Потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.06.2023

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Давыдова, Н. Н. Потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности (из опыта работы) / Н. Н. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 390-393. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103557/ (дата обращения: 15.11.2024).



Жизнь современного человека многообразна, сложна, а порой и вовсе непредсказуема. Изо дня в день мы сталкиваемся с новым, не совсем понятным, особенно в области финансов. Финансовые сервисы расширяются, а вместе с ними растут и финансовые риски. Особое внимание хотелось бы обратить на мошеннические действия.

В таких условиях без финансового образования просто не обойтись. Сегодня финансовая грамотность повсеместно признается необходимой для жизни компетенцией. Так в чем же заключается потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности.

Чтобы разобраться с заявленной темой, давайте обратимся к определению финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Определение вполне прикладное. Оно даёт ориентир, ЧТО именно нужно формировать и развивать. Первое о чем должен задуматься учитель это есть ли в его предмете такие моменты, которые помогут учащимся сформировать знания, навыки и установки, необходимые для того, чтобы быть готовыми к финансовым вызовам, с которыми они столкнуться в жизни.

При изучении истории в школе мы, так или иначе, рассматриваем все этапы формирования финансовой сферы. Это история появления денег, история торговли и того, как складывались рыночные отношения. Причем, рассматриваем в перспективе — от зарождения до начала 21 века.

В конечном итоге всё это направлено на то, чтобы у ребёнка сложилось осознанное понимание:

— Я существую в реальности денежных отношений;

— Я понимаю, почему в современном мире экономическая составляющая жизни нашего государства так же важна, как, например, и духовная;

— Я не могу игнорировать эту финансовую реальность, потому что Я — часть этой экономической системы. И я не смогу прожить жизнь, никак не соприкасаясь с этой системой — значит, я должен быть готов к решению финансовых вопросов.

Чтобы для ребенка история не стала набором выученных дат и имен, необходимо сопоставлять эти знания и факты с современностью. Создавать ситуации, в которых учащиеся действуют от имени людей разных исторических эпох. Дать возможность попробовать применить те исторические знания, которые они получили.

И в этот момент перед учителем встает вопрос выбора тех приёмов и форм работы, с помощью которых он будет формировать финансовую грамотность на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Следующая задача — найти соответствующий ресурс . На сегодняшний день для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал для учителей всех предметов и, в частности, для учителей истории и обществознания. Эти ресурсы разрабатывают и крупные финансовые организации, и банки, и высшая школа — в общем, все заинтересованные структуры.

У учителя есть возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации, различные мобильные и ПК-приложения и тем самым делать свои занятия интересными для учащихся, разнообразными и эффективными. Такое множество вспомогательных образовательных ресурсов создает некоторую сложность для педагога в вопросе подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Наиболее интересные, на мой взгляд, следующие:

Это УМК для 5–11 классов « Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России », разработанное в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В состав УМК входит учебное пособие; методическое пособие; программный комплекс, включающий сайт, приложения для персональных компьютеров и мобильное приложение.

Разделы и параграфы данного учебного пособия структурированы в соответствии с федеральными учебными пособиями по истории, содержат материал практически для каждого урока. При этом материал вполне самодостаточный, для того чтобы использоваться при проведении других учебных мероприятий, в частности, для проведения игр, турниров и т. д.

« Финансовая грамотность в сказках. История монетки» автор Елена Ульева. В этой книге в очень доступной и увлекательной форме показана история возникновения и развития денег. Книга содержит интересные игры и задания на закрепление материала. Формулировка заданий, например, такая: «Попробуй пожить, как древний человек», «Узнай, сколько стоит крестьянская изба на Руси».

Естественно, предпочтение отдается активным формам, в формате которых учащиеся получают или подтверждают знания через самостоятельную творческую деятельность.

Чаще всего на уроках дети делают проекты и рассматривают стартапы только в современных условиях, а ведь можно в форме внеурочной игры перенестись и в другие исторические реалии.

Стать человеком, живущим в другую эпоху в другой стране, например, в конце 19 века в Европе, когда начинается промышленный переворот. После того, как дети изучили, что из себя представляет промышленный переворот, кто такой предприниматель они могут примерить на себя роль того самого предпринимателя, составить свой бизнес-план в условиях конца 19 века.

В ходе игры они работают и с картами, и с историческими данными, и с законами того времени. В результате, защищают свои, пусть примерные, но бизнес-планы.

Игры, в ходе которых учащиеся закрепляют пройденный материал, оперируя знаниями, понятиями и применяя их в реальной деятельности очень эффективный прием работы. При этом у детей появляется интерес, азарт что-то узнать, вникнуть. А самое главное, у них есть успешный опыт решения финансовых вопросов, опыт самостоятельного прохождения определенного пути — в данном случае, пути от выбора «чем я буду заниматься» как человек конца 19 века до человека, который нашел выход и готов следовать плану.

Потенциал истории по формированию финансовой грамотности заключается в том, что она даёт ребёнку возможность вместе с человечеством пройти все стадии становления финансовой системы, увидеть начало и увидеть результат, научиться анализировать, делать выводы.

Потенциал ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по формированию финансовой грамотности закреплен, в новых государственных стандартах ООО и СОО.

