Анализ информатизации общественной сферы на примере муниципальных образований Восточного территориального округа Красноярского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Сергеева Ю. С., Жукова Д. Л. Анализ информатизации общественной сферы на примере муниципальных образований Восточного территориального округа Красноярского края // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/archive/47/5863/ (дата обращения: 22.07.2018).

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является на сегодняшнее время одним из главных факторов жизни. Важной тенденцией совершенствования уп­­равления в РФ становится создание «электронного правительства» (ЭП).

В рамках его создания была реализована программа «Электронная Россия», которая закончилась в 2010 году, но работа в этом направлении не прекратилась. Следующим шагом стала долгосрочная целевая программа «Информационное общество (2011 – 2018 годы)» – совершенствование процессов формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 – 2018 годах [2].

С помощью электронного правительства реализуется принцип "одного окна", что позволяет снизить общее количество посещений гражданами органов власти, сокращает время ожидания в очередях, ускоряет процесс рассмотрения и оформления необходимых документов и межведомственных согласований.

В процессе перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид именно вторые представляют наиболее проблемную часть. Это связано с рядом факторов:

  • отсутствие единого определения ЭП, отсюда могут последовать и различия в представлениях о конечном результате. Наиболее четкое определение выглядит следующим образом: «Электронное правительство – это система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны с использованием современных информационных технологий и призванная существенно повысить эффективность государственного управления и снизить издержки социальных коммуникаций для каждого члена общества» [1];
  • отсутствие четких этапов формирования электронных услуг, с выработкой основных показателей эффективности достижения того или иного этапа;
  • отсутствие четкой схемы оптимизации каждой из услуг, классификации и разграничения полномочий между подразделениями краевого и местного управления, региональной и федеральной властью;
  • формирование электронных ресурсов (ЭР) отдельных ведомств собственными силами, что приводит к дублированию информации, возможно также возникновение проблем актуальности этой информации;
  • отсутствие четкой справочной информации и методических материалов, которые органы местного самоуправления могли бы использовать в качестве источника базовых сведений и руководства при создании электронных ресурсов;
  • нехватка квалифицированных специалистов на муниципальном уровне.

Особый интерес представляет современное состояние ЭР на муниципальном уровне. В рамках поставленной задачи был рассмотрен Восточный территориальный округ Красноярского края, в состав которого входят Абанский район, г. Бородино, Дзержинский район, ЗАТО Зеленогорск, Иланский район, Ирбейский район, г.Канск, Канский район, Нижнеингашский район, Партизанский район, Рыбинский район, Саянский район, Тасеевский и Уярский районы.

Оценка информатизации данного округа Красноярского края осуществлялась по следующим критериям:

  • информативность – степень предоставления необходимой информации в ЭР ведомств и органов самоуправления;
  • эргономичность – удобство использования интернет-ресурса и электронных услуг;
  • актуальность ­– степень соответствия информации текущему моменту времени;
  • обратная связь – наличие контактов и адресов должностных лиц ведомств и органов самоуправления, а так же виртуальных приемных и разделов FAQ на ЭР;
  • электронные услуги ­– прием заявок (запись) на прием к врачу и образцы необходимой документации.

Проанализировав ситуацию, которая складывается в Восточном территориальном округе Красноярского края, можно с уверенностью сказать, что на данный момент существует ряд проблем, связанных с информатизацией общественной сферы:

  • отсутствие ЭР некоторых ведомств социальной сферы;
  • низкая степень актуальности ЭР;
  • отсутствие поисковой навигации и обратной связи;
  • множество страниц с отсутствующей информацией, либо с информацией, не соответствующей заявленной тематике;
  • низкий уровень эргономичности ЭР;
  • отсутствие электронных ссылок на интернет-ресурсы муниципальных учреждений вышестоящего уровня;
  • низкая степень предоставления электронных услуг.

Для анализа Восточного территориального округа Красноярского края использовался метод парных сравнений по Т. Саати [3], представляющий собой математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. Данный метод заключается в сравнении изучаемых объектов между собой попарно по выбранным критериям (Рисунок 1).


Рис. 1. Средневзвешенный показатель эффективности электронных ресурсов
муниципальных образований Восточного территориального округа Красноярского края, основанный на ряде критериев


На данном этапе выполнено ранжирование по пяти признакам, которые представляются примерно равнозначными. В действительности можно увеличить количество критериев, но тогда потребуется их повторное ранжирование, так как их значимость оказывается различной. Для этого так же можно использовать метод парных сравнений по Т.Саати.

В рамках приведенных оценок использовались функциональные характеристики ЭР с точки зрения пользователя. Можно добавить технические характеристики такие как, время ожидания, количество операций и т.д. В данном случае эти характеристики обобщены в критерии эргономичность, которая была детализирована.

На основе вышеперечисленного ряда критериев, сформировалась общая картина информатизации общественной сферы, по итогам которой ЗАТО Зеленогорск является наиболее обеспеченным электронными ресурсами в социальной сфере относительно других муниципальных образований Восточного территориального округа.

ЗАТО Зеленогорск имеет 4 ведомственных интернет-ресурса в социальной сфере, которые максимально эргономичны в использовании и оснащены всеми видами обратной связи, предоставляют всю необходимую пользователю информацию и ссылки на иные электронные государственные услуги.

В дальнейшем электронные услуги ведомств социальной сферы ЗАТО Зеленогорск использовались как шаблон.

Муниципальные образования, стоящие на ступень ниже шаблонного муниципалитета (г. Бородино, г. Канск, Саянский, Иланский и Абанский районы), имеют менее удобную для использования структуру ЭР и недостаточно емкую информативность.

