Технология CLIL на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 15.12.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Кривова, И. А. Технология CLIL на уроках английского языка / И. А. Кривова, Е. Н. Прокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 478-480. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76460/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье авторы рассказывают о своём опыте использования технологии CLIL в преподавании английского языка.

Ключевые слова: CLIL, проекты, английский язык.

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.

Саади

CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршем в 1994 году: ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях — «язык» и «интеграция».

В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть умение учиться.

Адекватным ответом на вызовы времени является активное привлечение в учебном процессе новых инструментов для взаимодействия с учениками, среди которых технология CLIL (Content and Language Integrated Learning/предметно-языковое интегрированное обучение). Эта технология применяется во многих странах и получает всё большую популярность в Европе, т. к. имеет практико-ориентированную направленность и рассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, таким образом, формируя у учащегося потребность в учёбе.

Принципиально важно, что эта технология не предполагает углубленного изучения языка. Технология CLIL способствует достижению всех видов результатов нового стандарта. В основе технологии CLIL лежит принцип «4C»: Content, Cognition, Communication и Culture (содержание, познание, общение и культура). На уроках согласно ФГОС должна быть составляющая, направленная на достижение предметных результатов (Content); метапредметных результатов: регулятивных, познавательных (Cognition) и коммуникативных (Communication), а также личностных результатов (Culture).

Дети успешны лишь в том, что их искренне интересует. Технология CLIL способствует созданию пространства выбора образовательной деятельности для определения и развития у школьников личных и профессиональных интересов, склонностей, способностей и связанных с ними метапредметных умений и навыков. В руках детей оказывается инструмент, позволяющий расширить горизонты.

Юные натуралисты

В первой части учебника «FORWARD» (4 класс) в начале раздела «Что ты знаешь о дождевых/тропических лесах?" авторы предлагают детям познакомиться с «Fact card» о тропических лесах послушать текст, прочитать его и ответить на вопросы. На следующей странице расположены упражнения на аудирование и устную коммуникацию, темой которых является плотоядные растения. Последнее упражнение на странице предполагает, что дети нарисуют своё собственное плотоядное растение и расскажут о нём.

На уроке мы предлагаем детям примерить на себя роль учёных.Они прослушивают не просто текст, а «лекцию» о плотоядных растениях... и отвечают на вопросы своих «коллег» из других стран (из упражнения к тексту).

Четвероклассники слушают сообщения юных коллег об их плотоядных растениях и подбирают фотографию, соответствующую рассказу.

Подходит время принять участие во всемирной выставке плотоядных растений. Для этого нужно подготовить открытку для выставочного центра и рассказать о своём растении на английском языке.

Пройдя все подготовительные работы, дети получают домашнее задание: сделать открытку для презентации своего растения и составить по образцу рассказ о нём.

Инструкция по созданию простой pop-up-открытки

Рис. 1. Инструкция по созданию простой pop-up-открытки

Открытка с плотоядным растением

Рис. 2. Открытка с плотоядным растением

Состоялась ли выставка плотоядных растений?

И выставка, конечно, состоялась. Нашу страну представляли юные креативные ученые, которые создали уникальные экспонаты и с гордостью их демонстрировали всем посетителям мероприятия!

Юные инженеры

УМК «Forward» для 5 класса предлагает выполнить несколько интересных проектов, которые позволяют ученикам не только расширить и углубить знание языка, но и увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов. Работа над проектом предполагает проявление самостоятельности и ответственности ученика и грамотное направление его работы со стороны учителя.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся.

Очередной проект ребята встретили на страницах Activity Book (рабочей тетради) в конце второго раздела «The competition» . Дети узнают, что Kate участвует в конкурсе фотоэссе и знакомятся с устройством и работой фотокамеры.

В ходе выполнения упражнения дома ученики дополняют инструкцию по созданию проектора, а также попробуют свои силы в моделировании.

От коробки из-под обуви к собственному проектору

Несколько коробок из-под обуви, чайников и сладостей получили новую жизнь. Ребята были воодушевлены: одни с гордостью демонстрировали свои поделки, другие с удовольствием смотрели на результаты труда своих одноклассников. Оказалось, что обычный фонарик не дал ожидаемого результата — проецируемые картинки не были достаточно четкими. И тут же у кого-то из детей появилась идея — воспользоваться мобильным телефоном! Его фонарик оказался очень ярким, а изображения на стене вызвали бурю положительных эмоций!

Ребята выбрали для своих слайдов совершенно разную тематику от английского алфавита до мультипликационных героев.

Проектор + сотовый телефон

Рис. 3. Проектор + сотовый телефон

Что остаётся в голове и сердце ребёнка после звонка на перемену?

Как часто мы говорим, что современное поколение ничем не удивить! Но представьте только, что дети, неотъемлемой частью повседневной жизни которых является смартфон с подключением к сети Интернет, с горящими глазами и возгласами удивления и радости рассматривали самодельные открытки с зубастыми растениями или черно-белые картинки на стене! Дети не спешили убежать на перемену… Их довольные лица и взгляды, полные любопытства и восторга, навсегда запечатлелись в нашей памяти и на многочисленных selfie , которые прилетели к нам в социальных сетях.

Основные термины (генерируются автоматически): CLIL, английский язык, растение, ребенок, предметно-языковое интегрированное обучение.


Ключевые слова

английский язык, проекты, CLIL
Задать вопрос