Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Канатова, Ж. К. Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата / Ж. К. Канатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103357/ (дата обращения: 02.05.2024).



Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учебной программы с изучением иностранного языка, что позволяет студентам эффективно усваивать как знания по предмету, так и языковые навыки.

Ключевые слова: CLIL, география, международный бакалавриат, профессиональная подготовка.

Методика CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) представляет собой инновационный подход к обучению, который объединяет содержание учебной программы с изучением иностранного языка. Она является эффективным инструментом для развития языковых и предметных навыков у учащихся. В настоящее время многие школы и университеты внедряют методику CLIL в учебный процесс, и это требует соответствующей профессиональной подготовки учителей.

  1. Обзор литературы

В работах исследователей отмечается, что использование методики CLIL в обучении географии позволяет учащимся развить не только глубокое понимание географических концепций, но и улучшить свои навыки владения иностранным языком. Это особенно актуально в контексте международного бакалавриата, который стремится к развитию универсальных навыков и межкультурной компетенции учащихся.

Одно из исследований, проведенных Джонсоном и Смитом (2018), подчеркивает важность развития языковых и предметных компетенций учителей для успешного применения CLIL. Они отмечают, что учителя, обладающие знаниями и навыками CLIL, могут сделать уроки географии более интерактивными и погруженными в языковую среду, что способствует лучшему усвоению материала учащимися [1].

Другие исследования, такие как работа Бальтуса (2020), уделяют внимание различным подходам и методам в профессиональной подготовке учителей для применения CLIL. Он указывает на значимость интеграции предметных знаний и языкового развития в учебный процесс, а также на необходимость использования аутентичных материалов и методов, которые позволяют учащимся применять полученные знания на практике [2, стр. 198].

  1. Существующие подходы и методы в подготовке учителей для применения CLIL.

Один из подходов — это проведение специализированных тренингов и семинаров, нацеленных на развитие компетенций CLIL учителей. Эти мероприятия могут включать в себя изучение методологии CLIL, анализ и разработку уроков, использование аутентичных материалов и оценку учебных результатов. Например, семинар «Integrating Language and Content: CLIL Strategies for Geography Teachers» может предоставить учителям географии конкретные стратегии и инструменты для успешного внедрения CLIL в учебный процесс.

Другой подход включает коучинг и менторство, где опытные CLIL-учителя или специалисты по образованию работают с учителями географии, чтобы помочь им развить свои навыки и уверенность в применении CLIL. Например, в рамках программы «CLIL Mentorship Program for Geography Teachers» менторы могут проводить индивидуальные консультации, обсуждать учебные планы и предоставлять обратную связь на основе наблюдений за уроками.

Также существуют онлайн-ресурсы и курсы, которые предлагают учителям географии самостоятельное изучение и обучение в области CLIL. Например, онлайн-курс «Introduction to CLIL in Geography Education» может предоставить учителям доступ к видеоурокам, материалам для самостоятельного изучения и заданиям, которые помогут им углубить свои знания и практические навыки CLIL.

Кроме того, существуют программы обмена опытом и коллаборативное обучение, которые позволяют учителям географии сотрудничать и обмениваться лучшими практиками в области CLIL. Например, проект CLIL Teacher Collaboration Network может объединять учителей географии из разных стран и образовательных учреждений, чтобы они могли взаимодействовать, делиться опытом и разрабатывать совместные учебные материалы, способствующие применению CLIL.

Также учителя географии могут присоединяться к международным и национальным географическим конференциям, где представляются и обсуждаются исследования и передовые практики в области CLIL. Например, International Geographical Congress и National Council for Geographic Education Conference предоставляют платформу для обмена идеями и опытом в обучении географии через CLIL [3].

  1. Необходимые компетенции и ресурсы для успешной реализации

CLIL в обучении географии

Существует множество учебных материалов и пособий, специально разработанных для применения CLIL в обучении географии. Некоторые из таких ресурсов включают учебники, рабочие тетради, аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания и т. д., например, Geography for the International Student от Paul Guinness и Garrett Nagle является популярным учебником для географии по программе международного бакалавриата, который содержит CLIL-материалы [4].

Интернет предлагает широкий спектр онлайн-ресурсов и платформ. Например, веб-сайты такие как National Geographic Education и BBC Bitesize предлагают образовательные материалы, статьи, видео и интерактивные задания по географии на различных языках. Также существуют специализированные онлайн-платформы, такие как Edmodo и Moodle, которые позволяют учителям создавать виртуальные классы, обмениваться материалами и заданиями, и взаимодействовать с учащимися.

