Автор: Имамидинова Ольга Камилевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Библиографическое описание:

Имамидинова О. К. Инновации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 542-544.



 

В статье рассматривается применение интернет-технологий при оказании государственных и муниципальных услуг. Показано, что в настоящее время, наиболее удовлетворяющим запросы населения является «Электронное правительство». Концепция «Электронного правительства» несомненно является инновацией в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Внедрение его в жизнь и применения на практике населением страны, выведет систему предоставления государственных и муниципальных услуг на новый качественный уровень, а работников учреждений заставит представлять эти услуги качественно и в предусмотренный сроки. В статье так же предоставляется система усовершенствования процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг посредством «Электронного правительства».

 

В настоящее время отечественные учреждения и организации активно внедряют и используют в своей деятельности информационные технологии. Персональные компьютеры находятся на рабочих столах государственных чиновников и руководителей государства. Депутаты Государственной думы Российской Федерации используют в ходе заседаний различные гаджеты, основанные на применении Интернет-технологий. Современный пользователь информационных технологий (ИТ) значительно отличается от пользователя даже пятилетней давности, когда внедрение той или иной технологии, как правило, инициировалось ИТ-руководством организации. Он сам выступает в качестве инициатора, способен на равных с ИТ-специалистами участвовать в выборе и обосновании ее необходимости.

В настоящее время важной задачей является создание порталов государственных служб и «электронных сообществ», способных обеспечить:

        преодоление препятствий, мешающих гражданину получить доступ к тому набору услуг, который предлагают государственные учреждения;

        решение проблемы доступа не только к информации о деятельности государственных органов, но и к их сервисам;

        набор Internet-услуг, предназначенных для того, чтобы местные органы власти и разные слои населения приобщались к средствам автоматизированных государственных служб.

Таким порталом является на сегодняшний день проект «Электронное Правительство».

«Электронное правительство» (англ. e-Government, более правильный перевод: «электронное государство») является способом предоставления информации, а так же оказания уже сформированного набора государственных услуг гражданам или бизнесу, а так же другим ветвям государственной власти, государственным чиновникам, в случае которого личное взаимодействие между государством и заявителем максимально минимизировано, а так же насколько это возможно используются информационные технологии [5].

Информационные технологии позволяют перейти органы государственного управления на более качественный уровень работы с народом. Создание и в дальнейшем функционирование единого информационного центра, обязательно будет способствовать быстрому, обоснованному и своевременному решению возникающих проблем, с которыми граждане чаще всего обращаются к чиновникам.

Каждый гражданин будет иметь возможность зарегистрироваться на сайте данного центра, после чего сможет отправить свой вопрос местной власти в электронном виде. Каждой такой заявке будет присваивается определенный уникальный номер.

Каждый отправленный запрос, а также ответ конкретного чиновника сохраняется в единой базе для того, чтобы потом можно было установить и проверить обоснованность претензий сторон, если таковые будут.

После получения чиновником электронной заявки гражданина последнему отправляется электронное письмо-уведомление. Данное письмо содержит следующую информацию: идентификационный номер и Ф. И. О. чиновника; период времени, в течение которого он должен ответить на заявку; контактная информация соответствующего органа государственного управления.

Единый информационный центр контролирует сроки ответа чиновника и в случае их нарушения это отражается на рейтинге соответствующего чиновника, отдела, органа государственного управления и т. д., что в итоге влияет на рейтинг конкретного региона (области) и его руководителя.

В случае неудовлетворенности ответом данная заявка гражданина переходит на более высокий уровень ее рассмотрения, от чиновника, который ее рассматривал, к его начальнику и т. д.

При этом в случае несогласия с решениями чиновников на различных уровнях процедура повторяется. Окончательное решение может быть принято наивысшим уровнем государственного управления и/или путем судебного разбирательства. Благодаря данному алгоритму оценивается работа каждого чиновника, отдела, органа государственного управления.

Если более высокий уровень государственного управления разрешает проблему в пользу гражданина, а до этого последний получил отказ от чиновника, то в итоге данный чиновник и соответственно его отдел, орган государственного управления, в котором он работает и т. д. получает отрицательную оценку, тем самым программное обеспечение (алгоритм) автоматически уменьшает их рейтинг. В тоже время учитываются и положительные отзывы о работе отдельного чиновника и соответствующего органа государственного управления, что также влияет на рейтинг.

Рассмотрим, что входит в состав инфраструктуры «Электронного правительства». Основная работа по формированию «Электронного правительства» была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» [3], в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры «Электронного правительства». В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры «Электронного правительства», в том числе:

        единый портал государственных и муниципальных услуг;

        единая система межведомственного электронного взаимодействия;

        национальная платформа распределенной обработки данных;

        единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

        информационная система головного удостоверяющего центра [4. c. 152].

Для обеспечения результативной и оперативной работы «Электронного правительства» недостаточно применение, например, высокомощных компьютеров, высокого уровня подготовки и добросовестности чиновников и др. Цепочкой поставки услуг населению необходимо управлять. При этом управление должно включать как комплексное планирование поставки, включая порядок работы и временные нормативы, так и контроль результатов, выявление недостатков и возможностей для совершенствования, а также проведение мероприятий по их реализации на практике обслуживания.

В цепочке поставки услуг «Электронного правительства» принимают участие различные ИТ-компании. Их взаимоотношения определяются соответствующими контрактами, определяющими требования к предоставляемым услугам. Временные нормативы определены даже для уровня «Физическое лицо или представитель бизнеса — Портал «Электронное правительство». Однако для уровня «Государственный служащий — Портал «Электронного правительства» требования к услугам портала, включая временные нормативы, на сегодняшний день не определены. Предоставления услуг осуществляется без применения каких-либо соглашений. Разработка таких соглашений возможна в рамках концепции ITSM.

Подходы, основанные на концепции ITSM, широко применяются на практике управления ИТ-услугами в отечественных и зарубежных компаниях и учреждениях.

Создание и развитие системы менеджмента услуг «Электронного правительства» Российской Федерации возможно на основе концепции ITSM (IT Service Management) — концепции управления ИТ-услугами.

 

Литература:

 

  1.    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014 № 31. Ст. 4398.
  2.    Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4179
  3.    Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)" // Собрание законодательства РФ. 2014, N 18 (часть II). Ст. 2159
  4.    Венделева М. А. Информационные технологии управления: Учебное пособие для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2015.
  5.    Малитиков Е. М. Электронное правительство — цивилизационная неизбежность // Федеральная газета. — 2009. — № 1. — С. 4–5
Основные термины (генерируются автоматически): «Электронного правительства», государственного управления, предоставления государственных и муниципальных, государственных и муниципальных услуг, органа государственного управления, инфраструктуры «Электронного правительства», Российской Федерации, услуг «Электронного правительства», Похожая статья, «Электронное правительство», государственных служб, Российской Федерации «Информационное, обеспечения государственных, концепции itsm, программы Российской Федерации, сфере предоставления государственных, чиновника и в случае, чиновника и соответствующего органа, государственной программы Российской, рейтинге соответствующего чиновника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle