Автор: Гайнетдинова Виктория Георгиевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 661 раз

Библиографическое описание:

Гайнетдинова В. Г. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в ХМАО // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 184-187.

Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в ХМАО должно осуществляться в рамках направления инновационного предпринимательства, что в настоящее время невозможно осуществить без участия и помощи государственных структур, в частности региональной и местной власти. Политика местных и региональных властей ХМАО должна быть направлена на поддержку и стимулирование инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в соответствии с целями социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: ХМАО, инновации, инвестиции, социально-экономическое развитие, органы власти, стимулирование.


Стратегическое развитие регионов Севера России предполагает активное использование результатов инновационной, технической и научной деятельности. В таких условиях, со стороны государства должны приниматься соответствующие меры относительно инновационного и технологического развития, а также институциональных и структурных особенностей инновационной составляющей развития данных регионов.

Развитие ХМАО в течение последних нескольких десятков лет осуществлялось в соответствии с ресурсно-экспортной моделью, которая заключается в экспорте природных ресурсов. Структура экономики ХМАО предполагает сосредоточенность на начальных этапах технологического процесса потенциала производства. Данный «колониальный» тип технологической структуры экономики регионов Севера России был унаследован от СССР и характеризуется экстенсивным экономическим ростом.

Инновационное развитие экономики ХМАО характеризуется более низкими показателями, чем средние показатели по Российской Федерации. Тем не менее, рост может быть обусловлен более высоким процентным соотношением исследователей и разработчиков с учеными степенями к общему числу рабочих. Удельный вес организаций, которые осуществляют инновационную деятельность, на фоне показателей инновационной продукции, которые более чем в 2 раза ниже средних по стране, в этих регионах практически такой же, как и средний показатель по России.

Анализ технологической структуры экономики ХМАО позволяет сделать выводы относительно ее состояния:

  • во-первых, промышленность имеет несбалансированную технологическую структуру, в которой параллельно с новыми отраслями функционируют традиционные старые отрасли, соответствующие третьему технологическому укладу;

  • во-вторых, для структуры экономики характерно сосредоточение потенциалов производства на начальных этапах технологического процесса;

  • в-третьих, существует объективная необходимость в новых подходах государственного регулирования развития предприятий малого и среднего бизнеса.

Путем использования новых подходов в государственном регулировании развития предприятий малого и среднего бизнеса можно перегруппировать производственные потенциалы в соответствии с завершающими этапами технологического процесса. Использование государственного регулирования позволит перейти на инновационное развитие данных регионов.

С целью предотвращения оттока производственно-научных кадров для обеспечения экономического роста следует использовать подход техноэкополисов. Техноэкополисы представляют собой наукоемкие высокотехнологичные производства и научные центры, сгруппированные в экономические комплексы. Использование подхода техноэкополисов в стратегии развития ХМАО следует осуществлять с учетом специфических требований к научно-образовательным и технологическим элементам структуры, имеющим общую информационную базу с целью эффективного функционирование сети техноэкополисов в ХМАО.

Эффективным инструментом реализации региональной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса и осуществления управления в данном секторе экономики выступают региональные долгосрочные целевые программы поддержки малого и среднего бизнеса. Цели, принципы и направления помощи малому и среднему бизнесу, определенные в них, подкрепляются соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами. Программы представляют собой основную форму осуществления государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу и реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых и средних предприятий. Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах многочисленны и имеют сравнительно узкий характер. В нашей стране преобладает подход, когда на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило, на два-три года.

Важным направлением региональной институциональной политики формирования условий для развития сферы малого и среднего бизнеса ХМАО выступает поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, в рамках региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

Реализация потенциала малого и среднего бизнеса в ХМАО предполагает необходимость анализа и обоснование мер региональной экономической и социальной политики для создания благоприятной институциональной макросреды малого и среднего бизнеса. В этой связи, можно утверждать, что региональная институциональная политика ХМАО в отношении малого и среднего предпринимательства предназначена для обеспечения максимально возможной реализации его позитивных функций в региональной экономике и социальной сфере. Таким образом, региональную политику ХМАО в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на формирование благоприятной институциональной макросреды.

Цели и институты региональной поддержки ХМАО меняются в соответствии с изменяющейся предпринимательской средой, неизбежной трансформацией малого и среднего бизнеса. В этой связи важно наличие соответствующих институтов институциональной среды малого и среднего бизнеса.

