В статье рассматриваются спорные вопросы как правовой природы, так и правосубъектности некоторых корпоративных некоммерческих организаций.
Ключевые слова: некоммерческие корпоративные организации, общины коренных малочисленных народов, потребительские кооперативы, гражданско-правовой статус.
Законодатель стремится совершенствовать гражданско-правовую регламентацию правового статуса некоммерческих организаций, в том числе корпоративных. В целом, любые изменения направлены на сохранение центральной роли правовых положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), уточнение признаков некоммерческих организаций, объем их правосубъектности. Предполагалось, что в ГК РФ нужно закрепить общее правило, согласно которому нормы законов, регулирующие статус некоммерческих организаций должны соответствовать ГК РФ, то есть в специальных законах о некоммерческих организациях должны были содержаться ссылки на ГК РФ, а не наоборот, при этом специальные законы должны были определять цели организации, специфику деятельности [2]. При обновлении норм ГК РФ в 2014 году, эти изменения были оценены не совсем положительно, как указывает автор: «Была проведена косметическая чистка [8, с. 55], следствием чего стало неустранение многих теоретических и практических спорных вопросов, а с выделением отдельной категории корпоративных некоммерческих организаций и определения общих норм для всех этих организаций вне зависимости от цели создания, количество спорных вопросов увеличилось.
Законодатель сформировал в 2014 году в ГК РФ перечень некоммерческих корпоративных организаций на основе общих признаков корпорации. Изначально не ставя задачу повысить эффективность функционирования некоммерческих организаций, законодатель исходил из того, что как юридические лица они являются конструкциями, предназначенными для участия в имущественных отношениях, а их устройство и принципы деятельности схожи со структурой коммерческих организаций. Как следствие, при определении гражданско-правового положения некоммерческих юридических лиц конституционные и иные, в том числе особые экономические, основы их создания и деятельности учитываться не должны.
Законодатель попытался определить в ГК РФ общие положения о некоммерческих организациях, в некоторых случаях указывая на особенности тех или иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, однако их правовой статус достаточно не урегулирован, специфика этих организаций закреплена в отдельных актах. На это указывает пункт 4 статьи 49 ГК РФ: особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. А в некоторых случаях, нормы специальных законов являются приоритетными по отношению к нормам ГК РФ.
Так, например, в положениях об общественных движениях (статья 123.7–1), о казачьих обществах, внесенные в государственный реестр казачьих общества Российской Федерации (статья 123.15); об общинах коренных малочисленных народов (статья 123.16) указано, что положения ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено специальными законами. Эти законы могут быть не только федеральными, но и региональными.
Так, например, правовое положение общин коренных малочисленных народов Российской Федерации может определяться правовыми актами конкретного субъекта Российской Федерации. Региональными актами может быть предусмотрено не только индивидуальное членство, но и коллективное, в данном случае семья или род в целом. При выходе члена из общины или при ее ликвидации, он имеет право на получение части имущества, эту возможность имеют также и члены семьи участника общества.
При этом решения по вопросам внутренней организации общины коренных малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев народов (статья 12 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», статья 4 Федерального закона от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).
Некоторые региональные акты устанавливают положения, которые не соответствуют классическим представлениям о юридическом лице, так, в пункте 2 статьи 13 Закона Эвенкийского автономного округа от 16.10.2000 № 178 «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе» [4] указано, что члены общины отвечают по обязательствам общины в пределах своей доли из имущества общины, а в пункте 1 статьи 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.10.2003 № 175-ІІІ «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» [3] указана общая долевая собственность общины.
Представляется, что законодателю стоит более точно определить допустимые пределы регулирования гражданско-правового статуса некоммерческих организаций, в частности указанных выше.
Стоит также отметить, что среди ученых спорные вопросы вызывает правовое регулирование потребительских кооперативов. Так, в научной литературе высказывались мнения, что потребительские кооперативы стоит относить к коммерческим организациям, так как возможность распределения материальных благ между членами (участниками) не соответствует некоммерческой сущности организации [5].
Ряд авторов пишет, что потребительские кооперативы имеют промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями [7, с. 200], другие пишут, что производственные и потребительские кооперативы относятся к единой организационно-правовой форме и их не следует разделять, и предлагают делить организации на коммерческие, некоммерческие и кооперативные, урегулировав деятельность последних специальным Кооперативным кодексом [9, с. 8].
Несмотря на то, что в части регулирования правового статуса потребительских кооперативов, специальных законов широкий перечень, у потребительских кооперативов имеется ряд общих черт, что позволяет ученым рассуждать на тему единого закона о потребительских кооперативах [6, с. 149].
В российском законодательстве было два примера принятия правовых актов, которые охватывали своим регулированием деятельность всех возможных видов кооперативов: Положение «О кооперативных товариществах и их союзах» (далее — Положение о кооперативных товариществах), утвержденное постановлением Временного правительства от 20.03.1917, и Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР». Однако в обоих случаях не представляется возможным судить об успешности практики применения этих нормативных актов, поскольку, принятые в переломные моменты нашей истории, они фактически не успели сколько-нибудь полновесно быть применены в связи с дальнейшим кардинальным изменением политической обстановки, а затем — законодательства в целом.
В литературе высказываются предложения о целесообразности разработки общего закона о кооперации, который содержал бы понятие данной организационно-правовой формы, закреплял кооперативные принципы, общие положения для всех видов кооперативов и устанавливал основы правового положения отдельных видов кооперативов (в том числе сельскохозяйственных) [1, с. 303].
Что касается перспективы разработки общего закона о кооперативах, то на сегодняшний день, к сожалению, она не представляется реальной, и не только потому, что законодатель вряд ли пойдет на очередное кардинальное перекраивание гражданского законодательства. Мы исходим из того, что в принципе возможен вариант включения соответствующих норм о кооперативах непосредственно в ГК РФ. Однако пока отсутствует концепция совершенствования кооперативного законодательства, которая была бы основана на ясном видении общей картины современного состояния развития кооперации различных форм.
Обобщая изложенное выше, отметим, что проведенные законодателем реформы в 2014 году не прошли бесследно. Было определено, что в некоторых случаях специальные законы являются приоритетными по отношению к нормам ГК РФ. При этом нормы специальных законов могут идти в разрез с положениями ГК РФ и размывают сложившиеся цивилистические представления, так, например, региональными актами может быть предусмотрено не только индивидуальное членство, которое может быть приобретено с 16 лет, в некоммерческой корпорации, но и коллективное, в данном случае семья или род в целом и др.
Помимо указанного, достаточно спорных вопросов вызывают потребительские кооперативы. Полагаем, что в целях совершенствования кооперативного законодательства, в ГК РФ должна появиться глава, содержащая нормы о кооперативах, но перед этим необходимо определить концепцию развития кооперативного законодательства.
Литература:
- Быстров, Г. Е. Совершенствование кооперативного законодательства России: международный и российский правовой опыт / Г. Е. Быстров, С. В. Тычинин // Евразийский юридический журнал. — 2016. — № 1. — С. 300–304.
- Концепция развития гражданского законодательства РФ, одобренная Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г // Вестник ВАС РФ. — 2009 г. — № 11.
- О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера: Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82–3 № 175-ІІІ // Якутские ведомости. — № 43. –2003.
- Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе: Закон Эвенкийского автономного округа от 16 октября 2000 г. № 178 // Сборник правовых актов Красноярского края. — 2000.
- Полякова, В. Э. Потребительский кооператив / В. Э. Полякова // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — 2019.
- Скворцова, Т. А. К вопросу о системе правовой регламентации деятельности производственных и потребительских кооперативов / Т. А. Скворцова // Проблемы экономики и юридической практики. — 2019. — № 6. — С. 148–151.
- Сойфер, Т. В. Потребительский кооператив: место в системе юридических лиц / Т. В. Сойфер // Актуальные проблемы гражданского права. — 2009. — № 2. — С. 199–205.
- Степанов, Д. И. Новые положения Гражданского кодекса о юридических лицах / Д. И. Степанов // Закон. — 2014. — № 7. — С. 31–55.
- Тычин, С. В. Гражданско-правовое регулирование потребительской кооперации в России: специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тычин Сергей Владимирович; Санкт- Петербургский университет МВД России. — Санкт- Петербург, 2004. — 405 c.
- Чаркин, С. А. Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов / С. А. Чаркин // Современное право. — 2008. — № 5. — С. 64–68.