Улучшение условий предметно-пространственной среды в ДОУ с использованием результатов социального опроса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 11.06.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Алиева, У. А. Улучшение условий предметно-пространственной среды в ДОУ с использованием результатов социального опроса / У. А. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 13-19. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103894/ (дата обращения: 01.05.2024).



Цель научной статьи — описать процесс улучшения предметно-пространственной среды в детском саду с помощью социального опроса воспитателей и детей.

В исследовании были использованы методы социального опроса и анализа пространственной среды для улучшения условий в ДОУ. Опросы были проведены среди воспитателей и детей, а также проанализирована предметно-пространственная среда. На основе полученных результатов были предложены конкретные меры для улучшения комфортности среды, организации пространства и повышения безопасности.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, детский сад, социальный опрос, улучшение условий в ДОУ.

Введение

Воспитатели и родители стараются создать максимально комфортные условия для развития детей. Однако, вопрос о том, какие именно условия считаются комфортными, остается открытым. Создание комфортных условий для детской среды в ДОУ — это важная задача, и ее реализация требует комплексного подхода и участия всего коллектива сотрудников. Одним из ключевых направлений работы над созданием комфортной среды является проектирование и разработка мебели и оборудования предметными дизайнерами. Они имеют необходимые знания и опыт, чтобы учитывать эргономику, психофизические особенности детей и безопасность, необходимых для реализации задач, поставленных перед ДОУ.

«Люди, для которых работает дизайнерский коллектив, обязательно должны входить в него». «Если вы не помогаете решить проблему, то помогаете ее сохранить» (Элридж Кливер) [1, с. 346].

Но в процессе создания комфортных условий для детской среды в ДОУ важно учитывать мнение и потребности всех участников процесса — воспитателей, детей и их родителей. Одним из методов, который поможет в решении этой задачи, является социальный опрос. Опрос позволит выявить, какие элементы комфортной среды необходимы детям и воспитателям для достижения хороших показателей.

Материалы и методы

Для получения наиболее полной и объективной информации был выбран метод социологического опроса с помощью анкетирования для групп, объединенных заданными параметрами, в формате раздаточного и онлайн анкетирования.

Объектом исследования являются воспитатели и воспитанники старшей группы 6–7 лет ГБОУ школы № 1358 Дошкольного отделения Родничок-1 в г. Москва, а также воспитатели ДОУ из 39 регионов России (рис. 1).

.

Рис. 1.

Первым этапом стало проведение раздаточного и онлайн-анкетирования с участием 80 воспитателей, которое состояло из 19 вопросов. Воспитателям было предложено рассказать об опыте работы, своих наблюдениях за детьми, об оборудовании помещений, о различных аспектах комфорта и удобства для детей, включая комфортность мебели и предметов интерьера, пожеланиях к детской среде и ресурсном обеспечении.

Изучение результатов анкетирования показало, что для создания комфортной среды в ДОУ нужно учесть следующие критерии:

Для детей возраста 5–7 лет предпочтительны цветовые комбинации, состоящие из желтого, зеленого, оранжевого, белого, бежевого цветов. Это может быть учтено при выборе цветовой гаммы для интерьера дошкольных учреждений (рис. 2).

.

Рис. 2.

Важно заметить, что конструктор, рисование и ролевые игры являются наиболее популярными видами деятельности у детей (рис. 3), что подразумевает необходимость создания пространства для развития этих интересов. Также было выявлено, что детям необходим уголок для чтения и живой уголок.

.

Рис. 3.

Помимо этого, опрос показал необходимость добавления в большей степени стеллажей и шкафов в пространство (рис.4).

.

Рис. 4.

Опрос также выявил преимущество общих рабочих поверхностей на двоих, перед раздельными одиночными столами (рис.5.), а стулья должны быть легкими и устойчивыми (рис.6).

.

Рис. 5.

.

Рис. 6.

По наблюдениям воспитателей большинство детей задвигая/передвигая стул держаться за спинку стула (рис. 7), эти данные можно использовать для проектирования стульев с удобным захватом для рук.

.

Рис. 7.

Более всего подвержены износу в группах стулья и столы (рис. 8), а их возможность складирования не является обязательной (рис. 9).

.

Рис. 8.

.

Рис. 9.

Безопасность детей должна быть особенно важна при выборе мебели, так как большинство травм связаны с углами и падением со стула (рис. 10). Важно отметить, что травмы, связанные с предметным окружением, могут происходить из-за неправильного расположения мебели и оборудования. Это подчеркивает необходимость соблюдения правил безопасности и правильной организации пространства.

.

Рис. 10.

Опрос позволил выявить, что большинство воспитателей имеют потребности в дополнительном пространстве и новом оборудовании для улучшения комфортности и эффективности различных видов деятельности.