Существует множество ресурсов для подготовки занятий по финансовой грамотности. И эти ресурсы успешно можно использовать также и на уроках обществознания.

Например, материалы национальной программы «Дружи с финансами», электронного учебного пособия информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».

Огромные возможности для обучения финансовой грамотности и для самостоятельных занятий предоставляют ПРОЕКТЫ Центрального Банка России. Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности», который позволяет ребятам не только узнать о финансах, но и «вживую» пообщаться с профессионалами финансового рынка.

Методические рекомендации для средней и старшей школы, которые можно использовать для разработки программ внеурочной деятельности ил для внедрения вопросов формирования финансовой грамотности в предметных областях. Там и перечень тем и планирование.

(https://fincult.info/teaching/uchebno-metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-shkoly/)

Проект Банка России — информационно-просветительский ресурс Финкульт.инфо. Здесь много интересной и полезной информации и для взрослых, и для детей, и для учителей, и для учащихся, и для предпринимателей. В том числе на этом ресурсе есть раздел «Преподавательская», в которой собран материал для различных целевых аудиторий учащихся. Это готовые презентации, видеоролики и аудиолекции. Есть 10-минутные ролики «Финансовые сказки», которые позиционируются для начальной школы, но могут использоваться и в средней.

(https://fincult.info/entertainment/ )

Еще на Финкульте есть раздел «Игровая», где учащимся предлагается спасти или преумножить сбережения, игры учат распознавать фальшивые деньги или мошенников и т. д.

(https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/project/finzozh-fest-2022-osen/)

У чащиеся ежегодно могут принимать участие в фестивале финансовой грамотности «ФинЗожФест» для школьников, где можно не только получить необходимые знания, но и проверить их.

(https://learningapps.org/9953500 )

Для тех, кто любит самостоятельно разрабатывать задания, есть сервис Ленинг.апс. Это своего рода конструктор для создания интерактивных учебных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. На сервисе есть и готовые разработки, можно что-то выбрать.

Помимо таких глобальных информационных проектов и банков заданий учитель может использовать простые, но очень действенные приёмы.

Например, в 7 классе во время прохождения темы «Экономика семьи» Можно предложить учащимся выполнить несложное задание — проставить примерные цены на товары первой необходимости. Это необходимо для того, чтобы спланировать свой бюджет.

Иногда такие простые задания заставляют серьезно задуматься о жизни и могут стать мотивацией для более осознанного изучения предмета. После этого задания учащиеся могут провести небольшое исследование — анкетирование, чтобы проверить, как обстоят дела у молодых людей в целом. Далее может следовать работа над проектом или творческим заданием — всё зависит от «погружения в тему».

Люди во все времена уделяли, уделяют, а по тому, как усиленно мы изучаем финансовую грамотность, в обозримом будущем еще будут уделять деньгам большое внимание.

Но при этом не стоит забывать и про очевидный парадокс денег: на одну и ту же «цифру на бумаге» можно приобрести и невидимую глазом вещь, и неподъёмно тяжёлую вещь, и жизненно необходимую, и совершенно бесполезную . Деньги сами по себе ничего не значат. Только то, что мы вкладываем в них, придает им смысл.

Поэтому следует помнить известную фразу английского философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона: «Деньги очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно такое отношение к данной экономической категории нужно воспитывать у детей.

Литература:

  1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 344 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
  2. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 280 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
  3. Сайт «Дружи с финансами» http://finance.instrao.ru/fin/
  4. Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения «Ваши финансы» https://vashifinancy.ru/
  5. Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности https://fmc.hse.ru/https://dni-fg.ru/
  6. Сайт Министерства финансов РФ — www.minfin.ru
  7. Сайт Центрального банка Российской Федерации — https://cbr.ru/
  8. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 280 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
  9. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В. — М.: ВАКО, 2018. — 240 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
  10. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов. / [Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н. и др.]; под ред. Ю. Н. Калашнова при участии К. В. Лёвушкина. — М.: Из-во Юрия Калашнова, АйТи Агентство ОС3, 2018. — 672 с.: ил., карт. — ISBN 978–5–6040376–1–4 (эл.). — 6+ -- https://fingram-history.oc3.ru/download/uchebnoe_posobie.pdf?date=07.12.18
  11. Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие / [Лёвушкин К. В., Любушкин Д. С.]. — М., 2018
  12. Финансовая грамотность. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 — М., 2020, 64 с.
  13. Финансовая культура https://fincult.info/
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, учащийся, внеурочная деятельность, задание, знание, подготовка занятий, проект, промышленный переворот, учебное пособие, финансовое образование.


Похожие статьи

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Практический опыт занятий стихосложением как мотивация обучающихся к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе

Краеведческая деятельность в рамках внеучебной работы по истории — эффективное средство воспитания патриотизма (из опыта работы)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Похожие статьи

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Практический опыт занятий стихосложением как мотивация обучающихся к усвоению учебного материала по литературе в 5-м классе

Краеведческая деятельность в рамках внеучебной работы по истории — эффективное средство воспитания патриотизма (из опыта работы)

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Структура работы по развитию речи в классах для детей с выраженной умственной отсталостью (из опыта работы учителей-дефектологов)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Задать вопрос