Ведомственные интернет-ресурсы в социальной сфере остальных муниципальных образований Восточного территориального округа практически отсутствуют, а имеющиеся ЭР во многом уступают принятому шаблону, не предоставляя минимальный уровень необходимой информации и электронных услуг, контактные данные уполномоченных лиц, возможность связи с администрацией интернет-ресурса и юзабилити для конечного пользователя.

В современных условиях большое внимание акцентируют на формирование современной ИКТ-инфраструктуры и повышении эффективности государственного управления и местного самоуправления. Но особо остро встали проблемы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Если на региональном уровне реализация целевой программы "Информационное общество (2011 – 2018 годы)" проходит успешно, то на местном уровне данный процесс все еще не стабилен, что говорит о самой низкой информатизации общественной сферы муниципалитетов.

Для предотвращения возникновения выявленных проблем на начальном этапе создания интернет-ресурсов следует разработать единый шаблон построение и оформления ЭР органов самоуправления и ведомств социальной сферы. Это позволит стандартизировать предоставляемую информацию и электронные услуги, а так же структурировать их для юзабилити пользователей.

В дальнейшем предполагается, что аналогичные исследования будут поведены для других округов Красноярского края.


Литература:

  1. Федеральная целевая программа "Информационное общество (2011 – 2012 годы)" [Электронный ресурс] // Федеральные целевые программы России: сайт – URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/369/ (дата обращения 30.10.2012)
  2. Электронное правительство и качество управления [Электронный ресурс] // EGOV 2.0: сайт – URL: http://open-gov.ru/2012/11/04/elektronnoe-pravitelstvo-i-kachestvo-gosupravleniya-2/ (дата обращения 3.11.2012)
  3. Саати, Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети : пер. с англ. / Т. Л. Саати; науч. ред. А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – 2-е изд. – М. : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. – 360 с. ­– ISBN 978-5-397-00844-0
Основные термины (генерируются автоматически): Красноярский край, Восточный территориальный округ, социальная сфера, Зеленогорск, обратная связь, электронное правительство, услуга, Абанский район, Информационное общество, необходимая информация.


Похожие статьи

Применение методов стратегического планирования в управлении...

Матрица SWOT- анализа управления социальной сферой г. Канска. Сильные стороны — S. 1. Статус центра восточной группы районов Красноярского края, позволяющий реализовывать социальные проекты и привлекать средства регионального и федерального...

Применение информационных технологий в социальной сфере

Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее

Пользоваться информационными услугами сейчас может каждый, так как их

1) сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе...

Информационные технологии и их применение в сфере...

Это и коммерческий учет с дистанционным съемом информации с индивидуальных приборов учета, и электронные схемы обращения с отходами, и многое другое.

Информационные услуги и сервисы, такие как

Информационные технологии в сфере общественного питания.

Актуальность внедрения технологий электронного...

Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных

- отсутствие программы информатизации муниципального образования (движения к информационному обществу, электронного правительства)

Современное состояние и перспективы развития электронного...

Для повышения востребованности электронных услуг необходима очень тщательная и выверенная стратегия работы с такими

Электронное правительство имеет целый ряд базовых преимуществ, делающих его частью глобальной социально-технологической...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

При этом органы муниципальной власти являются монопольными владельцами громадного объема общественно-значимой информации, которая необходима представителям всех сфер деятельности в социуме.

Инновации в сфере предоставления государственных...

Основная работа по формированию «Электронного правительства» была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [3], в

Цепочкой поставки услуг населению необходимо управлять.

Проблемы информационно-коммуникационного потенциала...

Специалистами отмечены такие проблемы, существующие в современном российском информационном обществе

3. Разработка эффективной системы обратной связи с населением. Сюда можно включить электронные почтовые ящики, созданные с целью...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Мировой опыт показывает, что внедрение технологий электронного правительства предоставляет гражданам и бизнесу доступ к высококачественным услугам

Дельдюгинова М.В., Казакова Г.Я. Проблемы социального развития в условиях инновационной экономики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Применение методов стратегического планирования в управлении...

Матрица SWOT- анализа управления социальной сферой г. Канска. Сильные стороны — S. 1. Статус центра восточной группы районов Красноярского края, позволяющий реализовывать социальные проекты и привлекать средства регионального и федерального...

Применение информационных технологий в социальной сфере

Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее

Пользоваться информационными услугами сейчас может каждый, так как их

1) сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе...

Информационные технологии и их применение в сфере...

Это и коммерческий учет с дистанционным съемом информации с индивидуальных приборов учета, и электронные схемы обращения с отходами, и многое другое.

Информационные услуги и сервисы, такие как

Информационные технологии в сфере общественного питания.

Актуальность внедрения технологий электронного...

Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных

- отсутствие программы информатизации муниципального образования (движения к информационному обществу, электронного правительства)

Современное состояние и перспективы развития электронного...

Для повышения востребованности электронных услуг необходима очень тщательная и выверенная стратегия работы с такими

Электронное правительство имеет целый ряд базовых преимуществ, делающих его частью глобальной социально-технологической...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

При этом органы муниципальной власти являются монопольными владельцами громадного объема общественно-значимой информации, которая необходима представителям всех сфер деятельности в социуме.

Инновации в сфере предоставления государственных...

Основная работа по формированию «Электронного правительства» была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [3], в

Цепочкой поставки услуг населению необходимо управлять.

Проблемы информационно-коммуникационного потенциала...

Специалистами отмечены такие проблемы, существующие в современном российском информационном обществе

3. Разработка эффективной системы обратной связи с населением. Сюда можно включить электронные почтовые ящики, созданные с целью...

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Мировой опыт показывает, что внедрение технологий электронного правительства предоставляет гражданам и бизнесу доступ к высококачественным услугам

Дельдюгинова М.В., Казакова Г.Я. Проблемы социального развития в условиях инновационной экономики.

Задать вопрос