Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.

Дата публикации: 13.08.2018

Статья просмотрена: 3851 раз

Библиографическое описание:

Каликова, Д. И. Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности» / Д. И. Каликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52316/ (дата обращения: 16.12.2024).



В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г.Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь было обращено внимание на два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации — обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий учеников.

Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

В УМК дисциплины входят учебники, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя.

Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан.

Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Отдельный раздел fincult.info предназначен для преподавателей, методистов и волонтеров финансового просвещения.

Для решения второго вопроса потребовалось немного больше усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителя обществоведческого цикла знакомы с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

– инвестиции;

– ценные бумаги;

– банковские операции;

– мошенничества;

– кредитные системы;

– финансовые пирамиды;

– кредиты и т. д.

Но следовало бы отметить потребность прохождения дополнительной подготовки педагогов по финансовой грамотности в специально созданных федеральных и региональных методических центрах.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

– составление и расчет семейного бюджета;

– денежные операции в банках и других структурах;

– сделки, связанные с риском;

– денежные вознаграждения;

– наличие ответственных органов за финансовые услуги;

– личные сбережения — излишество или прок;

– тонкости кредитов и депозитов;

– права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

– управление денежными потоками;

– агрессивная политика банков;

– активы и пассивы (доходы и расходы);

– страхование и пенсионные выплаты;

– наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Следует отметить, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, ребята учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки обществознания дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся. В отличие от других форм деятельности, урочная на 100 % охватывает детскую аудиторию.

В старших классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно — практической конференции в школе.

2 октября в рамках Всероссийской недели наук на базе нашей школы было проведено мероприятие для старшеклассников школ города. «Как не стать жертвой финансовых мошенников?» так звучала тема тренинга Каликовой Дамиры Ильтаровны. Учащиеся в неформальной обстановке, в тесном кругу обсудили злободневные вопросы финансовой безопасности, рассмотрели наиболее часто встречающиеся примеры финансовых махинаций, разработали памятку «Как уберечь себя от мошенников».

14 октября 2017 года в РКЦ Салехард Отделении Тюмень Уральского ГУ Банка России состоялся общероссийский День открытых дверей. Данное мероприятие посетили и наши ученики 10-х классов.

Дети узнали много нового о деятельности Центрального банка Российской Федерации, истории банковского дела в России, о банковских услугах и платежных картах, а также как не стать жертвой мошенничества при использовании банковских карт.

Ребята с интересом слушали сотрудников РКЦ и задавали им свои вопросы. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; угадывали вслепую на ощупь, что за монета находится в мешке. Ознакомились с рабочей техникой кассового сотрудника банка (машинка для счета купюр и их распознавания на подлинность; аппарат, с помощью которого можно проверить документ, удостоверяющий личность на подлинность).

В ходе мероприятия наши ученики просмотрели видеоролики о финансовой грамотности и познакомились с внешним видом купюр номиналом 200 и 2000 рублей, выпущенных в оборот 12 октября 2017 года.

По окончании Дня открытых дверей все дети получили небольшие памятные подарки от РКЦ в виде ручек и календариков с символикой ЦБ РФ и ушли с мероприятия с новыми знаниями и с хорошим настроением!

2 ноября 2017 года в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в МБОУ СОШ № 6 в 10А классе прошел урок финансовой грамотности, посвященный мероприятиям IV Всероссийской недели сбережений. Цель данной акции — формирование финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, что будет способствовать, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию молодых людей.

Урок провели педагог школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «Детско-юношеский центр» А. В. Масюк и эксперт управления маркетинга и коммуникаций Салехардского отделения № 1790 Западно-Сибирского банка — Алевтина Норенберг.

Во время проведения урока учащиеся:

– познакомились с основами личного финансового планирования и финансовой безопасности, правилами разумного финансового поведения;

– познакомились с работой школы Финансово-правовой грамотности МАУ ДО «ДЮЦ», получили приглашения на занятия;

– получили памятки и обучающие брошюры Банка России;

– поучаствовали в викторине: «финансы не поют романсы».

Социальное партнёрство подразумевает привлечение к процессу воспитания финансовой грамотности работников финансовой сферы, предпринимательской и родительской общественности.

Внеклассная работа включает в себя проведение классных часов, просветительских родительских собраний на заданную тематику, викторины, деловые игры, командные игры-путешествия, выпуск стенных газет, конкурсы рисунков и поделок из вторсырья.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.

По статистике, сейчас в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Российская Федерация, финансовая безопасность, Финансово-правовая грамотность, Центральный банк, школа.


Похожие статьи

Опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии»

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Подходы к преподаванию юридических дисциплин на современном этапе развития профессионального образования

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин

Современные методы преподавания на уроках географии

Похожие статьи

Опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии»

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Подходы к преподаванию юридических дисциплин на современном этапе развития профессионального образования

К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Междисциплинарные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и других школьных дисциплин

Современные методы преподавания на уроках географии

Задать вопрос