Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

Педагогика
13.08.2018
3890
Поделиться
Библиографическое описание
Каликова, Д. И. Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности» / Д. И. Каликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52316/.


В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г.Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь было обращено внимание на два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации — обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий учеников.

Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

В УМК дисциплины входят учебники, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя.

Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.

Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Отдельный раздел fincult.info предназначен для преподавателей, методистов и волонтеров финансового просвещения.

Для решения второго вопроса потребовалось немного больше усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителя обществоведческого цикла знакомы с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

– инвестиции;

– ценные бумаги;

– банковские операции;

– мошенничества;

– кредитные системы;

– финансовые пирамиды;

– кредиты и т. д.

Но следовало бы отметить потребность прохождения дополнительной подготовки педагогов по финансовой грамотности в специально созданных федеральных и региональных методических центрах.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

– составление и расчет семейного бюджета;

– денежные операции в банках и других структурах;

– сделки, связанные с риском;

– денежные вознаграждения;

– наличие ответственных органов за финансовые услуги;

– личные сбережения — излишество или прок;

– тонкости кредитов и депозитов;

– права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

– управление денежными потоками;

– агрессивная политика банков;

– активы и пассивы (доходы и расходы);

– страхование и пенсионные выплаты;

– наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Следует отметить, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, ребята учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки обществознания дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся. В отличие от других форм деятельности, урочная на 100 % охватывает детскую аудиторию.

В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.

2 октября в рамках Всероссийской недели наук на базе нашей школы было проведено мероприятие для старшеклассников школ города. «Как не стать жертвой финансовых мошенников?» так звучала тема тренинга Каликовой Дамиры Ильтаровны. Учащиеся в неформальной обстановке, в тесном кругу обсудили злободневные вопросы финансовой безопасности, рассмотрели наиболее часто встречающиеся примеры финансовых махинаций, разработали памятку «Как уберечь себя от мошенников».

14 октября 2017 года в РКЦ Салехард Отделении Тюмень Уральского ГУ Банка России состоялся общероссийский День открытых дверей. Данное мероприятие посетили и наши ученики 10-х классов.

Дети узнали много нового о деятельности Центрального банка Российской Федерации, истории банковского дела в России, о банковских услугах и платежных картах, а также как не стать жертвой мошенничества при использовании банковских карт.

Ребята с интересом слушали сотрудников РКЦ и задавали им свои вопросы. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; угадывали вслепую на ощупь, что за монета находится в мешке. Ознакомились с рабочей техникой кассового сотрудника банка (машинка для счета купюр и их распознавания на подлинность; аппарат, с помощью которого можно проверить документ, удостоверяющий личность на подлинность).

В ходе мероприятия наши ученики просмотрели видеоролики о финансовой грамотности и познакомились с внешним видом купюр номиналом 200 и 2000 рублей, выпущенных в оборот 12 октября 2017 года.

По окончании Дня открытых дверей все дети получили небольшие памятные подарки от РКЦ в виде ручек и календариков с символикой ЦБ РФ и ушли с мероприятия с новыми знаниями и с хорошим настроением!

2 ноября 2017 года в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в МБОУ СОШ № 6 в 10А классе прошел урок финансовой грамотности, посвященный мероприятиям IV Всероссийской недели сбережений. Цель данной акции — формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, что будет способствовать, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию молодых людей.

Урок провели педагог школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «Детско-юношеский центр» А. В. Масюк и эксперт управления маркетинга и коммуникаций Салехардского отделения № 1790 Западно-Сибирского банка — Алевтина Норенберг.

Во время проведения урока учащиеся:

– познакомились с основами личного финансового планирования и финансовой безопасности, правилами разумного финансового поведения;

– познакомились с работой школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «ДЮЦ», получили приглашения на занятия;

– получили памятки и обучающие брошюры Банка России;

– поучаствовали в викторине: «финансы не поют романсы».

Социальное партнёрство подразумевает привлечение к процессу воспитания финансовой грамотности работников финансовой сферы, предпринимательской и родительской общественности.

Внеклассная работа включает в себя проведение классных часов, просветительских родительских собраний на заданную тематику, викторины, деловые игры, командные игры-путешествия, выпуск стенных газет, конкурсы рисунков и поделок из вторсырья.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.

По статистике, сейчас в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 87-89):
Часть 1 (стр. 1-114)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 87-89стр. 114

Молодой учёный