В статье автор ставит целью сравнить уровень воспринимаемого стресса у молодежи, вызванного COVID-19, в исследуемых странах.
Ключевые слова: COVID-19, стресс, студенты.
Вспышка пандемии COVID-19, начавшаяся в 2019 году с самого начала вызывала в средствах массовой информации бурный резонанс. В России к новой болезни поначалу относились скептически и даже с юмором. Отношение изменилось после заявления Всемирной Организации Здравоохранения 11 марта 2020 года о том, что вспышка нового заболевания приобрела характер пандемии. Неизвестность, ограничение свободы, передвижения, опасения заболеть были характерны для большинства населения во множестве стран. Исследователи отмечали, что для множества людей в то время были характерны повышенная тревожность и другие признаки переживания стресса. Психологическая ситуация осложнялась явными признаками неготовности системы мирового здравоохранения к таким масштабным пандемиям и невозможностью избежать карантин и самоизоляцию, что также способствовало состоянию стресса у населения.
В связи с этим, чрезвычайно актуально проведение широкомасштабных исследований для выявления тенденций и разработки рекомендаций по преодолению стресса, связанного со стрессогенными внешними обстоятельствами (на примере COVID-19).
Зачастую психические реакции на опасность носят универсальный характер. В работе нам представится возможность изучить научные труды, исследующие шаблоны психологического реагирования в условиях столкновения с таким стрессором как эпидемия. В исследовании стресса у молодёжи Москвы у нас реализовалась возможность выявить закономерности поведения молодёжи в схожих условиях в разных странах. Полученные данные могут быть применены на практике для консультирования населения по вопросам компенсации посттравматических стрессовых реакций, связанных с последствиями пандемии COVID-19, а также для индивидуального и группового консультирования по психопрофилактике стресса.
Целью данного исследования был сравнительный анализ уровня стресса населения в России по ретроспективной оценке — через два года после начала эпидемии COVID-19 по сравнению с данными аналогичных исследований, проведенными в США и Китае. Гипотеза заключается в том, что имеются существенные различия воспринимаемого стресса, вызванного пандемией COVID-19, у молодежи России (в ретроспективной оценке) и других исследуемых стран.
Проведен теоретический анализ исследований стресса, начиная от теории Селье и заканчивая современными отечественными и зарубежными исследованиями стресса в период пандемии COVID-19. Были выявлены такие особенности стрессовых состояний человека в связи с пандемией COVID-19, как тесная взаимосвязь между фактом значимых изменений в жизни и тревожностью по этому поводу; влияние уровня воспринимаемого стресса на выбор копинга эмоциональной поддержки.
На основе изучения литературы и особенностей поведения людей в разных мировых пандемиях прошлого, мы предположили наличие существенных различий ощущаемого стресса у молодежи в исследуемых странах в период пандемии COVID-19.
Исследование в России проводилось на выборке, в которую входили студенты 1–5 курса университетов: Московского государственного психолого-педагогического университета, ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет», Британской высшей школы дизайна, всего в исследовании приняли участие 83 человека. Из них 17 мужчин и 66 женщин. Исследование проводилось по методике виртуального снежного кома, т. е. задание получили несколько студентов, после чего самостоятельно вовлекли своих однокурсников или друзей старших\младших курсов своего университета.
Чтобы быть уверенными, что данные, полученные с помощью опросника «Шкала воспринимаемого стресса» сейчас можно сравнивать с данными, полученными зарубежными исследователями сразу после пандемии, были приняты два решения:
Во-первых, перед непосредственно исследованием студенты отвечали на вопросы авторской анкеты, которые были призваны подтвердить валидность выборки. Вот несколько примеров:
Во-вторых, инструкция опросника «Шкала воспринимаемого стресса» в Российском варианте была составлена таким образом, чтобы отсылать к прошлому опыту. То есть, если в оригинале опросника большая часть вопросов задается про опыт последних двух месяцев жизни, то в инструкции рецензентов просили ответить на вопросы в ретроспективном ключе. Инструкция к тесту была следующей:
«В рамках исследования психологического здоровья студентов Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет проводит анкетирование студентов для изучения их отношения к условиям, обусловленным пандемией COVID-19. Обращаемся к Вам с просьбой принять участие в опросе и ответить на вопросы данной анкеты. Анкетирование проводится анонимно, а результаты будут использоваться только в обезличенном виде и только в научно-исследовательских целях. Для нас ценно Ваше личное мнение. Постарайтесь вспомнить своё состояние весной 2020 года и ответьте на вопросы так, как ответили бы тогда. Обведите, пожалуйста, подходящий вариант ответа. Проверьте, что Вы выбрали не более одного варианта ответа на каждый вопрос».
Согласно результатам исследования, с помощью опросника «Шкала воспринимаемого стресса» у студентов был выявлен преимущественно высокий уровень воспринимаемого стресса, средний балл среди респондентов составил 34,16; у 81 % респондентов уровень воспринимаемого стресса оценивается как высокий.
В США и Китае на момент весны 2020 года наблюдался различный уровень воспринимаемого стресса. В России, по ретроспективной оценке, уровень воспринимаемого стресса является средним между Китаем и США. Предположительно такой результат связан с динамикой распространения вируса и введением эпидемиологических ограничений.
Была также выявлена связь переживаемого стресса и готовности обратиться к другим людям за эмоциональной поддержкой или получить ее от других. Чем выше уровень воспринимаемого стресса, тем чаще респонденты прибегают именно к запросам к окружающим об эмоциональной поддержке.
Высокий уровень переживаемого стресса (в ретроспективной оценке) может свидетельствовать о фазе дистресса и истощения в обществе в связи с проживанием стресса от последствий COVID-19.
Литература:
1. 2016 Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 16 Вып. 2 Медицинская психология УДК 159.92 B. А. Абабков, К. Барышникова, О. В. Воронцова-Венгер, И. А. Горбунов, C. В. Капранова, Е. А. Пологаева, К. А. Стуклов Валидизация русскоязычной версии опросника «шкала воспринимаемого стресса-10»
2. Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В. В. Рубцов, А. А. Шведовская; ред.: В. В. Рубцов, А. А. Марголис, И. В. Вачков, О. В. Вихристюк, Н. В. Дворянчиков, Т. В. Ермолова, Ю. М. Забродин, Н. Н. Толстых, А. В. Хаустов, А. Б. Холмогорова, А. А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 480 с
3. Устинов А. Л., Набойченко Е. С., Чупракова С. В. Человек в условиях мировых пандемий: историко-психологический обзор // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9. № 1 (32). С. 7–17. DOI: 10.23888/humJ202117–17
4. Benham, G. (2021). Stress and sleep in college students prior to and during the COVID‐19 pandemic. Stress and Health, 37(3), 504–515. https://doi.org/10.1002/smi.3016
5. Gao, J., Zheng, P., Jia, Y., Chen, H., Mao, Y., Chen, S., Wang, I., Fu, H., & Dai, J. (2020). Mental health problems and social media exposure during COVID-19 outbreak. PLoS One, 15(4), 1–10. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0231924
6. Liu, S., Liu, Y., & Liu, Y. (2020). Somatic symptoms and concern regarding COVID-19 among Chinese college and primary school students: A cross-sectional survey. Psychiatry Research, 289, 1–5. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.11307