Вторым этапом стало проведение онлайн-анкетирования детей в возрасте 6–7 лет с помощью родителей, которое состояло из 12 вопросов. Детям предлагалось ответить о своих цветовых предпочтениях, о предметном окружении, об отношении к детскому саду.

При проектировании форм мебели для детских садов следует учитывать, что предпочтительными геометрическими фигурами у детей 5–7 лет являются круг и квадрат (рис. 11).

.

Рис. 11.

Результаты опроса также показали, что ребята не концентрируют внимания на том, где должны храниться их игрушки, в открытом видимом пространстве или закрытом (рис. 12).

.

Рис. 12.

Большинство ребят любят ходить в детский сад, но есть и те, кто не любит, поэтому необходимо дальнейшее улучшение условий пребывания (рис. 13).

.

Рис 13.

Дети запоминают окружающие их цветовые комбинации, значит окружающая среда находится в фокусе внимания, поэтому стоит уделить особое значение цветам и их сочетанию (рис. 14).

.

Рис. 14.

Дети помнят, что причиной их травмы становился удар об угол мебели (рис.15). В связи с этим, необходимо принять максимальные меры по обеспечению безопасности детей при выборе мебели.

.

Рис. 15.

Ответы на вопрос о любимом цвете не выявили максимально предпочитаемый цвет. Результаты показывают, что каждый ребенок может иметь свое индивидуальное предпочтение по этому поводу.

Заключение

Проведение социального опроса среди воспитателей является эффективным методом для выявления потребностей в создании комфортных условий для детской среды в ДОУ.

Данный опрос подтвердил необходимость учета предпочтений детей при формировании комфортной детской среды в ДОУ. Он также показал, что подобные опросные исследования являются интересными для детей (рис.16) и их ответы могут быть использованы для улучшения условий пребывания в детском саду.

.

Рис. 16.

Результаты опроса могут быть использованы для планирования интерьера, выбора мебели и оборудования в ДОУ, а также повышения качества оптимальной среды для обучения и развития детей.

Литература:

  1. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. — 7-е изд. — Москва: Дмитрий Аронов, 2020. — 415 c. — Текст: непосредственный.
  2. Классификация социологических опросов. — Текст: электронный // Лаборатория маркетинговых исследований Marketing-LAB: [сайт]. — URL: https://lab-marketing.com/blog/klassifikaciya-soc-oprosov?ysclid=lihwti073q763744705 (дата обращения: 04.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, детская среда, социальный опрос, воспитатель, выбор мебели, комфортная среда, предметно-пространственная среда, предметное окружение, развитие детей.


Ключевые слова

детский сад, предметно-пространственная среда, социальный опрос, улучшение условий в ДОУ

Похожие статьи

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации...

Изменяя условия и предметное окружение, побуждая детей принимать самостоятельные решения, воспитатель может достичь цели. Управление средой должно происходить как бы от лица самих предметов, выступающих в роли своеобразных партнёров деятельности детей.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Цель проекта: Создание и совершенствование развивающей предметнопространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровыми материалами.

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей...

предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната, детский сад, младший возраст. Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Предметно-пространственная среда дошкольной...

Пространственная, предметная среда детского сада объединяет в одно целое духовный мир и «мир вещей».

Предметно-пространственная среда должна выступать для детей пусковым устройством для их творческой активности и развития воображения.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие...

Ключевые слова : ранний возраст, развивающая предметнопространственная среда, адаптация. Поступление ребенка в детский сад — важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Таким образом, предметно-пространственная среда, организованнаявдошкольной образовательной организации, станет фактором активизации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста при следующих условиях

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Реализовать эти требования способна предметно-пространственная развивающая среда (ППРС), способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в системе...

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, дошкольное образование, качество образования, образовательная программа.

А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Похожие статьи

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации...

Изменяя условия и предметное окружение, побуждая детей принимать самостоятельные решения, воспитатель может достичь цели. Управление средой должно происходить как бы от лица самих предметов, выступающих в роли своеобразных партнёров деятельности детей.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Цель проекта: Создание и совершенствование развивающей предметнопространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровыми материалами.

Стратегия и тактика в формировании предметной развивающей...

предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната, детский сад, младший возраст. Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Предметно-пространственная среда дошкольной...

Пространственная, предметная среда детского сада объединяет в одно целое духовный мир и «мир вещей».

Предметно-пространственная среда должна выступать для детей пусковым устройством для их творческой активности и развития воображения.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие...

Ключевые слова : ранний возраст, развивающая предметнопространственная среда, адаптация. Поступление ребенка в детский сад — важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Таким образом, предметно-пространственная среда, организованнаявдошкольной образовательной организации, станет фактором активизации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста при следующих условиях

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Реализовать эти требования способна предметно-пространственная развивающая среда (ППРС), способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда в системе...

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, дошкольное образование, качество образования, образовательная программа.

А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Задать вопрос