Участие в профессиональных сообществах и организациях, связанных с образованием и географией, может быть полезным для учителей, стремящихся развивать свои навыки в применении CLIL. Например, International Association for Geographical Education (IAGE) и International CLIL Research Journal предлагают доступ к последним исследованиям и публикациям в области CLIL и географии. Также существуют профессиональные тренинги, семинары и конференции, посвященные CLIL и географии, где учителя могут обменяться опытом, узнавать о новых подходах и лучших практиках. Например, Европейская ассоциация CLIL (European Association for Content and Language Integrated Learning, EACLI) организует регулярные конференции, семинары и мероприятия, которые объединяют учителей, исследователей и практиков CLIL со всего мира [5, стр. 322].

Один из наиболее ценных ресурсов для учителя являются их коллеги. Сотрудничество и обмен опытом с другими учителями географии, особенно теми, кто также применяет CLIL, могут существенно улучшить качество и эффективность учебного процесса. Учителя могут создать учебные группы, организовать общие планирования уроков, обсуждать методы преподавания и давать обратную связь друг другу. Коллективное обучение и взаимоподдержка помогут учителям развивать свои компетенции и повышать уровень применения CLIL [6].

Для более подробной информации о доступных ресурсах и различных компетенциях, рекомендуется обратиться к следующим источникам:

– Guadalupe Ruiz Fajardo and Patricia Hevia, «Content and Language Integrated Learning (CLIL) in Geography Education: Current Trends and Best Practices» (2018).

– «CLIL in Geography: The Development and Implementation of CLIL in the Secondary Geography Curriculum» by C. J. Maloney, P. Bray, and S. Chamberlain (2015).

– «CLIL for Geography: A Handbook for Educators» by Christiane Dalton-Puffer and Tarja Nikula (2016) [7].

В заключение, профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в изучении географии по программе международного бакалавриата является необходимой и эффективной мерой. Она обеспечивает учителей необходимыми знаниями, навыками и ресурсами для успешной реализации CLIL-методики в учебном процессе. Подготовленные учителя способны создавать стимулирующую и активную учебную среду, развивать языковые и предметные навыки учащихся, а также формировать их межкультурную компетенцию и критическое мышление.

Литература:

  1. Coyle, D., Hood, P., & Marsh, D. (2010). Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press.
  2. Dalton-Puffer, C. (2011). Content-and-language integrated learning: from practice to principles? Annual Review of Applied Linguistics, 31, 182–204.
  3. Lasagabaster, D., & Doiz, A. (2016). CLIL in Higher Education: Towards a Multilingual Language Policy. Bristol: Multilingual Matters.
  4. Mehisto, P., Marsh, D., & Frigols, M. J. (2008). Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education.
  5. Pérez-Cañado, M. L. (2012). CLIL research in Europe: Past, present, and future. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 15(3), 315–341.
  6. Tedick, D. J., & de Groot, B. (2019). CLIL teacher education: Where do we stand, where do we go? In D. Marsh & O. Ignatova (Eds.), CLIL Teacher Education in Europe (pp. 1–14). Cham: Springer.
  7. UNESCO. (2005). Guidelines for the Preparation of Teachers of CLIL: A Framework for Qualifications in the European Context. Paris: UNESCO.
Основные термины (генерируются автоматически): CLIL, учитель географии, учебный процесс, обучение географии, учитель, иностранный язык, навык, профессиональная подготовка учителей, обратная связь, самостоятельное изучение.


Ключевые слова

профессиональная подготовка, география, CLIL, международный бакалавриат

Похожие статьи

Использование методики CLIL на уроках со вторым языком...

При планировании урока учителю можно опираться на следующие вопросы

В перспективе проблема нехватки учителей CLIL может быть решена через подготовку и

Однако данный модуль предназначен только для учителей, владеющих английским языком на уровне В1.

В данном случае можно рассматривать учителей, прошедших обучение по методу CLIL как...

Изучение иностранного языка с применением элементов...

Этот вид преподавания характеризовал учебные ситуации, когда дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке, таким образом преследуя двуединую цель: изучение учебного предмета и одновременное изучение иностранного языка.

Технология CLIL на уроках английского языка | Статья в журнале...

Адекватным ответом на вызовы времени является активное привлечение в учебном процессе новых инструментов для взаимодействия с учениками, среди которых технология CLIL (Content and Language Integrated Learning/предметно-языковое интегрированное обучение).

Методика CLIL как инструмент повышения успеваемости учащихся

CLIL основан на том факте, что учебная программа преподается и преподается на иностранном языке.

иностранный язык широко используется в учебной программе

– студенты осваивают иностранный язык в достаточной степени после 5–7 лет обучения по двуязычной

подготовка студентов к процессу интернационализации и глобализации

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального...

