Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 09.06.2023

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Галимуллина, Г. Р. Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры / Г. Р. Галимуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103853/ (дата обращения: 01.05.2024).



Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоответствия развития культуры личностного фактора человека гуманному общению с природой. Учитывая, что человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В формировании целостности личности большую роль играет экологическое образование, целью которого является формирование ответственного отношения к окружающей среде на базе нового мышления. Экологическое образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Предложение картотеки сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, являлись целью работы автора, результатом которой стало написание данной статьи, отражающей теоретические изыскания, практический педагогический эксперимент и основные выводы.

Ключевые слова: экологическая культура дошкольника, экологическая грамотность, дошкольный возраст, ценности экологической культуры, представления о природе и окружающем мире, нравственный аспект развития личности, педагогическое и воспитательное воздействие , воспитательно-педагогическая роль.

The problem of ecology on a global scale today attracts the attention of scientists from different countries. The search and development of the latest technologies is underway to protect the planet from constant destructive trends as a result of technological progress and the discrepancy between the development of the culture of the human personality factor and humane communication with nature. Considering that a person learns about the world throughout his life. Environmental education plays an important role in the formation of the integrity of the individual, the purpose of which is to form a responsible attitude to the environment on the basis of new thinking. Environmental education of children is an extremely urgent problem of the present time. Only an ecological worldview, an ecological culture of living people can bring the planet and humanity out of the catastrophic state in which they are now. The proposal of a card file of plot-role-playing games aimed at the formation of ecological culture of preschool children was the aim of the author's work, which resulted in the writing of this article reflecting theoretical research, practical pedagogical experiment and the main conclusions.

Keywords: ecological culture of a preschooler, ecological literacy, preschool age, values of ecological culture, ideas about nature and the surrounding world, the moral aspect of personal development, pedagogical and educational impact, educational and pedagogical role.

Дошкольный возраст характеризуется установлением связи ребенка с ведущими для личности сферами жизни: с миром людей и природой. Основы экологической культуры воспитываются в дошкольном детстве в результате накопления положительного опыта общения ребенка с природой, эмоциональной оценки ее красоты и многообразия природных явлений, формирования осознанного эмоционально-оценочного, ценностного отношения к миру природы и животному миру.

Важным представляется, что формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте закладывает вектор дальнейшего развития представлений ребенка к природе и окружающем мире, его эмоциональное, ценностное и деятельностное отношение. В период дальнейшего взросления ребенок, получивший базовые знания о природе, вопросах экологии, роли человека в сохранении окружающего мира в гармонии, будет стремиться сделать собственный вклад в дело сохранения жизни на земле, сбережения и преумножения природного богатства. Кроме того, он станет дальше транслировать ценности экологической культуры.

Формирование экологической культуры дошкольников рассматривается как доминирующая цель воспитания в книгах С. Н. Николаевой «Юный эколог» [4], Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» [6]. Культурологический подход, реализованный в авторских программах экологического воспитания дошкольников, предполагает не столько усвоение детьми знаний о животных и растениях, сколько развитие умения видеть красоту и гармонию богатого и разнообразного мира природы, бережно относиться ко всему живому на Земле, заботиться о сохранении природы, соблюдать экологические правила поведения на природе.

Экологическая культура дошкольника трактуется Н. А. Рыжовой [6] с позиций нравственного аспекта развития личности, который подразумевает воспитание представлений о внутренней ценности природы, эмоционально-позитивного отношения к ней, а также развитие первичных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающей среде. природе и в повседневной жизни.

Интересна диссертация Н. Г. Куприной «Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей» [3], в которой рассматривается педагогическая концепция художественного воспитания детей на основе эколого-эстетического подхода. Работа выполнена с опорой на философскую, культурологическую, искусствоведческую теории культуры и рассматривает эколого-эстетический подход как формирование отношения человека к природе как духовной и эстетической ценности. В диссертации показана эффективность метода эмоционально-деятельностного переживания детьми экологических и эстетических ценностей в полихудожественной игровой деятельности, подчеркивается роль художественного воспитания детей в формировании ценностного отношения человека к природе.

Л. С. Выготский неоднократно в своих работах обращает внимание на проблему практического жизненного действия искусства. Подчеркивая идею о том, что искусство во все времена рассматривалось как часть и средство воспитания, ученый утверждал, что оно выступает как «организация нашего поведения на будущее, направленность вперед. Л. С. Выготский подчеркивал, что восприятие произведений искусства способствует личностному развитию человека, ребенок — эмпатия, мышление и речь, воображение и креативность, а также его культурное развитие [2].

Анализ педагогической литературы показывает, что учеными также была доказана эффективная роль игры в формировании духовно-нравственного сознания, эмоционально окрашенного бережного отношения ребенка к природе.

Так, Л. Д. Бобылева [1] и С. Н. Николаева [4] говорят о возможностях применения игр и игровых ситуаций для формирования базовых представлений о природе, а в дальнейшем для углубления знаний дошкольников об окружающем мире, его системных связях. Авторы выделяют группы игр, способствующих привлечению внимания дошкольников к окружающей природе, более пристальному и внимательному отношению к процессам, происходящим в ней.

Еще одно направление в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста состоит в применении средств аппликации. А. П. Юнина [9] и Э. К. Янакиева [10] говорят о применении аппликации как способе изучения природных материалов, возможности начать разговор о процессах, происходящих в природе, о роли человека для сохранения окружающего мира.