Многообразие условий и факторов, под воздействием которых происходит развитие субъектов малого и среднего бизнеса в ХМАО на современном этапе, определяет острую необходимость в разработке единого системного подхода к оценке и исследованию привлекательности региональной среды, учитывающей все условия и факторы интенсивного развития малого и среднего предпринимательства [2].

Такая комплексная оценка направлена на решение следующих задач: повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, формирование оптимальных территориальных, отраслевых и других направлений: развития малого и среднего бизнеса, создание более благоприятного климата для их развития, стратегическое планирование и формирование территориальной политики, совершенствование, механизмов обоснования и привлечениям инвестиций, снижение степени рисков, для инвесторов и кредиторов. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственного управления, инвестиционных институтов, объектов инфраструктур развития малого и среднего бизнеса, которые не всегда имеют четкое представление о современной российской действительности.

Рост числа малых и средних предприятий в ХМАО обусловливает необходимость управления региональной средой их развития, изменения в которой происходят вследствие причин социально-экономического характера.

Управление региональной средой развития малого и среднего бизнеса должно строиться с учетом пространственного аспекта воспроизводства и гармонизации интересов и целей субъектов малого и среднего бизнеса с общим развитием региона на основе учета закономерностей функционирования региональных рынков и рыночного пространства, в рамках которого формируются экономические интересы и взаимоотношения.

Предложенный подход позволяет создать инструменты и региональную инфраструктуру управления развитием малого и среднего бизнеса на основе:

  • программно-целевого метода стратегического планирования (проектирования);

  • межведомственной интеграции;

  • выстраивания эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого и среднего бизнеса, кластеризации, субконтрактинга, аутсорсинга.

Особое значение здесь приобретает адаптивный организационно-экономический механизм управления развитием малого и среднего бизнеса в ХМАО, направленный на согласование разнонаправленных интересов его основных субъектов (органов регионального и муниципального управления, бизнеса, жителей региона, основу которого составляет, комплексный подход к развитию региона и малого и среднего бизнеса.

Согласно данному подходу основной целью управления развитием малого и среднего бизнеса в ХМАО, является улучшение условий хозяйствования субъектов экономической деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, что выражается в построении эффективной региональной модели промышленного производства с опорой на взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса, повышении инвестиционной привлекательности региона, оптимизации финансовых потоков (увеличении поступлений в бюджет, рост доходов различных собственников). Это создает, в конечном счете, благоприятные предпосылки для удовлетворения материальных и социальных потребностей населения региона.

Если провести диагностику результатов управления развитием малого и среднего бизнеса в ХМАО, с этих позиций, то можно сделать заключение не только по их состоянию о проблемах развития, но и о соответствии такого управления комплексному подходу, что позволит дать обобщенную оценку практики управления развитием малого и среднего бизнеса.

На первом этапе алгоритма необходимо выделить систему оценочных признаков развития малого и среднего бизнеса в ХМАО, далее обосновать систему количественных и качественных показателей для описания определенных признаков.

Следующие этапы - выбор методов измерения показателей функционирования малого и среднего бизнеса и выделение критериальных значений изменения показателей развития исследуемой сферы.

Главной задачей в данном аспекте является анализ несоответствий и нарушений в развитии малого и среднего бизнеса с целью выделения отклонений по каждому критерию в отдельности, на основании чего определять перспективы и намечать пути дальнейшего развития. Необходимо определить, способен ли ХМАО обеспечить качественные условия для развития предприятий малого и среднего бизнеса, устойчиво ли развитие социально-экономических показателей, уровень инвестиционной привлекательности предприятий малого и среднего бизнеса, их инновационность и технологичность [1].

В качестве оценочных признаков наряду с имеющимися - экономические критерии устойчивого развития малого и среднего бизнеса, бюджетная эффективность, социальная составляющая устойчивого развития малого и среднего бизнеса - необходимо дополнительно выделить:

  • инновационная составляющая малого и среднего бизнеса;

  • уровень информатизационной поддержки;

Необходимо представить более конкретно и оценочный признак - инфраструктура поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

В составе оценочного признака - инновационная составляющая малого и среднего бизнеса предлагаем выделить следующие показатели:

  • доля инновационно-ориентированных малых и средних предприятий в общем количестве субъектов малого и среднего бизнеса;

  • уровень оплаты труда в инновационно-ориентированных малых предприятиях к уровню оплаты труда в среднем по региону;

  • инициирование, стимулирование и поддержка научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства;

  • поддержка венчурного финансирования, привлечения «бизнес-ангелов» и иных форм;

  • организация взаимодействия и сотрудничества субъектов малого и среднего бизнеса и научных учреждений края;

  • проведение региональных венчурных ярмарок.