Когда студентов знакомят с уроком CLIL используются все четыре аспекта изучения языка: письмо

Учитель делит учеников на четыре группы и дает имена 4х ученых (по теме урока) каждой группе.

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

CLIL, язык обучения, язык, английский язык, учитель, предметное содержание, второе, изучение...

Особенности обучения английскому языку на основе...

В работе выделены признаки и принципы интегрированного обучения.

Также в статье выделены особенности обучения английскому языку на основе подхода CLIL.

CLIL — это подход, рассматривающий иностранный язык как средство обучения.

— задания должны стимулировать самостоятельную и творческую работу обучающихся

Интегрированное обучение иностранному языку на примере...

...подход к обучению иностранному языку на примере математики и иностранного языка.

Ключевые слова: интеграция, иностранный язык, CLIL. В настоящее время существует

заключается в том, что на изучение языка не нужно выделять дополнительное время в учебной программе.

Подготовка к дальнейшему обучению или к работе. 5. Обучающий аспект.

Развитие навыков осознанного чтения с использованием методов...

Учителя профильных предметов и английского языка объединились в группу для исследования данного вопроса.

Рис. 1. Диаграмма ответов учащихся по прогрессу навыка чтения.

текст, иностранный язык, чтение, этап обучения, обучение, учащийся, личностно-ориентированный подход, старший этап

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения.

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного...

– понимание причинно-следственных связей процессов и явлений

CLIL — это подход, рассматривающий иностранный язык как средство обучения.

CLIL, язык обучения, язык, английский язык, учитель, предметное содержание, второе...

Применение методик CLIL, способствующих развитию навыков чтения и говорения английского языка через математику.

Похожие статьи

Использование методики CLIL на уроках со вторым языком...

При планировании урока учителю можно опираться на следующие вопросы

В перспективе проблема нехватки учителей CLIL может быть решена через подготовку и

Однако данный модуль предназначен только для учителей, владеющих английским языком на уровне В1.

В данном случае можно рассматривать учителей, прошедших обучение по методу CLIL как...

Изучение иностранного языка с применением элементов...

Этот вид преподавания характеризовал учебные ситуации, когда дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке, таким образом преследуя двуединую цель: изучение учебного предмета и одновременное изучение иностранного языка.

Технология CLIL на уроках английского языка | Статья в журнале...

Адекватным ответом на вызовы времени является активное привлечение в учебном процессе новых инструментов для взаимодействия с учениками, среди которых технология CLIL (Content and Language Integrated Learning/предметно-языковое интегрированное обучение).

Методика CLIL как инструмент повышения успеваемости учащихся

CLIL основан на том факте, что учебная программа преподается и преподается на иностранном языке.

иностранный язык широко используется в учебной программе

– студенты осваивают иностранный язык в достаточной степени после 5–7 лет обучения по двуязычной

подготовка студентов к процессу интернационализации и глобализации

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального...

Когда студентов знакомят с уроком CLIL используются все четыре аспекта изучения языка: письмо

Учитель делит учеников на четыре группы и дает имена 4х ученых (по теме урока) каждой группе.

Методика работы с языковым портфелем в процессе обучения...

CLIL, язык обучения, язык, английский язык, учитель, предметное содержание, второе, изучение...

Особенности обучения английскому языку на основе...

В работе выделены признаки и принципы интегрированного обучения.

Также в статье выделены особенности обучения английскому языку на основе подхода CLIL.

CLIL — это подход, рассматривающий иностранный язык как средство обучения.

— задания должны стимулировать самостоятельную и творческую работу обучающихся

Интегрированное обучение иностранному языку на примере...

...подход к обучению иностранному языку на примере математики и иностранного языка.

Ключевые слова: интеграция, иностранный язык, CLIL. В настоящее время существует

заключается в том, что на изучение языка не нужно выделять дополнительное время в учебной программе.

Подготовка к дальнейшему обучению или к работе. 5. Обучающий аспект.

Развитие навыков осознанного чтения с использованием методов...

Учителя профильных предметов и английского языка объединились в группу для исследования данного вопроса.

Рис. 1. Диаграмма ответов учащихся по прогрессу навыка чтения.

текст, иностранный язык, чтение, этап обучения, обучение, учащийся, личностно-ориентированный подход, старший этап

Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения.

Применение стратегии предметно-языкового интегрированного...

– понимание причинно-следственных связей процессов и явлений

CLIL — это подход, рассматривающий иностранный язык как средство обучения.

CLIL, язык обучения, язык, английский язык, учитель, предметное содержание, второе...

Применение методик CLIL, способствующих развитию навыков чтения и говорения английского языка через математику.

Задать вопрос