Итак, в педагогическом и воспитательном воздействии на детей дошкольного возраста для формирования экологической культуры используется широкий спектр технологий, методов и способов воздействия, начиная от произведений художественной культуры и игрового взаимодействия и заканчивая использованием ручного труда, в частности, аппликаций для возможности обсудить отношения человека и природы. Отмечается в качестве важного аспекта формирование словаря дошкольника, обеспечивающего выражением им своего эмоционального отношения к природе, экологии, своему месту в окружающем мире.

О важности игры для дошкольников говорили многие ученые и педагоги, в частности, Л. С. Выготский, и Д. Б. Эльконин. Так, Л. С. Выготский красноречиво говорил о ролевой игре как источнике передачи знаний и усвоения ценностей. По Л. С. Выготскому игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных [2, с. 51].

Одинаковый путь развития игровой ситуации в жизни дошкольника подтвердил Д. Б. Элькониным через серию экспериментальных исследований в форме наблюдения за играми детей дошкольного возраста (проводились в 50–60-х гг. прошлого столетия). Данные исследования позволили автору выделить четыре уровня развития игры [8, с. 45]: 1) повторяющиеся действия с предметами без опознавания их смысла и содержательной части, 2) расширения спектра игровых действий, 3) конкретизация действия ребенка, 4) выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра выполняет важную воспитательно-педагогическую роль в становлении и развитии личности ребенка, в формировании и развитии его умственного, душевного и физического потенциала, в развитии его речевых способностей. В контексте формирования экологической культуры дошкольника сюжетно-ролевая игра позволяет расширить его знания о природе, эмоционально прожить различные ситуации, связанные с взаимодействием с природой, а также приобщиться к миру взрослых, приняв участие в решении взрослых задач. Задача педагога направлять дошкольников, объяснять им возможные варианты развития событий, а также поощрять их фантазию и эмоциональное проявление.

Для практического исследования условий и предпосылок формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр мы выдвинули гипотезу: сюжетно-ролевые игры, посвященные профессиональной деятельности в сфере решения экологических задач, позволят сформировать интерес к экологии, обогатят представление детей об окружающем мире, а также стимулируют их принимать участие в делах, связанных с решением экологических задач.

Литература:

  1. Бобылева Л. Д. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 2020. № 7(36) — 42 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский — СПб.: Питер, 2019. — 652 с.
  3. Куприна Н. Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей: монография / Н. Г. Куприна; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». — Екатеринбург, 2021. — с. 379.
  4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2020. — 325 с.
  5. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. — М.: Гном и Д, 2019. — 320 с.
  6. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом— природа». — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2019. — 192 с. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rjabinushka11.ucoz.ru/Obrasovanie/parcialnaja_programma_nash_dom-priroda.pdf
  7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2021. — 432 с.
  8. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -4-е изд., стер.-М.: Издательский центр Академия, 2018. — 384 с.
  9. Юнина, А. П. Аппликация — как средство развития дошкольника / А. П. Юнина // Семья и школа. 2019. № 3. — С.34–36.
  10. Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Э. К. Янакиева // Современный детский сад. 2021. № 8. — С. 49–51.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, окружающий мир, экологическая культура, природа, формирование, экологическая культура дошкольника, эколого-эстетический подход, воспитательно-педагогическая роль, воспитательное воздействие, сюжетно-ролевая игра.


Ключевые слова

дошкольный возраст, экологическая грамотность, экологическая культура дошкольника, ценности экологической культуры, представления о природе и окружающем мире, нравственный аспект развития личности, педагогическое и воспитательное воздействие, воспитательно-педагогическая роль

Похожие статьи

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Библиографическое описание: Максимова, М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / М. В. Максимова.

Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны.

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное

- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в

- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Целью реализации экологического содержания программы «Детство» является формирование экологической воспитанности дошкольников. Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «Мы», то есть единства.

Формирование начал экологической культуры в дошкольном...

...«экологическая культура», в том числе и «экологическое воспитание дошкольников».

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во

Можно создать фито — поляну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое...

Важность экологического воспитания дошкольника

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание.

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний. Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая.

Формирование экологической культуры и социализация...

Гордеев Т. Н. утверждает [4], что ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Дошкольное детство — это лишь первая ступенька становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры, в том числе и экологической.

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок, приняв на себя роль, начинает действовать от имени того или иного персонажа, становится ведущим для

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование у детей основ экологической культуры.

Экологическое воспитание как одно из современных направлений...

формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в

Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание.

Похожие статьи

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Библиографическое описание: Максимова, М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / М. В. Максимова.

Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны.

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное

- игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в

- игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст...

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

Целью реализации экологического содержания программы «Детство» является формирование экологической воспитанности дошкольников. Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «Мы», то есть единства.

Формирование начал экологической культуры в дошкольном...

...«экологическая культура», в том числе и «экологическое воспитание дошкольников».

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во

Можно создать фито — поляну, «уголок нетронутой природы», экологическую тропу.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое...

Важность экологического воспитания дошкольника

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание.

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний. Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая.

Формирование экологической культуры и социализация...

Гордеев Т. Н. утверждает [4], что ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Дошкольное детство — это лишь первая ступенька становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры, в том числе и экологической.

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок, приняв на себя роль, начинает действовать от имени того или иного персонажа, становится ведущим для

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование у детей основ экологической культуры.

Экологическое воспитание как одно из современных направлений...

формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в

Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание.

Задать вопрос