В составе оценочного признака - уровень информатизационной поддержки сектора малый и средний бизнес - мы предлагаем выделять следующие показатели:

  • развитие системы электронной коммерции в сфере малого и среднего предпринимательства;

  • организация проведения публичных мероприятий по вопросам предпринимательства: семинаров, совещаний, конференций, круглых столов, съездов, конкурсов;

  • полное и оперативное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, региональной и федеральной общественности о перспективных планах и программах, о практических мерах и шагах, предпринимаемых администрацией регионов в данной сфере;

  • информационная и коммуникативная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведение информационных, информирующих, просветительских и экспертных мероприятий, формирование информационного поля с широким привлечением СМИ или созданием новых СМИ, отвечающих потребностям развития малого и среднего предпринимательства;

  • содействие гражданам в самозанятости и предпринимательской деятельности;

  • развитие, поддержка и обслуживание специализированных информационных ресурсов в сети «Интернет»;

В составе оценочного признака - инфраструктура поддержки и развития малого и среднего бизнеса мы предлагаем наряду с используемыми в практике поддержки малого и среднего бизнеса показателями: развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных и технологических зон, использовать в процессе оценки функционирования малого и среднего бизнеса показатели:

  • расширение доступности правового, бухгалтерского, консультационного, инжинирингового и других видов обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса в формате аутсорсинга. Разработка стандартов аутсорсинга на базе требований нормативно-правовых актов Российской Федерации;

  • поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в части их обеспечения производственными, складскими, офисными и иными нежилыми помещениями на условиях минимальной доступной рыночной стоимости аренды;

  • облегчение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к объектам технической инфраструктуры (электроснабжение и теплоснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).

Следует отметить, что существующее содержание оценки развития малого и среднего бизнеса не затрагивает таких принципиально важных моментов, как анализ факторов и условий развития малого и среднего бизнеса в рамках ХМАО; всесторонний анализ имеющихся ресурсов развития; анализ системы поддержки малого и среднего бизнеса как совокупности взаимосвязанных элементов; оценку основных проблем территории и роли малого и среднего бизнеса в их решении.

Реализация обозначенных направлений предполагает совершенствование региональных механизмов и инструментов формирования благоприятной среды развития и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Региональная поддержка ХМАО в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого и среднего бизнеса должна, в первую очередь, способствовать решению таких сложных проблем как [3]:

  • недостаточный объём стартового капитала у большинства малых и средних предприятий;

  • нехватка средств на развитие (основные активы и оборотные средства).

Целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый и средний бизнес, способствует интенсивному росту данного сектора экономики. Сами банкиры признают существование ограничений, которые не позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства получить кредит в банке. Такими ограничениями являются дороговизна кредитов для малого и среднего бизнеса, недостаточность обеспечения, сложность процедуры получения кредита (от времени подачи заявки до момента кредитования проходит от 1 до 3 месяцев).

Государственная политика относительно северных регионов России требует инновационного подхода, благодаря которому можно будет решить возникающие проблемы в развитии малого и среднего бизнеса как императива обеспечения устойчивого развития территории. Таким образом, существует объективная необходимость в формировании стратегии инновационного развития ХМАО, которая будет предусматривать: обеспечение воспроизводства природных ресурсов; реализация в приоритетных направлениях критических технологий; осуществление реструктуризации экономики регионов; активизация в перерабатывающих отраслях промышленности инновационной деятельности; формирование условий привлечения российских иностранных инвестиций в больших объемах; освоение технологических и научно-технических достижений мирового уровня, а также их реализация.

Инновационная активность находится на низком уровне, тем не менее, развитие инновационного малого и среднего бизнеса в ХМАО представляет собой перспективное направление развития экономики.


Литература:

  1. Ивантер В.В., Узяков М.А. Долгосрочный прогноз развития экономики России: инвестиционный вариант // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №3.

  2. Онучак В.Д Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №2.

  3. Смирнов В.Д. Социально-экономические условия эффективного развития региона: оценка, интеграционный вектор // Проблемы теории и практики управления - 2009. - №3.

Основные термины (генерируются автоматически): среднего бизнеса, развития малого, поддержки малого, субъектов малого, среднего предпринимательства, предприятий малого, развития предприятий малого, управления развитием малого, программ развития малого, государственной поддержки малого, Опыт поддержки малого, поддержка субъектов малого, программ поддержки малого, устойчивого развития малого, среднего бизнеса ХМАО, программы поддержки малого, инновационная составляющая малого, сфере малого, функционирования малого, среднего бизнеса показатели.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос