие полномочия в сфере социального обеспечения и образования переданы на уровень муниципальных районов и городских округов, что затрудняет их реализацию на местном уровне и приводит к недостаточному учету местных особенностей и потребностей населения. Таким образом на практике наблюдается перекладывание ответственности на местные органы власти без предоставления соответствующих финансовых и административных ресурсов.

Таким образом законодательство предусматривает возможность самостоятельного решения вопросов местного значения органами местного самоуправления (статья 131 Конституции РФ), однако на практике наблюдается перекладывание ответственности на местные органы власти без предоставления соответствующих финансовых и административных ресурсов. Также Законодательство предусматривает возможность формирования собственного бюджета местного самоуправления (статья 132 Конституции РФ), однако на практике местные бюджеты сильно зависят от федерального и регионального финансирования, что снижает их самостоятельность и возможность решения местных проблем.

Решение рассмотренных проблем требует комплексного подхода.

Условием совершенствования системы федеративных отношений является налаживание эффективной системы сотрудничества всех уровней власти — федеральной, региональной, местной.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (с изменениями и дополнениями) / URL: http://base.garant.ru/70803770/ (дата обращения 25.04.2023 г.).

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 25.04.2023 г.).

3. Интернет-ресурс Центр стратегических разработок [официальный сайт]. -URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/c4a/mpnfsribb0icqq3xg4tjqwz966zupqlg.p df (дата обращения 13.11.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, деятельность органов, муниципальная собственность, орган, государственная власть, местный орган власти, местный референдум, местный уровень, общий принцип организации.


Ключевые слова

государство, население, федерация, муниципалитет, развитие органов местного самоуправления в РФ

Похожие статьи

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления / М. А. Эскиев.

местное самоуправление-деятельность под свою ответственность.

право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции, ч. 1 ст. 3

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

 Деятельность органов местного самоуправления выражается, прежде всего, в его

Итак, к общим принципам местного самоуправления современная наука относит

Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления, в рамках

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

Конституционно-правовые основы регулирования экономических...

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

– иные муниципальные правовые акты. Экономическую основу местного самоуправления составляют

В соответствии со статьей 49 Закона «Об общих принципах организации местного

Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 10.

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Органы государственной власти должны оказывать регулирующее влияние на местное

В осуществление местного самоуправления входят и другие права граждан

Эффективности решения местных задач, возложенных на муниципальные власти

Тесное взаимодействие с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

2. Федеральные законы. На этом уровне нормативные правовые акты данного вида можно также расположить в иерархическом порядке: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Общественные и публичные слушания в градостроительной...

Положения местных образований формулируют конкретный порядок проведения мероприятий, организацию деятельности представительной власти при решении вопросов. В соответствии с ФЗ о принципах организации публичные слушания необходимы в следующих ситуациях

Местное самоуправление как основа конституционного строя...

Хотя местное самоуправление и входит в общую систему органов публичной власти, следует сказать, что местное самоуправление имеет свои пределы, которые ограничиваются его полномочиями в вопросах местного значения, а также самими этим вопросами.

Понятие, полномочия и положение представительного органа...

Местное самоуправление является органом публичной власти в муниципальных

Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Стоит отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного...

Доходы местных бюджетов, пути их роста | Статья в журнале...

местное самоуправление, Российская Федерация, бюджет, РФ, Конституция РФ, местный бюджет, местный орган власти, муниципальная собственность, общий принцип организации, государственная власть.

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

Сам механизм реализации местной власти населением определен в Федеральном законе от 6

Потапских О. А. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления: автореф

местное самоуправление, информация, муниципальная власть, орган власти

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование...

Похожие статьи

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления / М. А. Эскиев.

местное самоуправление-деятельность под свою ответственность.

право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции, ч. 1 ст. 3

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

 Деятельность органов местного самоуправления выражается, прежде всего, в его

Итак, к общим принципам местного самоуправления современная наука относит

Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления, в рамках

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

Конституционно-правовые основы регулирования экономических...

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

– иные муниципальные правовые акты. Экономическую основу местного самоуправления составляют

В соответствии со статьей 49 Закона «Об общих принципах организации местного

Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 10.

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Органы государственной власти должны оказывать регулирующее влияние на местное

В осуществление местного самоуправления входят и другие права граждан

Эффективности решения местных задач, возложенных на муниципальные власти

Тесное взаимодействие с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

2. Федеральные законы. На этом уровне нормативные правовые акты данного вида можно также расположить в иерархическом порядке: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Общественные и публичные слушания в градостроительной...

Положения местных образований формулируют конкретный порядок проведения мероприятий, организацию деятельности представительной власти при решении вопросов. В соответствии с ФЗ о принципах организации публичные слушания необходимы в следующих ситуациях

Местное самоуправление как основа конституционного строя...

Хотя местное самоуправление и входит в общую систему органов публичной власти, следует сказать, что местное самоуправление имеет свои пределы, которые ограничиваются его полномочиями в вопросах местного значения, а также самими этим вопросами.

Понятие, полномочия и положение представительного органа...

Местное самоуправление является органом публичной власти в муниципальных

Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Стоит отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного...

Доходы местных бюджетов, пути их роста | Статья в журнале...

местное самоуправление, Российская Федерация, бюджет, РФ, Конституция РФ, местный бюджет, местный орган власти, муниципальная собственность, общий принцип организации, государственная власть.

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

Сам механизм реализации местной власти населением определен в Федеральном законе от 6

Потапских О. А. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления: автореф

местное самоуправление, информация, муниципальная власть, орган власти

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование...

Задать вопрос